Рефераты. Образование в поликультурном обществе






В Ставропольском государственном университете с 1998 года действует Центр социологических исследований, основным направлением работы которого является мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в университете. За время работы Центром проведено около 30 исследований по данному направлению, наиболее значимыми из которых являются «Ценностные ориентации студентов СГУ», «Молодежь и общество», «Качество образования как социальная проблема», «Общественные настроения, ценностные ориентации, поведенческие установки студентов студенческой молодежи», «Особенности социализации в высшей школе». Вопросы о результатах воспитательной деятельности в вузах, ценностной системе студентов являются составным элементом всех проводимых Центром исследований.

Обратим внимание, что сами молодые люди вопросы гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания считают одной из приоритетных задач молодежной политики в современной России.

Ранжированный ряд приоритетных направлений современной молодежной политики (по результатам опроса молодежи Ставропольского краям)

1. Решение вопросов занятости молодежи

2. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание

3. Поддержка талантливой молодежи

4. Поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций

5. Поддержка массового детского и молодежного спорта; научно-исследовательская деятельность

6. Развитие художественного творчества молодежи

7. Информационная и издательско-методическая деятельность

В то же время патриотизм, толерантность не осознаются молодыми людьми как качества, необходимые в современном мире.

Социальные качества, знания, умения, навыки, необходимые для достижения жизненного успеха

(группировка ответов на открытый вопрос)

Группа

Социальные качества, знания, умения, навыки

Группа 1 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили

более 50 % респондентов

1. Целеустремленность (57,7)

2. Коммуникабельность (56,1)

3. Полезные связи (53,3)

4. Профессионализм (53,6)

Группа 2 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили

30-50% респондентов

1. Предприимчивость (40,7)

2. Опыт (40,0)

3. Трудолюбие (34,4)

4. Честность, порядочность (31,2)

Группа 3 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили

10-30% респондентов

1. Инициативность (29,5)

2. Удача, везение (27,5)

3. Внешние данные (23,9)

4. Ответственность; мобильность (23,5)

5. Самостоятельность; справедливость (22,8)

6. Умение использовать людей в своих интересах (18,9)

7. Готовность помочь другим, взаимопомощь (18,2)

8. Сила, наглость; гуманность отзывчивость (16,5)

9. Вежливость (16,1)

10. Доброта (10,2)

Группа 4 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили

Менее 10% респондентов

1. Сдержанность (6)

2. Патриотизм (5,6)

3. Законопослушность (4,2)

4. Толерантность (3,9)

5. Конформизм (1,1)

Патриотизм 39% опрошенных студентов определяют как пассивную «Гордость за свою страну, за то, что тут живу». 42% считают, что патриотизм предполагает определенную активность: 23% выбрали вариант ответа «Готовность служить на благо той страны, в которой живешь»; 18% - «Готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов страны». Для 6% респондентов патриотизм - «пустой звук».

Одной из составляющих патриотизма является отношение к прошлому и будущему своей страны. Соответствующий вопрос был включен в анкету опроса студентов «Особенности социализации в высшей школе». Аналогичные данные исследования 1998 г. «Ценностные ориентации студентов СГУ» позволяют увидеть динамику отношения студентов к прошлому страны.

Динамика отношения студентов к прошлому страны

(данные приведены в % от общего числа опрошенных)

Варианты ответов

1998

2005

Историческим прошлым

26

56

Местом России в мировом сообществе

10

10

Принадлежностью к своей нации

36

32

Победой в Великой Отечественной войне

57

57

Природными богатствами страны

35

30

Демократическими преобразованиями в стране

4

3

Культурным наследием

30

37

Мощью Вооруженных сил

15

12

Сегодня гордиться нечем

24

5

Значительное положение национальных интересов в переходные моменты исторического развития также является закономерным, т.к. этнические общности являются самыми древними, устоявшимися. Оценивая роль национальных традиций в обществе 46% опрошенных определяют их как необходимый элемент культуры, то, что сплачивает общество; 25% не задумывались над этим вопросом; 13% считают, что национальные традиции являются основой многочисленных конфликтов; 6% определяют их как безобидные пережитки.

Характерным для современных молодых людей является низкая социально-политическая активность, которая проявляется и в интересе к социально-политическим проблемам, и в оценке социально-политической обстановки, и в определении собственных возможностей в данной сфере.

12% респондентов четко определили, что их не интересует политика; 46%, определяя свой интерес к политике, выбрали вариант ответа “Иногда смотрю новости, когда нет ничего более интересного”; 32% проявляют более стабильный интерес - “Каждый день смотрю новости и обсуждаю их с друзьями” и только 4% проявляют активность в политической сфере “являясь членом политической организации” и “иногда участвуя в политических акциях” (соответственно по 2%)

В целом, можно говорить об оптимистических настроениях современной молодежи, что связано с психолого-возрастными особенностями и с большей адаптированностью нынешнего поколения к условиям динамично меняющегося общества.

С каким чувством Вы смотрите в будущее?

(в % от общего числа ответивших на вопрос)

Позиции ответов

2000

2005

С надеждой и оптимизмом

58

61

Спокойно, но без особых надежд

22

19

С тревогой и неуверенностью

19

15

Со страхом и отчаянием

1

1

Таким образом, одной из важнейших теоретических и практических проблем высшей школы является реформирование образо-вания, создание таких его моделей, которые смогли бы, опираясь на тра-диции и опыт отечественной и мировой школы, максимально эф-фективно востребовать и транслировать духовный, человекотворческий потенциал культуры, в первую очередь отечественной. Сохранение отечественной культуры как целостного явления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь «куль-турное самостояние» есть залог величия народа и независимости государ-ственного бытия (И. Ильин).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.