Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхище-ния и поклонения, единственный ребенок много-численной родни. Для него привычны вседозво-ленность, неограниченная власть над родственни-ками, которые не накажут, и в конечном итоге -- презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом все-общего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажут-ся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая «всех пере-пить», могут действительно стать жертвой алко-голя и наркотизации.
Но даже если ваша семья -- самая гармонич-ная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает книги, занимается спор-том, уважает старших и посещает шахматный кружок, одним словом, если вы «абсолютно уве-рены» в благонадежности вашего ребёнка, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что упот-ребление наркотиков -- результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложнос-тями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположеннос-ти. Встреча с наркотиками может быть случай-ной, в определенной ситуации, вызванной времен-ными потребностями, например, «пробование» в компании сверстников с познавательными целя-ми. Прежде чем окрестить своего пойманного с поличным ребёнка «падшим» и «пропащим», сле-дует верно оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и подчас болез-ненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости -- проявле-ние не отклонения, а скорее нормального поведе-ния. Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам -- это проявление ис-следовательской реакции, свойственной их воз-расту. Подростков интересуют возможности их со-знания, получение нового, неизведанного чув-ственного опыта, небывалых впечатлений, сексу-ального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноцен-ность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстни-ками. Своей чрезмерно агрессивной реакцией вы можете навредить, укрепив ребенка в его чувстве протеста против всего, насаждаемого взрослым об-ществом. Первый раз попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только не-большая часть из пробовавших наркотики про-должает употреблять их постоянно. Но необходи-мо, не откладывая, внушить ему, что все тяжело-больные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства.
Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью -- стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варь-ируется в зависимости от уровня развития и сте-пени «подсадки». Именно поиск удовольствия за-ставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнитель-ной эйфории, приводя к необратимой зависимос-ти от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каж-дым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного орга-низма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость. Основными преградами стано-вится звание последствий злоупотребления и пер-спективы» достижение которых важнее для чело-века, чем сиюминутные удовольствия (например, сознание того, что наркотик сильно ослабляет ин-теллектуальные, психические и физические спо-собности, не позволяя достичь успехов в учебе, стать хорошим специалистом, добиться материального благосостояния, родить здоровых детей и т. д.). Низкий уровень самоконтроля у подрост-ков делает их тем более уязвимыми, чем моложе возраст. Поэтому основная роль в ограждение детей должна принадлежать взрослый.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6