Рефераты. Конфликт в социологии






1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может быть:

1) отступление - избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.

2) агрессивное поведение, которое может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий.

2. различные формы экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство неустранимо. Оно существует повсеместно и нередко имеет положительное значение, ибо способствует проявлению состоятельности, стимулирует жизненную энергию людей. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.

3. отношения между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами, во-вторых, с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

2.4. Этапы протекания конфликта.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (приложение 4).

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту.

Важный момент зарождения конфликта - наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворенностью потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта.

В предконфликтной ситуации конфликтующие субъекты прежде чем решиться на открытые действия оценивают свои возможности, предпринимаются шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация - это период формирования каждой стороной своей стратегии действий. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальные группы определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновение, а только усугубляют ситуацию.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Это:

1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.

2) скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.

Начавшийся конфликт в процессе своего развития весьма претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры

Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются. Важно знать время прохождения критической точки, т.к. после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно.

3. Разрешение конфликта. Признаком разрешения конфликта служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента - это необходимое, но не достаточное условие для погашения конфликта.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников относительно друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников. И наконец, когда изменятся требования сторон и соперник пойдет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).

Разрешение конфликта может быть частичное или полное. Полное разрешение означает прекращение конфликта. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки.

Заключение.

Уже долгое время исследователи рассматривают вопрос конфликтов в обществе, у каждого есть свое мнение на этот счет. Сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта:

1) проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

2) преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

Но до сих пор нет единого определения понятия «конфликт». Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего, - через социальное противоречие. Под социальным конфликтом понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Позитивные функции конфликтов:

1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;

2) коммуникативно-связующая;

3) играет консолидирующую роль в обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.

Негативные функции конфликтов:

1) может дестабилизировать отношения в социальных системах;

2) разрушать социальные общности и групповое единство.

Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.

Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий: личностный, межличностный, межгрупповой, конфликт принадлежности, конфликт с внешней средой.

Причиной социального конфликта может оказаться:

1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.

2. различные формы экономического и социального неравенства.

3. отношения между элементами социальной структуры.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

1. предконфликтная стадия;

2. непосредственно конфликт;

3. разрешение конфликта.

Список использованной литературы.

1. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп.- М.: Гардарики, 2000.-344 с.;

2. А.Мендра Основы социологии: учебное пособие для вузов.- М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.- 344 с.;

3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. -304 с.;

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Г.Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512 с.;

5. Социология: Учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред.проф. В.Н.Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 407 с.

Приложение 1

Типология И.Дойча

Критерии

Типы конфликтов

По сферам жизни общества и деятельности людей

экономические

политические

идеологические

финансовые

торговые

таможенные и др.

По причинам

объективные

субъективные

реалистические

нереалистические

По субъектности

межгосударственные

международные

межконфессиональные

расовые, межэтнические

межличностные

Источник: 3, 55.

Приложение 2

Классификация социальных конфликтов по Р.Далю.

Конфликты

Пары антагонистов

Уровень антагонизма

низкий

высокий

Кумулятивные (усиливающиеся)

Постоянные биполярные (двусторонние)

Умеренная биполярность

Поляризация

Мультиполярные (многосторонние)

Умеренная мультиполярность

Глубокая сегментация

Перекрещивающиеся

Меняющиеся

Умеренные перекрещивающиеся конфликты

Умеренная сегментация

Источник: 3, 54

Приложение 3

Типология Дарендорфа

Критерии

Типы конфликтов

По источникам возникновения

конфликты интересов

ценностей

идентификации

По социальным последствиям

успешные

безуспешные

созидательные (конструктивные)

разрушительные (деструктивные)

По масштабности

локальные

региональные

межгосударственные

глобальные

микро-, макро-, мегаконфликты

По формам борьбы

мирные

немирные

По направленности

вертикальные

горизонтальные

По особенностям условий происхождения

эндогенные

экзогенные

По отношению субъектов к конфликту

подлинный

случайный (условный)

смещенный

ложный

неверно приписанный

латентный

По использованной сторонами тактике

«сражение»

«игра»

«дебаты»

Источник: 3, 54.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.