Рефераты. Классификация социальных проектов






Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных нововведений вариативна. С. Н. Булгаков справедливо замечал: «Хотя социальная политика вообще способна обладать научностью, однако это вовсе не значит, чтобы из данных научных посылок с необходимостью следовала только одна система политики, и именно она-то и была единственно научной. Напротив, из одних и тех же научных данных могут вытекать различные, но в то же время с одинаковой степенью научности обоснованные направления социальной политики, другими словами, из данного научного инструмента может быть сделано различное употребление. Только благодаря неправильному пониманию природы науки и границ социального детерминизма, получает силу широко распространенное представление о том, что возможна только одна научная социальная политика». Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.

С 1986 г. на базе Института социологии РАН Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством проф. Т. М. Дридзе велась разработка концепции прогнозного социального проектирования, которая основывается на иных теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи, придерживающиеся этого подхода (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др.), постулируют, что прогнозная социально-проектная деятельность представляет из себя специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Для проблемно-ориентированного подхода характерны:

1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;

2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;

3) упор на обратной связи между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения.

Именно эти обстоятельства позволяют характеризовать специфику рассматриваемого подхода - его проблемную (целевую, прогнозную) ориентацию. Несколько противоречиво утверждение, что данный подход (характеризуемый как целевой авторами) предусматривает перенос центра тяжести с «фактов целедостижения» на механизмы (способы) достижения целей (вопросы: как, за счет чего, какой ценой, т. е. с какими издержками предполагается достичь результата, отсюда - внимание к диалогу внутри группы проектантов, с населением, инвесторами, управленцами и т. д.), как и вытекающая отсюда оговорка, что прогнозное социальное проектирование - это не «жесткая» технология.

В таких положениях проглядывают недостатки концепции. Важнейший из них, как представляется, состоит в слабой практической применимости теоретически вполне правомерных тезисов (особенно эколого-гуманитарной ориентации концепции). Избыток теоретизирования соответствует установке на фактический перевод проектной работы в научно-исследовательскую и экспертную. Для разработки конкретного проекта в описаниях прогнозного социального проектирования не хватает собственно технологии. Она как бы остается принадлежностью узкого круга лиц: научное знание превращается в тайное знание. Мы видим здесь следы не слишком частого участия данной группы исследователей в практическом социальном проектировании.

3. Классификация социальных проектов

Вследствие разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно определить круг задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation. Кроме того, использование классификации позволяет понять отличие разрабатываемого проекта от смежных видов проектов и деятельности. В данном реферате будет приведено несколько таких.

I. «Нормальный» и «реальный» проект.

В самом общем виде социальные проекты делятся на «нормальные» и «реальные». «Нормальный» проект (идеальный тип социального проекта) - проект, в котором основные признаки (такие, как масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения и т.д.) уравновешивают друг друга равноправно.

В «реальных проектах» доминирует один из признаков.

II. Прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые.

· Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;

· Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;

· Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;

· Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;

· Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru.

4. В соответствии с типом деятельности выделяют:

· образовательные;

· научно-технические;

· технологические;

· космические;

· экономические;

· строительные;

· экологические;

· культурные. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru.

5. В соответствии со стандартами Немецкого института стандартизации (DIN) различают три вида проектов (по поставленным целям и способам их осуществления):

· Проекты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) - цели таких проектов часто не конкретны и должны быть определены только в процессе планирования;

· Организационные - проекты, направленные на планирование, реализацию и обслуживание организационных процессов на предприятии; Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.

· Инвестиционные - цель таких проектов - вложение средств в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения качества жизни людей посредством удовлетворения их потребностей.Социальный инвестиционный проект / http://www.knsk.ru.

Этапы и примеры таких проектов можно проследить в таблице:

Вид проекта

Этапы проектка

Примеры

НИОКР

1. Анализ проблемы.

2. Составление плана.

3. Определение продукта.

4. Разработка продукта.

5. Изготовление продукта.

6. Производство.

· Разработка программного обеспечения.

· Разработка медикаментов.

· Разработка новой бытовой техники.

Организационные проекты

1. Анализ проблемы.

2. Составление плана.

3. Детальное планирование.

4. Реализация.

5. Внедрение.

6. Приемка.

7. Обслуживание/уход.

· Введение управления качеством или проектного менеджмента.

· Оптимизация процессов.

· Планирование и проведение выставки.

Инвестиционные проекты

1. Фундаментальные исследования.

2. Предварительное планирование.

3. Планирование проекта.

4. Согласованное планирование.

5. Исполнительное планирование.

6. Размещение и выдача заказов.

7. Производство строительных работ.

8. Управление объектом.

· Здание.

· Плотина.

· Комплексное оборудование.

6. По типам анализа.

В рамках социального проектирования мыслимы следующие три типа синтеза-анализа:

ь «Кабинетный» - на основе одних только знаний - научных и обобщения опыта проектирования. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «кабинетным».

ь «Игровой» - на основе знаний и результатов деловых игр. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «игровым».

ь «Опытный» - на основе знаний, результатов деловых игр, а также анализа реально осуществленных экспериментов. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «опытным».

Сегодня подавляющее большинство социальных проектов являются кабинетными, значительно реже встречаются социальные проекты игрового или опытного типа. Однако и социальное проектирование кабинетного типа много дает, оно стимулирует разнообразные исследования и проектные разработки, позволяет продвинуться в понимании проектируемого объекта, постепенно нащупать способы его осуществления.

Намеченный здесь подход позволяет задать определенную типологию видов социального проектирования.

ь На одном полюсе такой типологии располагаются «неполные», если так можно сказать, виды социального проектирования: проектные социальные утопии, «идеальные» социальные проекты, эскизные и концептуальные социальные проекты и т.п. Для всех них характерна лишь установка на реализацию социальных проектов, но сама реализация отсутствует (или сознательно отсутствует, или отодвинута в будущее и адресована кому-то другому).

ь Затем идут социальные проекты «кабинетного» типа. Их особенность - разработка социального проекта, включая и этапы реализации проекта самим социальным проектировщиком. Хотя в таком проектировании имитируются интересы заинтересованных в проекте субъектов и затем учитывается их реальное мнение (в форме или прямого согласования, или деловой игры, или проектного семинара, или совещания), все же ведущей фигурой на протяжении всего процесса проектирования остается социальный проектировщик.

ь Третий тип социального проекта - «паритетный». Здесь заинтересованные субъекты с самого начала включаются в процесс социального проектирования, причем, так сказать, на равных правах. Тем не менее, в паритетном проектировании социальный проектировщик старается контролировать (сохранить, видоизменяя) исходные социальные требования и ценности, т.е. стремится, чтобы социальный проект сохранял свои основные структурные характеристики.

ь Замыкают типологию «инициирующие» социальные проекты, которые лишь запускают определенные социальные (социокультурные) процессы. Для инициирующего социального проектирования характерно перепроектирование, создание серий проектов (исходный, вторичный, третьего уровня). По сути, инициирующее социальное проектирование смыкается с социальным экспериментированием. Природа социального проектирования / http://society.polbu.ru.

7. По содержательному основанию:

· Проекты, которые ориентируют на максимальное понимание и учет специфики той культурной среды, которая становится объектом проектной деятельности;

· Проекты, которые своей задачей ставят экспорт собственных культурных образцов в чужой культурный контекст.

8. По характеру проектных изменений:

· Инновационные проекты. Их назначение - внедрение принципиально новых разработок.

· Поддерживающие, реставрационные, реанимационные - решают градостроительные, экологические и т.д. задачи, а так же задачи сохранения обрядов и ритуалов.

Заключение

Итак, социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности - это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.

В разных общественных сферах, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации социальных проектов.

Но следует отметить, что все они идеализированы и разделены условно. Чаще всего, в «чистом» виде не существует ни одного из отмеченных проектов. На практике, большинство проектов носит смешанный характер, в которых могут совмещаться десятки стандартных видов. Возможно, это обусловлено сложностью объектов социального проектирования, и невозможностью описать с помощью одной стандартной типологии.

Список литературы

1. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.

2. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.

3. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

4. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

5. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation. - посл. посещ. - 30.04.2009.

6. Луков, В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

7. Луков, В. А. Тезаурусная концепция социального проектирования / http:// www.zpu-journal.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.

8. Природа социального проектирования / http://society.polbu.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.

9. Социальный инвестиционный проект / http://www.knsk.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.

10. Степин, В. С., Горохов, В. Г., Розов, М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995.

11. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.