Рефераты. Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом






Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом

20

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РЕФЕРАТ

по Истории и современному состоянию молодежного движения

Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом

Челябинск - 2009

Содержание

Введение

Глава 1. История зарубежных студенческих выступлений на примере некоторых стран

1.1 Германия

1.2 Австралия

1.3 Франция

1.4 Великобритания

1.5 США

1.6 Китай

Глава 2. Контруниверситеты, как форма студенческих выступлений

Глава 3. Способы подавления студенческих выступлений

Заключение

Список литературы

Введение

Студенческие выступления -- деятельность студентов, имеющая своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих данного понятия является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях студенческое выступление может играть большую роль. Первые студенческие выступления возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы:

1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут

2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.

Европейские студенческие выступления отражают составные факторы стабильности общества. Формами протеста студентов являются демонстрации, блокады, символические акции, забастовки, распространение листовок и выступления, перфомансы и информационная война. Протест также может принимать насильственные формы по отношению к вещам и людям, а также налеты на преподавателей; в этом случае говорят о «студенческих беспорядках» или «бунтах».

Реакция правительства на студенческий активизм может быть самой различной: от полного принятия требований студентов, включая создание соответствующих министерств и служб, реформирование системы участия государства в промышленности и экономике, до расстрела мирных демонстраций.

Студенческие движения, успешные и неуспешные, формируют общественное мнение и довольно долгое время воздействуют на него.

Глава 1 История зарубежных студенческих выступлений на примере некоторых стран

1.1 Германия

История студенческих выступлений имеет давние корни, так еще в 1815 году в Йене было основано «Землячество» -- студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. А уже 1817 году, вдохновленные либеральными и патриотическими идеями об объединенной Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги. Затем в 1819 году студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа фон Коцебу, занимавшегося травлей студенческих организаций.

В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» это было событием, приведшим к революциям в германских государствах в 1848 г.

Далее в истории Германии одним из ярких студенческих выступлений было Немецкое студенческое движение в 1960-х годах, которое являлось многослойным политическим движением, занимавшимся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950-60-е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения, появившегося в США, находящееся под сильным влиянием Франкфуртской школы. Оно считало себя эмансипационным и по большей части антиавторитарным, то есть выступало против «господства людей над людьми». Также преобладали антикапиталистические позиции. При этом движение решительно отвергало существующие системы коммунизма, но были в нем и симпатизирующие тем или иным моделям социализма. Другой характерной чертой было осуждение прихода к власти в ФРГ «поколения палачей» из Третьего рейха, а также борьба с лицемерной сексуальной моралью 1950-х годов. После такого серьезного движения последовали тяжелые годы для студентов и для самого правительства, так как 1967- 1968 годы были обозначены в истории как пик активности студенческой молодежи.

1.2 Австралия

Австралийские студенты имеют долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в новых университетах, основанных в пригородных районах. В последние годы степень вовлечённости студентов в политику снизилась, а сами студенты все больше подвержены политической апатии. Число студенческих акций протеста и количество их участников также снизилось.

1.3 Франция

Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 г. прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа. Студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 г. университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара, студента, убитого стражей Шателе.

В 20-м веке во Франции происходили студенческие протесты против законов или реформ, с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968-го помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986-го г. существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988г.

Как и во многих других странах, во Франции наиболее сильным движением было студенческое движение мая 1968-го г. В качестве протеста против закрытия и изгнания нантерских студентов студенты парижской Сорбонны начали собственные демонстрации. Францию захлестнули беспорядки, во время которых многочисленные группы -- коммунисты, анархисты, правые либертарные активисты -- использовали ситуацию для реализации своих политических идей. Движение мая 68-го перешло во всеобщую забастовку, длившуюся несколько недель и парализовавшую всю страну, став гораздо большим, чем просто студенческим движением.

События в Париже вызвали волну студенческого протеста по всему миру. Западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе.

Но самой продолжительной забастовкой во Франции 20-го в. была забастовка 1976-го г., длившаяся 3 месяца (с марта по май). Она ставила цель помешать проведению реформ второго цикла обучения (создание новых специальностей) и воспринимаемых студентами как попытка подогнать высшее образование под нужды рынка и сделать его еще менее доступным.

Через три года правительство Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в университеты, но в этот раз сотни тысяч студентов вышли на улицы. Как и в прошлые годы, манифестации приняли ожесточенный характер, но в этот раз под ударами полицейских погиб студент Малик Усекин. Министр образования Ален Деваке был вынужден уступить и отменить реформу.

Французские студенты вновь поднялись в марте 1994 г., когда к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов трудового содействия», уменьшающих МРОТ до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем в ноябре-декабре 1995 г. против сокращений бюджетного финансирования вузов. Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской предвыборной гонки в 2002 г.

1.4 Великобритания

До 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью -- повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади.

В 1966 г. появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х гг., организовав за это время 80000-ную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами, улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.