Рефераты. Классификация социальных технологий






Кроме того, технологии, основанные на классических методах социальной работы, предполагают использование таких специальных методов конкретных наук, как социологические, психологические, педагогические, социально-экономические, организационно-управленческие, медико-социальные. Например, методы наблюдения, тестирования, консультирования, психодиагностики, психокоррекции и т.п. в определенном сочетании могут служить основанием для разработки и применения психологической технологии.

Основываясь на использовании таких социологических методов, как анкетирование, интервью, анализ документов, экспертный опрос, можно построить технологию социального мониторинга проблем социальной сферы конкретного города, района, региона, т.е. вариант «внешней» технологии.

Соответственно могут быть разработаны и применены комплексные технологии, включающие различные методы. Один из примеров -- социальное обслуживание пенсионеров на дому. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

* организация питания и доставка продуктов на дом;

* помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

* содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

* помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

* организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

* помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещений в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

* содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Как видно, здесь используются различные способы и методы оказания помощи. Поэтому, учитывая сложность социальных проблем, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение; При этом и виды технологий будут весьма разнообразными.

Следовательно, учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы (нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогнозная, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регуляционно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная) можно выделить универсальные, общие технологии, которые могут применяться к любому виду и уровню объекта, использоваться любым субъектом социальной работы, -- это социальная диагностика, социальная адаптация, социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Так, социальная диагностика проводится в целях помощи клиенту, обратившемуся за помощью в социальную службу, и в целях исследования социальных проблем района, города, региона. Соответственно на каждом уровне будут применяться свои методы, способы сбора информации и постановки диагноза, определения путей решения проблем.

Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей его жизни -- необходимо усваивать нормы, правила, человеческого общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению социального статуса, изменениям состояния окружающей среды и внутриличностного состояния. В настоящее время различным слоям, группам населения (пенсионерам, молодежи, вынужденным переселенцам и др.) приходится адаптироваться к тем переменам, которые происходят в нашем обществе, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е. адаптационные технологии, которые бы позволили снизить негативные последствия проводимых социально-экономических реформ.

Таким образом, универсальные технологии, основываясь на общих принципах, всегда будут различаться с учетом специфики объектов социальной работы.

Управление. По иерархии управления можно выделить следующие технологии: государственные, региональные, территориально-отраслевые, местного самоуправления и трудового коллектива. Несомненно, разработка и исполнение этих технологий напрямую связано с субъектом, целями и масштабом тех задач, которые он должен решать.

Субъекты социальной работы -- это государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Так, Министерство труда и социального развития в большей степени разрабатывает и реализует технологии социальной диагностики, социального проектирования, социальной защиты, социального обслуживания и др. в масштабах всей страны, с учетом особенностей различных социальных групп.

На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее деятельности (приют, стационар, социально-реабилитационные центры для различных категорий населения, консультации, центры занятости и др.) могут использоваться как частные, так и универсальные технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики. Пример.-- оригинальные методики сотрудников центра реабилитаций детей с ограниченными возможностями «Радуга» в г. Клину*

В зависимости от квалификации субъекта технологии могут быть простыми (доступными неспециалистам), сложными (требующими квалификации специалиста определенного профиля) и

комплексными (требующими квалификации и участия специалистов в различных областях). Так, социальное обслуживание ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре, обеспечивают педагог, психолог, врач, социальный работник, технический персонал, другие специалисты.

Возможна типологизация социальных технологий относительно субъекта и по такому критерию, как направление социальной работы: технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения, по месту жительства, в воинской среде, в пенитенциарной системе и т.д.

Кроме того, различают технологии социальной работы с населением, проживающим на территории страны, и с населением (группами), оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами, а также социальные технологий, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на практической смекалке и не отличающихся высокой наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут быть, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, основу которого составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых его свойств и характеристик.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, отличающей их от большинства регионов России.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют её эффективность.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. -- М., 1977. С. 235.

2. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.--М., 1994.

3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами.--Москва-Белгород, 1993.

4. Иванов В.Н., Лесников ГЛ., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. -- М., 1994.

5. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. -- М., 1989. С. 95.

6. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. -- М.-- Н. Новгород, 1996. С. 4.

7. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студентов. -- М., 1999.

8. Лекции по технологии социальной работы. В 3 ч./Под ред. Е.И. Хо-лостовой. -- М.: СТИ, 1998.

9. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -- М., 1983. С. 48

10. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. -- М.: Изд-во ИКАР. 1998.

11. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. -- Кишинев, 1997.

12. Российская энциклопедия социальной работы/Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой. -- М., 1997.

13. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения, 4.1-4, -- Белгород, 1991.

14. Социальная работа (вопросы и ответы)/Отв. ред. A.M. Панов, Е.И. Холостова. - М., 1997.

15. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара/Ред.-сост. Т.В. Шеляг. -- М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1995.

16. Социальные технологии: Толковый словарь/Под ред. В.А. Иванова, Г.Д Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. -- М., 1995.

17. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг.-М., 1976.С.182.

18. Шепель В.М.Ластольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). -- М., 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.