Рефераты. История социальной работы






Таким образом, благотворительная помощь нуждающимся по-прежнему осуществлялась, в основном, за счет личных средств представителей богатых и знатных белорусских магнатских родов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапег и др. Однако все большее значение приобретала филантропическая деятельность богатых промышленников и капиталистов, в частности, из числа еврейской предпринимательской верхушки. Заметно повысилась активность в благотворении всего населения, представителей всех сословий (от богатых крестьян до великосветских деятелей), людей среднего достатка, которые вносили в общую копилку столько, сколько это было им по силам. Частные пожертвования составляли от 50 до 100% доходной части бюджета различных благотворительных заведений и обществ.

Благотворительность в сфере образования и просвещения. В Российской империи начало XIX века в области просвещения ознаменовалось рядом либеральных реформ, продолживших организацию государственной системы начального, среднего и высшего образования объявлением (декларативно, а не фактически) школы бессословной, а также значительным общественным подъемом и участием дворянского сословия в благотворительной деятельности. Такой же подъем наблюдался и на Беларуси, где развивается, усиливается частное и общественное благотворение, приобретавшее статус высокой социальной значимости. В 1802 г. в России возникает одно из самых крупных квазигосударственных благотворительных обществ, влияние которого сопоставимо разве что с влиянием возникшего несколько ранее Мариинского ведомства, - Императорское человеколюбивое общество (ИЧО). В 1807 г. Виленский католический епископ Иоанн Непомуцен Корвин-Коссаковский (более известен в литературе того времени как «епископ Коссаковский») основал Виленское отделение ИЧО, утвержденное российским императором в 1809 г. Одной из благотворительных целей Виленского отделения ИЧО стала помощь в воспитании и обучении сирот и детей бедных родителей. Несколько особняком в силу специфики своей религиозно-этической организации находилась благотворительная деятельность в образовании масонских лож. На Беларуси с конца XVII века до запрещения их императорским указом в апреле 1822 г. насчитывалось более десятка товариществ масонов с численностью около 700 человек. Главной же целью своего движения масоны провозгласили распространение образования в народе. Известным на Беларуси масоном и благотворителем в сфере образования был Доминик Манюшко. В 1805 г. в родовом имении графа В. Тышкевича открылась Свислочская гимназия, которая вскоре получила статус губернской. Она разместилась в просторном здании, предоставленном графом, имела удобные классы, богатую библиотеку, физический и математический кабинет, а учителя располагались в удобных квартирах. Работал школьный театр. Благодаря материальной и моральной поддержке В. Тышкевича гимназия становится второй по величине академической школой на Беларуси. К концу 20-х гг. XIX века почти каждая из 40 средних школ на Беларуси имела своего почетного смотрителя.

Вторая половина XIX века в связи с демократическими реформами 60-70-х гг. отмечена в России бурным ростом благотворительной деятельности во всех сферах социальной помощи нуждающимся. Одним из выражений стремления белорусской общественности к возрождению национального самосознания, самобытной белорусской культуры и образованию стала активизация благотворительной деятельности по созданию различного рода ассоциаций и обществ вспомоществования нуждающимся учащимся различных учебных заведений, в первую очередь средних. Эти благотворительные организации стали появляться на Беларуси повсеместно: как в губернских городах, так и в самом отдаленном, глухом уезде. Общества вспомоществования выдавали «недостаточным» учащимся денежные пособия, вносили плату за обучение, содержали при школах и училищах столовые, где кормили бесплатно или за умеренную цену, снабжали одеждой, книгами, обувью и т.д. Иногда общества объединялись в ассоциации с довольно сложной структурой, имели постоянно действующие комиссии: по распределению средств, организации оздоровления детей, кружков, спортивных площадок, концертов и т.д. Средства на свою деятельность они получали в основном за счет сбора пожертвований с населения, членских взносов, благотворительных мероприятий и т.п. Время от времени общества вспомоществования получали незначительные дотации от городских властей. Действовали на основании уставов, утвержденных Министерством народного просвещения, и распоряжений избираемого ими правления или совета. В начале XX века на Беларуси действовало 31 общество. Общества вспомоществования учащимся были практически при всех крупных учебных заведениях, мужских и женских гимназиях. Первое на Беларуси общество помощи учащимся было образовано в Минске в 1875 г. Из сословных благотворительных обществ помощи учащимся отметим единственное в своем роде на Беларуси Общество дворян Чериковского уезда для вспомоществования нуждающимся детям потомственных дворян (1899), которое оказывало помощь всем нуждающимся детям потомственных дворян г. Черикова и его окрестностей, где бы они не учились.

На Беларуси работали разнообразные общества и организации, которые оказывали учащимся какой-либо один из видов помощи: открывали и содержали общежития, дешевые квартиры с оказанием разнообразной материальной (натуральной или денежной) помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых дети питались бесплатно или за умеренную плату.

В XIX веке, особенно во второй его половине, в деле развития бесплатного и «дешевого» образования ведущей становится помощь нуждающимся детям со стороны общественных благотворительных организаций и частных лиц, многие из которых открывали и содержали свои учебные заведения.

Таким образом, сферой вложения средств и энергии для предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура - два полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно феномен меценатства определял тогда культурный процесс. Трудно представить себе, как развивалась бы живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Станиславского, Третьякова и еще многих купцов-любителей, страстно увлеченных искусством. Век XIX - воистину "золотой век" благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой, был восприимчив к самой идее милосердия. Речь идет о купечестве, усилиями которого была создана обширная и надежная система благотворительности.

Век ХХ стал роковым и для филантропической идеи. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" писал: "И куда же делась эта русская доброта? Ее заменила сознательность". После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказались в одной лодке, и благотворительность исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены - светскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.

2 Система детского призрения на Беларуси в начале XX века

Зависимость белорусских благотворительных обществ, филантропов и меценатов от российской бюрократии проявлялась в том, что на Беларуси дольше, чем в центральных губерниях империи, сохранялись правила регистрации благотворительных обществ только с «высочайшего позволения», а затем, после введения новых «упрощенных» правил, осуществлялся более строгий надзор за их выполнением. Губернаторам лично предписывалось регулярно проверять ведение канцелярских и иных дел обществ. Средства обществ составлялись обычно из пожертвований (иногда - до 90%), членских взносов, временных или постоянных субсидий от различных государственных и иных учреждений, органов городского (а позднее и земского) самоуправления, доходов от спектаклей, концертов и других «увеселительных мероприятий», иногда - лотерей и т.д.

Благотворительные заведения, оказывающие помощь детям, условно делились на три подгруппы: 1) заведения для призрения и воспитания несовершеннолетних (воспитательные и сиротские дома, приюты, ясли и ясли-приюты, приюты исправительно-воспитательные, приюты для детей-калек, слабоумных и паралитиков, земледельческие колонии и т.д.);

2) заведения дешевого и бесплатного обучения (общеобразовательные школы и училища, приготовительные классы, училища ремесленные, профессиональные, рукодельные, технические, рисовальные, врачебные для глухонемых, слепых и т.д.); 3) заведения лечебной помощи детям (больницы общие, специальные и санатории, лечебницы и амбулатории)». В 1899 г. на Беларуси было 66 благотворительных заведений для детей, из них: призрения и воспитания детей - 36, общего и специального бесплатного и дешевого обучения - 29, лечебной помощи - 1. К 1903 г. их количество выросло до 110 и продолжало примерно в том же соотношении быстро увеличиваться.

На территории проживания этнических белорусов первый воспитательный дом («Иисуса Младенца») основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярная мастерские. Воспитательные дома, которые были организованы первоначально почти в каждом губернском городе из-за высокой смертности приносимых туда младенцев вскоре были преобразованы в детские приюты, куда принимались дети с 3-7-летнего возраста. Решение проблемы детского призрения искали в развитии городского и сельского патроната. Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату. В Вильно и Минске подросших подкидышей обучали и воспитывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 - различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, переплетному и типографскому. По конкурсу привлекались высококлассные, хорошо оплачиваемые мастера и опытные педагоги. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников. С 1913 г. свои отделения в белорусских губерниях начинает открывать Всероссийское попечительство об охране материнства и детства, призванное распространять знания по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью, а также инфатицидом и подкидыванием младенцев. В 1915-1916 гг. были учреждены консультации для грудных детей в Витебске, Минске, Гомеле. В 1916 г. в Гомеле была открыта «Капля молока», снабжавшая стерильным молоком 200 детей, матери которых не могли кормить их грудью.

В числе первых городов, в которых открылись детские приюты, были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких детских заведений. Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета. Кроме приютов Мариинского ведомства, существовали приюты, подведомственные Министерству внутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверческие; благотворительных обществ и частных лиц), а также приюты, подведомственные Императорскому человеколюбивому обществу, приюты духовного и военного ведомств. Каждый приют имел свой устав и руководствовался Положением о детских приютах Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось с изменениями и дополнениями. Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.