С этой точки зрения коммуникации представляют собой процесс обмена информацией между двумя (или более) социальными субъектами с целью обеспечения наиболее успешного приема и понимания информации, являющегося предметом обмена. С помощью такого подхода к процессу коммуникации можно решать следующие научно-практические задачи в организации:
изучать и совершенствовать информационные потоки в организации, поскольку при возникновении каких-либо нарушений в ходе обмена сообщениями (задержки, перегрузка канала и т.д.) можно проанализировать каждый определенный элемент или этап, выяснить, где именно произошел “разрыв”, и попытаться устранить его;
изучать процесс принятия управленческих решений, подбирать и создавать условия для наиболее эффективного управленческого воздействия, а также выявлять причины, мешающие принятию эффективных управленческих решений.
Наряду с положительными чертами, присущими рассмотренной модели, у нее есть ряд недостатков:
рассматриваются только парные, а не сетевые коммуникационные связи;
изучаются только линейные коммуникации - от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.
Опыт изучения процессов коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации - это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя.
№ и вид документа
Периодичность (раз в месяц)
Исполнитель
Получатель
Закупка и расходование материалов
1. Товарно-транспортные накладные
200
ОМТС, транспортно-упаковочный цех
1-й бухгалтер по материалам
2. Счета-фактуры
150
Поставщики
3. Приходные ордера на запчасти
30
Склад № 1
2-й бухгалтер по материалам
4. Накладные по запчастям
40
Склад № 2
5. Лимитно-заборные карты
Склад вспомогательных материалов
6. Журнал-ордер № 6, журнал-ордер № 10
1
1, 2-й бухгалтеры по материалам
Заместитель главного бухгалтера
Закупка и расходование ГСМ
7. Требования по ГСМ
100
Покупка ОС
8. Приходные ордера на ОС
5
Склады № 1,2
Бухгалтер по ОС
9. Акт о ликвидации ОС
Цеха завода
Начисление заработной платы
10. Табели
180
1-й расчетчик
220
2-й расчетчик
Реализация продукции
11. Счета на предоплату
Крупные потребители
12. Приходные ордера
120
Мелкие потребители
Кассир
13. Приходные ордера
14. Акт о взаимозачете
10
Экономист по взаимозачетам (фин. отдел)
Работа с подотчетными лицами и материально-ответственными лицами
15. Договоры с материально-ответственными лицами
Материально-ответств. лица
16. Расходные ордера, авансовые отчеты
Подотчетные лица
Определение затрат и закрытие месяца
17. Материальные ведомости
Бухгалтер по учету затрат
18. Амортизационная ведомость
19. Своды по зарплате
20. Ведомость по затратам
21. Сведение баланса и определение финансового результата
Главный бухгалтер
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Просвещение, 1994.
Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. - М., Знание, 1988.
Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2000.
Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. - М., Просвещение, 1999.
Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998.
Кузнецова Т.В. Документационное обеспечение управления. Учебно-справочное пособие. - М.: ИМПЭ, 1998, 96 с.
Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М.: Научная книга, 1998, 137 с.
Пятибратов А.П., Гудындо Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - М., Финансы и статистика, 2003.
Сергеев А.С. Социальные коммуникации. - М., Психология, 2001.
Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Страницы: 1, 2