Рефераты. Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода






При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал.

Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Основной этап консультирования - отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения.

Психологическое консультирование - пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования.

Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач:

- определить «место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?);

- выявить «место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?);

- помочь клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?).

Таким образом, оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Глава 2. Проектные решения по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода

2.1 Общая характеристика проекта

Цели проекта: помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов, в стремлении к свободе, в обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения.

В советский период в практике психологической помощи, консультирование в ситуации развода не выделялось как особый вид работы, поскольку эта проблема не считалась актуальной. Это происходило не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а в силу того, что развод считался явлением, не показательным для советского образа жизни. Поэтому вопрос о помощи в этой ситуации практически не мог быть поставлен. Люди, переживающие ситуацию развода, как показывает опыт, нуждаются в помощи на разных уровнях: социальном, материальном, физическом и др.

Задачи:

- Повышение уровня психолого-педагогической и социально- психологической компетенции супругов;

- Межведомственное взаимодействие различных структур занимающихся вопросами семьи.

- Разработка эффективных форм просветительской работы с семьей;

- Укрепление материально-технической базы учреждения для создания условий успешного внедрения проекта;

- Развитие социального партнерства с данной категорией населения.

Психологическая консультация нацелена на помощь в решении проблем развода. Развод - это экстремальная ситуация в жизни, и надо уметь из нее выйти не ослабевшим от изнурительной борьбы, а сильным и помудревшим. Психологическая помощь включает в себя широкий спектр программ: Психологические индивидуальные консультации, включающие в себя современные методы психологии: от психоанализа до имманентно-образной психотерапии. Групповые занятия. Психологическая помощь (как индивидуальная, так и групповая) ставит своей целью решение следующих основных проблем развода:

* Как найти нестандартное решение экстремальной ситуации;

* Как реагировать на психологический терроризм другой стороны;

* Как избавиться от обиды, чувства вины;

* Как обрести уверенность в себе.

Медицинская программа направлена на реабилитацию и профилактику возможных заболеваний, а также учитывает, что во время развода часто происходит обострение уже имеющихся хронических заболеваний, которые утяжеляют и без того сложную ситуацию. Медицинские центры, с которыми мы сотрудничаем, учитывают эту специфику и идут навстречу людям, которые к нам обратились на консультацию по поводу развода.

Юридическая программа направлена на решение вопросов оформления развода, подачи заявлений на развод, определение порядка развода, раздел имущества.

Для реализации деятельности в рамках проекта считается целесообразным проведение следующих мероприятий:

- просветительская деятельность, т.е. разработка и распространение информационно-тематических буклетов, брошюр, бюллетеней, публикации статей в средствах массовой информации;

- информирование населения о перспективе и ходе реализации проекта по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода;

- обеспечение материально-технической базы, с целью реализации деятельности в рамках проекта;

- организация и обеспечение функционирования Клубов: «Мы вдвоем», «Азбука семейных отношений»;

- подведение итогов работы;

- проведение мониторинга, оценка эффективности программы.

Реализация проекта по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода предусматривает также сотрудничество с Отделом ЗАГС, образовательными учреждениями, а также со специалистами других ведомств (врачи, юристы, медицинские работники, специалисты по социальной работе).

2.2 Экономическая база проекта

Реализация проекта будет проводиться на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Бюджетного учреждения социального обслуживания. Руководителем программы является заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.

Реализация проекта по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода обеспечивается работой следующих структурных подразделений:

- Административное подразделение:

Административное подразделение выполняет организационную и контролирующую функции, а также обеспечивает взаимодействие специалистов проекта с внешними специалистами и административным аппаратом;

- Методическое подразделение:

Методическое подразделение осуществляет информационно-просветительскую и организационную деятельность по проекту.

- Специалисты, реализующие программу:

- заведующий отделением (1 ставка);

- юрист (1 ставка);

- психолог-консультант (1 ставка);

- педагог-психолог (2 ставки);

- специалист по социальной работе (1 ставка).

- Управление проектом:

- Администрация учреждения

- Организационно-методическое отделение

- Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям

- Организационная деятельность, информационно-просветительская работа в рамках проекта.

- Контроль, взаимодействие специалистов

- Реализация мероприятий проекта.

Таким образом, функционирование проекта обусловлено четко построенной системой взаимодействия служб и специалистов, участвующих в ней.

2.3 Ожидаемые результаты

Предполагаются следующие количественные результаты реализации проекта:

- снижение динамики семейного неблагополучия;

- увеличение;

- расширение спектра услуг оказываемых семьям.

Предполагаются следующие качественные результаты реализации программы:

- повышение качества услуг, предоставляемых семьям;

- повышение статуса семьи;

В процессе психологического сопровождения семьи задача специалистов отделения дать знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье. Помочь лучше понять себя и своих близких, осознать собственные личностные и семейные ресурсы. Наладить семейные отношения, научить строить взаимоотношения друг с другом.

В рамках данного проекта работают 2 Клуба. Клуб «Мы вдвоём» для молодых супружеских пар и будущих молодоженов. Целью работы данного клуба является оптимизация межличностных взаимоотношений, профилактика разводов и снижение эмоциональной напряженности в семье.

Одной из форм работы проекта «Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода» являются выездные семинары-тренинги с учащимися старших классов общеобразовательных школ с целью подготовки к осознанному созданию семьи, формирования позитивного представления у подростков о семейных ценностях. Ролевая игра «Требуются родители!» способствует осознанию важности планирования семьи у подростков. Полученные результаты показывают востребованность, проводимых в рамках проекта, занятий с молодыми семьями и молодежью.

Заключение

Работа с причинами разводов в психологическом консультировании семьи предполагает преодоление людьми отчужденности от самих себя и социального контекста с помощью рефлексивного анализа ситуаций и ролевых игр. Работа эта нацелена на следующие изменения:

Люди не должны жить отчужденными от особенностей своего пола: мужчины должны проявлять свойственные им от природы мужские качества, а женщины - свойственные им от природы женские качества. К мужским качествам относятся ум, сила, выдержка, рассудительность, способность принимать решения и нести за них ответственность. К женским качествам относятся, в первую очередь, мягкость, чуткость, доброта, эмоциональность, отзывчивость.

И мужчины, и женщины должны вернуться в то состояние, когда принятие ответственности за другого, забота о другом, совместное преодоление трудностей являются источниками радости, спокойствия положительных эмоций.

Привыкшие отдавать все силы разрешению какой-либо узкой задачи супруги должны научиться понимать, принимать, уважать и любить самих себя; в супружеских отношениях обсуждать эмоции и желания друг друга, стремиться достигать реального взаимопонимания, уметь в процессе диалога вырабатывать общие цели.

Люди должны избавиться от иллюзий, которые мешают им строить качественные и долговременные отношения. К этим иллюзиям относятся следующие: все хорошее в мире должно происходить само по себе, а не в результате сознательных и целеустремленных действий; жить в семье можно и нужно только по любви; все люди обязаны жить, мыслить и чувствовать так же, как я.

Люди должны уметь так организовать свою жизнь, чтобы никто не переутомлялся. При этом должно иметь место осознание своей миссии в супружестве, что будет способствовать эмоциональному подъему и увеличению сил. Причины возникающего раздражения должны исследоваться и обсуждаться, но не вытесняться.

Вопросы, связанные с властью и подчинением, не должны быть центральными вопросами в жизни семьи. Семейные отношения должны быть не отношениями власти и подчинения, а отношениями любви, что подразумевает открытость окружающим, принятие окружающих, в общении - адресованность и сензитивность к глубинным потребностям человека, его сущностным проявлениям.

Список использованной литературы

1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. - М., 1995. - 6-7 с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 385 с.

3. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Высшее образование для XXI века. - 2005. - №4. - С. 36-39.

4. Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 526 с.

5. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

6. Дармодехин С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления модернизации // Семья в России. - 2008. - №1. - С.21-25.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Дело и сервис, 2007. - 365 с.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник. - М.: Академия, 2007. - 632 с.

9. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004. - 526 с.

10. Сабитова Г.В. Профессионализация социально-педагогической поддержки семей с детьми // Семья в России. - 2008. - №2. - С.38-42.

11. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 526 с.

12. Социальная работа с семьей и детьми. Сборник статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002. - 290 с.

13. Технологии социальной работы: Учебник / Пол общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 425 с.

14. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 632 с.

15. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. - 364 с.

16. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 365 с.

17. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. - 394 с.

18. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. - 327 с.

19. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под. ред. И.В. Гребенникова.- М.: Просвещение, 2003. - 283 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.