Рефераты. История социальной работы в России






во-вторых, в развитии модели «рыночной экономики», которое предопределило переход от общинной социальной жизни к более индивидуализированной;

в-третьих, в смене мифологического отношения к социальной действительности рациональным, требующим постоянных целесообразных и эффективных действий.

Необходимо подчеркнуть, что такого рода качественные переходы имеют историческое измерение, так как в ходе вытеснения устоявшихся социокультурных форм образуются новые сферы неопределенности взаимных прав и обязанностей людей. Наступает состояние социальной аномии, сопровождающееся временным разрушением нормативны и социальных структур, при котором индивиды и социальные группы, привыкшие руководствоваться традиционным; нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не освоили или не выработали новых образцов действии социального взаимодействия и поведения. Соответственно увеличивается численность неадаптированных членов общества, неспособных к самоорганизации в новых социальных условиях и требующих особых форм и методов работы по оказанию им действенной помощи.

Естественно, что Вооруженные Силы, оказавшись, как и все российское общество, в сложных социально-экономических условиях, все чаще вынуждены иметь дело с нарастающими проблемами и задачами «социального комплекса». Потребовалось создание в октябре 1992 г. Военного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации в Москве. Были приняты программа и временный Устав. Военное отделение структурно явилось научно-общественным подразделением Ассоциации (АСОПиР). Одним из сопредседателей Военного отделения в ранге научного руководителя стал заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор А. В. Барабанщиков.

Резкое увеличение количества социальных проблем в Вооруженных Силах было обусловлено, с одной стороны, переходом государства к рыночной экономике, с другой - реорганизацией института заместителей командиров частей по политической части и политических органов, напрямую отвечавших за организацию и содержание работы по социально-правовой защите военнослужащих и за «социальный блок» в армии и на флоте.

Вынужденный поиск форм и методов разрешения данной ситуации стимулировал органы военного управления на принятие ряда организационно-управленческих мер. Одной из них явилась разработка нормативно-правовой базы социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На основе анализа приказов и директив министра обороны Российской Федерации с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных этапов институционализации социальной работы как профессиональной деятельности: этап поиска организационных форм, этап создания организационных структур в частях (соединениях), этап создания и функционирования научно-образовательного комплекса социальной работы.

Начало этапу поиска организационных форм социальной работы было положено 26 сентября 1992 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 164 «Об органах воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». Этим документом вводились понятия «социально-правовое обеспечение» и «социально-психологическая работа», определялись задачи по социально-правовому обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Вступило в действие «Временное руководство по организации социально-психологической работы». 26 ноября 1992 г. вышел приказ министра обороны Российской Федерации № 18 «О введении в действие положения о Главном управлении по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации». В нем были определены задачи вышеназванному управлению по организации социально-правового обеспечения, социально-психологической работы и социально-правовой защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В соответствии с приказом было образовано Управление социально-правовой и воспитательной работы, организационно входящее в Главное управление по работе с личным составом. Именно оно стало отвечать за социальный блок проблем, существующих в армии и на флоте. В директиве заместителя министра обороны Российской Федерации № ДЗ-1 от 4 января 1993 г. «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» были поставлены задачи по организации социально-правовой работы, определены направления, формы и методы ее проведения в Вооруженных Силах.

На основании приказа министра обороны Российской Федерации № 150 от 30 января 1993 г. «О введении в действие положения об органах по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ» было образовано Управление социально-правовой и психологической работы. Кроме того введена должность офицера по социально-правовой работе полка. Следующий приказ министра обороны Российской Федерации № 15 от 12 января 1994 г. «О совершенствовании руководства воспитательной работой, боевой и мораль но-психологической подготовкой в Вооруженных Силах Российской Федерации» обусловил ряд новшеств и преобразований в решении социальных проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Социально-правовая работа была переименована в правовую работу. Главное управление по работе с личным составом преобразовывалось в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместо должности офицера по социально-правовой работе вводилась должность помощника командира по правовой работе. Этот приказ явился логическим завершением этапа поиска организационных форм социальной работы (1992-1994 гг.). Однако все принимаемые органами военного управления меры не снимали с повестки дня проблему создания эффективной и действенной военно-социальной системы.

Начало этапу создания организационных структур социальной работы было положено приказом министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сейчас это приказ МОРФ № 79 от 28.02.2005г. Именно в этом приказе впервые появилась категория «военно-социальная работа», были определены цели и задачи военно-социальной работы в армии и на флоте. Следующим приказом министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г. «Об организации воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» вводилась должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга), определены его функциональные обязанности, объем профессиональных задач, а также основное содержание и формы военно-социальной работы.

Таким образом, в данном приказе был определен и закреплен статус офицера, предназначенного для решения задач социальной работы в армии и на флоте. Одновременно начался процесс создания организационных структур социальной работы в частях и соединениях.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется вертикальная структура управления социальной работой, представляющая собой организационное единство и охватывающая все звенья войскового организма от полка (корабля 1 ранга) и выше. При Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил существует управление военно-социальной работы; в полках, на кораблях 1 ранга - старшие офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений Приказом министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. уточнены обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части. Они приведены в соответствие с современными требованиями к работе этого должностного лица.

Сложность и многофункциональность задач, которые решают должностные лица, отвечающие за организацию и состояние военно-социальной работы, требуют их профессиональной специальной подготовки.

Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации образована и эффективно функционирует система подготовки профессиональных специалистов по организации социальной работы для органов управления различного уровня на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, которую можно назвать научно-образовательным комплексом.

Вместе с тем в социальной работе с военнослужащими в современных условиях имеется много проблем, в частности несвоевременная выплата социальных пособий, отсутствие жилья у десятков тысяч военнослужащих, сложности с трудоустройством членов семей и др. В их решении необходимо использовать имеющийся исторический опыт социальной работы в армии нашей страны.

Таким образом можно сделать следующие выводы по второй главе:

1) государство во все времена проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах семей военнослужащих;

2) совершенствование социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с развитием Вооруженных Сил, состоянием экономики страны, уровнем национального дохода и повышением материального благосостояния людей;

3) дальнейшее развитие социальной работы - это специфический процесс развития одного из видов социальной гуманитарной практики, в ходе которого социальная работа приобретает сущностные признаки и статус социального института в Вооруженных Силах и российском обществе.

Процесс развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации не является завершенным. Его развитие идет по следующим направлениям: уточнение нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и проведение социальной работы; совершенствование материально-технической базы; оптимизация органов управления социальной работой в армии и на флоте.

Заключение

Состояние и действенность социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации непосредственно зависят от развития системы ее обеспечения. Эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных мероприятий, создающих необходимые условия для успешного выполнения задач социальной работы среди военнослужащих и членов их семей.

Всестороннее обеспечение социальной работы является залогом расширения ее возможностей в области социальной защиты военнослужащих, решения их личных и социальных проблем.

Принципиально важное значение для повышения роли и усиления влияния социальной работы в войсках (силах) имеет дальнейшее развитие ее правового, информационно-психологического и ресурсного обеспечения, а также коммуникаций.

Социальная работа в России предстает как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. Его изучение требует учета различных форм исторического времени, исторической практики и познания. История социальной работы раскрывает историю понятий, ментальных структур общества, политических процессов, формы помощи поддержки, меняющиеся паттерны клиентов и помогающих субъектов. Комплексный подход, конструирующий социальные исторические миры в их общественной практике и познавательных традициях, является актуальной потребностью данного момента становления социальной работы в нашей стране.

Таким образом, делая выводы по курсовой работе, можно говорить о том, что в 90-е годы конституировалась профессия социального работника, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале 20 века. А также:

Во-первых - автор в курсовой работе изложил хронологическое, систематическое изложение этапов зарождения и развития социальной работы в России и показал эволюцию взглядов и подходов ученых к развитию социальной работы в прошлом;

Во-вторых - в данной работе показал динамику становления государственных общественных институтов помощи и обобщил опыт развития социальной работы как практической деятельности, направленной на поддержку человека в трудной жизненной ситуации в разные исторические периоды;

В-третьих - автор раскрыл особенности развитие социальной работы в Российской армии и значение военно-исторического опыта помощи военнослужащим в России.

Список источников и литературы

1. Приказ министра обороны № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

2. Приказ министра обороны № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Приказ министра обороны Российской Федерации № 15 от 12 января 1994г. «О совершенствовании руководства воспитательной работой, боевой и морально-психологической подготовкой в Вооруженных Силах Российской Федерации»

4. Приказ министра обороны Российской Федерации № 18 от 26 ноября 1992 г. «О введении в действие положения о Главном управлении по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации».

5. Приказом министра обороны Российской Федерации № 164 от 26 сентября 1992 г. «Об органах воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации».

6. Марченков В. И., Маликов В. Г. Социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. - М.: Военный Университет, 2003.

7. Социальная работа / Под ред. Курбатова А. А. - Ростов-на-Дону, 2000.

8. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. - Екатеринбург , 2002.

9. Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих. Становление, развитие и правовое регулирование. - М.: «Динамит СВ», 1995.

10. Российская энциклопедия социальной работы, - М., 1997,Т.1,2.

11. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография / Под ред. Капитана 1 ранга профессора А. А. Чертополоха. - М.: Военный Университет, 2004.

12. Военно-социальная работа: методология, теория, практика / Под общ. Ред. Проф. В. А. Кузнецова. - М.: ВУ,2000

13. Мельников В. П., Холостова Е. И, История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: СТИ, 1998.

14. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2004.

15. Фирсов М. В. История социальной работы в России. - М.: «Владос», «МГСУ»,1999.

16. Социальная работа; Российский энциклопедический словарь. - М.: «Союз», 1997

17. Тютченко А. М. Словарь-справочник по истории социальной работы в России и российской армии. - М.: ВУ, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.