В Ставропольском государственном университете с 1998 года действует Центр социологических исследований, основным направлением работы которого является мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в университете. За время работы Центром проведено около 30 исследований по данному направлению, наиболее значимыми из которых являются «Ценностные ориентации студентов СГУ», «Молодежь и общество», «Качество образования как социальная проблема», «Общественные настроения, ценностные ориентации, поведенческие установки студентов студенческой молодежи», «Особенности социализации в высшей школе». Вопросы о результатах воспитательной деятельности в вузах, ценностной системе студентов являются составным элементом всех проводимых Центром исследований.
Обратим внимание, что сами молодые люди вопросы гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания считают одной из приоритетных задач молодежной политики в современной России.
Ранжированный ряд приоритетных направлений современной молодежной политики (по результатам опроса молодежи Ставропольского краям)
1. Решение вопросов занятости молодежи
2. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание
3. Поддержка талантливой молодежи
4. Поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций
5. Поддержка массового детского и молодежного спорта; научно-исследовательская деятельность
6. Развитие художественного творчества молодежи
7. Информационная и издательско-методическая деятельность
В то же время патриотизм, толерантность не осознаются молодыми людьми как качества, необходимые в современном мире.
Социальные качества, знания, умения, навыки, необходимые для достижения жизненного успеха
(группировка ответов на открытый вопрос)
Группа
Социальные качества, знания, умения, навыки
Группа 1 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили
более 50 % респондентов
1. Целеустремленность (57,7)
2. Коммуникабельность (56,1)
3. Полезные связи (53,3)
4. Профессионализм (53,6)
Группа 2 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили
30-50% респондентов
1. Предприимчивость (40,7)
2. Опыт (40,0)
3. Трудолюбие (34,4)
4. Честность, порядочность (31,2)
Группа 3 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили
10-30% респондентов
1. Инициативность (29,5)
2. Удача, везение (27,5)
3. Внешние данные (23,9)
4. Ответственность; мобильность (23,5)
5. Самостоятельность; справедливость (22,8)
6. Умение использовать людей в своих интересах (18,9)
7. Готовность помочь другим, взаимопомощь (18,2)
8. Сила, наглость; гуманность отзывчивость (16,5)
9. Вежливость (16,1)
10. Доброта (10,2)
Группа 4 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили
Менее 10% респондентов
1. Сдержанность (6)
2. Патриотизм (5,6)
3. Законопослушность (4,2)
4. Толерантность (3,9)
5. Конформизм (1,1)
Патриотизм 39% опрошенных студентов определяют как пассивную «Гордость за свою страну, за то, что тут живу». 42% считают, что патриотизм предполагает определенную активность: 23% выбрали вариант ответа «Готовность служить на благо той страны, в которой живешь»; 18% - «Готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов страны». Для 6% респондентов патриотизм - «пустой звук».
Одной из составляющих патриотизма является отношение к прошлому и будущему своей страны. Соответствующий вопрос был включен в анкету опроса студентов «Особенности социализации в высшей школе». Аналогичные данные исследования 1998 г. «Ценностные ориентации студентов СГУ» позволяют увидеть динамику отношения студентов к прошлому страны.
Динамика отношения студентов к прошлому страны
(данные приведены в % от общего числа опрошенных)
Варианты ответов
1998
2005
Историческим прошлым
26
56
Местом России в мировом сообществе
10
Принадлежностью к своей нации
36
32
Победой в Великой Отечественной войне
57
Природными богатствами страны
35
30
Демократическими преобразованиями в стране
4
3
Культурным наследием
37
Мощью Вооруженных сил
15
12
Сегодня гордиться нечем
24
5
Значительное положение национальных интересов в переходные моменты исторического развития также является закономерным, т.к. этнические общности являются самыми древними, устоявшимися. Оценивая роль национальных традиций в обществе 46% опрошенных определяют их как необходимый элемент культуры, то, что сплачивает общество; 25% не задумывались над этим вопросом; 13% считают, что национальные традиции являются основой многочисленных конфликтов; 6% определяют их как безобидные пережитки.
Характерным для современных молодых людей является низкая социально-политическая активность, которая проявляется и в интересе к социально-политическим проблемам, и в оценке социально-политической обстановки, и в определении собственных возможностей в данной сфере.
12% респондентов четко определили, что их не интересует политика; 46%, определяя свой интерес к политике, выбрали вариант ответа “Иногда смотрю новости, когда нет ничего более интересного”; 32% проявляют более стабильный интерес - “Каждый день смотрю новости и обсуждаю их с друзьями” и только 4% проявляют активность в политической сфере “являясь членом политической организации” и “иногда участвуя в политических акциях” (соответственно по 2%)
В целом, можно говорить об оптимистических настроениях современной молодежи, что связано с психолого-возрастными особенностями и с большей адаптированностью нынешнего поколения к условиям динамично меняющегося общества.
С каким чувством Вы смотрите в будущее?
(в % от общего числа ответивших на вопрос)
Позиции ответов
2000
С надеждой и оптимизмом
58
61
Спокойно, но без особых надежд
22
19
С тревогой и неуверенностью
Со страхом и отчаянием
1
Таким образом, одной из важнейших теоретических и практических проблем высшей школы является реформирование образо-вания, создание таких его моделей, которые смогли бы, опираясь на тра-диции и опыт отечественной и мировой школы, максимально эф-фективно востребовать и транслировать духовный, человекотворческий потенциал культуры, в первую очередь отечественной. Сохранение отечественной культуры как целостного явления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь «куль-турное самостояние» есть залог величия народа и независимости государ-ственного бытия (И. Ильин).
Страницы: 1, 2