Рефераты. Общественное мнение как фактор обратной связи в системе местного самоуправления






Таким образом определяются службы и подразделения краевой администрации, которые в наибольшей степени оказывают влияние на существующий сегодня уровень социального самочувствия (качество жизни).

2) Индекс «условия жизни»

Расчет индекса «условия жизни» складывался из ответов респондентов на следующие вопросы:

1. Оценка условий жизни в регионе

· Как бы Вы оценили социально-экономическую ситуации в Пермском крае по сравнению с Россией в целом? - существенно лучше, немного лучше, такая же, как и везде в России, немного хуже, существенно хуже.

· Как бы Вы оценили экономическое положение Пермского края? - очень хорошее, хорошее, среднее, плохое, очень плохое.

2. Благополучие семьи

· Оцените, пожалуйста, за последний год Вы питаетесь: лучше, хуже или осталось так же, как и год назад.

· Оцените, пожалуйста, как изменились за последний год Ваши возможности для улучшения материального положения: они стали лучше, хуже или остались такими же, как и год назад.

· Оцените, пожалуйста: за последний год Вы стали отдыхать: лучше, хуже или так же, как и год назад.

· Оцените, пожалуйста, как за последний год изменились Ваши перспективы в жизни: они стали лучше, хуже или остались такими же, как и год назад.

· Оцените, пожалуйста, как изменились за последний год Ваши возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в жизни: они стали лучше, хуже или остались такими же, как и год назад.

· Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи? - очень хорошее, хорошее, среднее, плохое, очень плохое.

· Какие возможности дает семейный доход, который есть у Вашей семьи, для удовлетворения потребностей Вашей семьи? - в настоящее время мы можем позволить себе дорогостоящие покупки - словом, ни в чем себе не отказывать; покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей, однако покупка машины или дорогостоящий отпуск нам пока не доступны; нам в основном хватает денег, мы можем даже кое-что откладывать, но при покупке дорогих вещей длительного пользования наших сбережений не хватает, и мы должны брать в долг; на ежедневные расходы нам хватает денег, но уже покупка одежды представляет для нас трудности: для этого мы должны или взять в долг, или специально откладывать деньги; мы живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи.

Отдельно, как относящийся одновременно и к макро- и к микроуровню, в индекс условия жизни включается вопрос «С какими чувствами Вы думаете о завтрашнем дне? - с уверенностью, с надеждой, с тревогой, с обреченностью».

На рис. 1 представлены оценки индекса «условия жизни» в мониторинговом режиме за период с 2005 по 2006 годы.

Рис. 1. Динамика изменений индекса «условия жизни» за период с 2005 по 2006 годы (в процентных пунктах-баллах)

Динамика индекса «условия жизни» за последний год свидетельствует о наличии следующих тенденций:

1) Сохранился разрыв в оценках условий жизни в семье и условий жизни в регионе. То есть население края по-прежнему, при достаточно высокой оценке условий жизни в крае, гораздо более пессимистично оценивает условия жизни в своей семье, что свидетельствует о нереализованном потенциале экономики региона с точки зрения населения;

2) Видна положительная динамика роста как оценок условий жизни в регионах, так и условий жизни в семье, что свидетельствует о положительных тенденциях в доходах населения и возможностях удовлетворения своих потребностей этими доходами;

3) В ответах на вопрос: «С какими чувствами Вы думаете о завтрашнем дне?» виден очевидный рост положительных оценок. Это свидетельствует о том, что население Пермского края склонно к оптимистической оценке своего будущего, своих перспектив в крае и развития края в целом;

4) В целом в 2006 году продолжилась тенденция к росту фактора «условия жизни в целом» с 41,3 балла до 49,2 балла; в течение последних лет оценка качества жизни по данному фактору находится в зоне высокого уровня.

3) Индекс социально-психологического комфорта

Далее необходимо обратиться к анализу второй составляющей социального самочувствия - индекса социально-психологического комфорта (СПК). Расчет индекса СПК складывался из ответов респондентов на следующие вопросы:

1. Социально-психологический комфорт в стране и в регионе

· В нашем государстве работа каждого человека всегда рано или поздно оценивается по достоинству - да, скорее да, скорее нет, да.

· В целом я могу сказать, что в нашем обществе я чувствую себя в безопасности - да, скорее да, скорее нет, нет.

· У нас в обществе люди понимают и уважают друг друга - да, скорее да, скорее нет, нет.

· В нашем обществе каждый может реализовать свои способности и потребности - да, скорее да, скорее нет, нет.

2. Социально-психологический комфорт среди коллег

· В настоящее время большую часть своих интересов и потребностей я реализую полностью - да, скорее да, скорее нет, нет.

· На работе (в учебном заведении; друзья и знакомые) меня ценят и уважают - да, скорее да, скорее нет, нет.

3. Социально-психологический комфорт в семье

· Оцените, пожалуйста, как изменились за последний год Ваши возможности удовлетворить культурные запросы. Запросы стали…лучше, хуже или остались такими же, как и год назад.

· Я уверенно могу сказать, что в своей семье я отдыхаю всей душой - да, скорее да, скорее нет, нет.

На рис. 2 показаны тенденции изменения данного показателя за оцениваемый период.

Рис. 2. Динамика изменений индекса «социально-психологический комфорт» за период с 2005 по 2006 годы (в процентных пунктах-баллах)

Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что хотя положительная динамика в оценке населением СПК сохранилась (с 17,9 баллов в 2005 году до 20,0 баллов в 2006 году), однако, в отличие от индекса «условия жизни», оценки социально-психологического комфорта продолжают оставаться в отрицательной зоне - в зоне среднего уровня.

При этом можно обратить внимание на следующие факты, выявленные в результате динамики индекса СПК:

1) в общекраевом индексе СПК появилась положительная динамика (+ 8 баллов), особенно выраженная в ответах на вопрос о безопасности в обществе (рост почти 20 баллов) и вопрос о реализации своих возможностей (+ 9,4 баллов). По всей видимости это связано со стабилизацией экономической и политической обстановки в стране и крае, что позволяет населению чувствовать себя более уверенно и комфортно;

2) однако региональный индекс СПК на уровне региона остается пока в зоне отрицательных оценок (- 28, 6 п.п.), что свидетельствует о том, что работа государственных и социально-общественных институтов не способствует оптимальной реализации такого важнейшего богатства Прикамья, каким является человеческий фактор;

3) Практически на одном уровне остаются оценки СПК в семье и среди коллег. При этом в ответе на вопрос реализации своих интересов наблюдаются даже отрицательные тенденции (- 8,3 в 2006-м против - 0,5 в 2005-м), что свидетельствует об определенной узости возможностей для реализации человеческого потенциала у жителей Прикамья и отчужденности интересов человека от интересов государства.

4) Общая оценка социального самочувствия населения Прикамья

После всего вышесказанного вполне логично предположить, что за исследуемый период произошел рост общего индекса социального самочувствия, что и подтверждается данными, представленными на рис. 3.

Рис. 4. Индекс социального самочувствия населения Прикамья за период с 2005 по 2006 годы (в процентных пунктах)

Завершая анализ состояния социального самочувствия населения Пермского края в июне 2006 года, необходимо получить ответ на вопрос: каким образом исполнительные органы региона влияют на состояние социального самочувствия, являющегося субъективным индикатором качества жизни населения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, в ходе социологического опроса респондентам предлагалось оценить работу краевой администрации по 7-ми бальной шкале (от «очень хорошо» до «очень плохо») по 32-м направлениям (см. Таблицу 1). Далее оценки респондентов сопоставлялись с индивидуальными оценками индексов «условия жизни» и СПК и вычислялся коэффициент связи (корреляции) между индексами социального самочувствия и оценкой работы краевой администрации по каждому из направлений. В результате проведенных расчетов были выявлены следующие взаимосвязи (Таблица 2):

Таблица 2

№ п.п.

№ в анкете

Направления работы краевой администрации

Индекс УЖ (более 0,20)

Индекс СПК (более 0,20)

1

1

Создание условий для работы промышленных предприятий

0,25

0,25

2

2

Создание условий для развития сельскохозяйственных производств

0,23

0,23

3

3

Создание новых рабочих мест

0,28

0,27

4

6

Справедливое налогообложение

 

0,21

5

7

Обеспечение доступности получения жилья

0,23

0,24

6

12

Повышение уровня зарплат, пенсий, выплат, пособий и т.д.

0,24

0,29

7

13

Решение проблем окружающей среды

 

0,21

8

16

Создание условий для повышения уровня образования населения

0,21

0,27

9

17

Работа системы здравоохранения

0,22

0,26

10

18

Создание условий для занятий физкультурой и спортом

 

0,24

11

19

Решение проблемы беспризорности детей и бездомности взрослых

 

0,22

12

20

Оказание социальной помощи пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми

 

0,25

13

22

Создание условий для повышения уровня культуры, соблюдения норм морали

 

0,24

14

23

Обеспечение общественного порядка

 

0,21

15

24

Контроль за соблюдением законодательства в трудовой сфере

 

0,27

16

25

Борьба с бюрократией, коррупцией, взяточничеством, воровством и безответственность в органах власти

 

0,22

17

26

Создание условий для реализации гражданских прав и демократических свобод каждым гражданином

 

0,26

18

30

Доступность информации о работе органов власти

 

0,21

19

31

Учет мнений, высказываний и пожеланий населения при решении проблем территории

 

0,28

Из таблицы 2 видно, что в первой половине 2006 г. из 32-х направлений деятельности краевой администрации только 19 влияли на показатели социального самочувствия. Из них - 7 направлений определяют социальное самочувствие населения в целом, а 12 направлений работы в большей степени влияют на повышение уровня социально-психологического комфорта.

Повышение общего уровня социального самочувствия сегодня в первую очередь зависит от успешной работы краевой администрации по следующим направлениям (Таблица 3):

Таблица 3

Экономический блок

Социальный блок

Создание новых рабочих мест

Работа системы здравоохранения

Создание условий для работы промышленных предприятий

Повышение уровня зарплат, пенсий, выплат, пособий и т.д.

Создание условий для развития с/х производств

Создание условий для повышения уровня образования населения

На повышение уровня социально-психологического комфорта населения Прикамья помимо направлений, указанных в Таблице 3, влияет работа краевой администрации в следующих сферах:

1. Экономический блок:

· Справедливое налогообложение

2. Социальный блок:

· Оказание социальной помощи пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми

· Решение проблемы беспризорности детей и бездомности взрослых

· Контроль за соблюдением законодательства в трудовой сфере

3. Блок пространственного развития:

· Решение проблем окружающей среды

· Обеспечение доступности получения жилья

4. Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан:

· Борьба с бюрократией, коррупцией, взяточничеством, воровством и безответственность в органах власти

· Обеспечение общественного порядка

5. Политический блок

· Учет мнений, высказываний и пожеланий населения при решении проблем территории

· Создание условий для реализации гражданских прав и демократических свобод каждым гражданином

6. Развитие культуры, искусства, спорта, информационное обеспечение:

· Создание условий для занятий физкультурой и спортом

· Создание условий для повышения уровня культуры, соблюдения норм морали

· Доступность информации о работе органов власти

7. Развитие местного самоуправления

· Учет мнений, высказываний и пожеланий населения при решении проблем территории

Остальные направления работы краевых исполнительных органов власти почти не влияют на уровень социального самочувствия населения Прикамья:

· развитие малого предпринимательства;

· борьба с задержками выплат зарплат, пенсий, пособий;

· работа жилищно-коммунальных служб;

· строительство дорог;

· решение проблемы газификации;

· рациональное использование природных ресурсов;

· борьба с алкоголизмом;

· борьба с наркоманией и СПИДом;

· работа прессы, телевизионное и радио- вещание;

· решение межнациональных проблем;

· решение межрелигиозных проблем;

· развитие местного самоуправления;

· создание положительного имиджа Пермского края в России и за рубежом.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.