Рефераты. Исследование толерантности и ксенофобии в социокультурной ситуации современного российского мегаполиса






Если у Вас вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов, с чем это в большей степени связано?

% опрошенных

мне не нравится их внешность, манера поведения, черты характера

7

эти люди не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России

9

эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют вести себя

6

я опасаюсь их в связи с угрозой терроризма

11

мне не нравится то, что они контролируют определенные сферы бизнеса

7

они отнимают рабочие места у местного населения

2

эти люди не хотят учить русский язык

1

другое мнение

5

Затрудняюсь ответить

51

Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию выходцев из республик СНГ, стран Юга и Востока?

% опрошенных

да, безусловно

44

да, но только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик

26

нет, не стоит

20

Затрудняюсь ответить

10

Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы против разжигания межнациональной розни?

% опрошенных

скорее да

69

скорее нет

18

Затрудняюсь ответить

13

Анализ результатов исследования

Большинство наших соотечественников позитивно относится к представителям других этносов и культур, осуждает стычки на межнациональной почве. Однако параллельно заметен рост напряжения в сфере межнациональных отношений, наращивание запроса к государству на «наведение порядка» в этой сфере.

Отвечая на вопрос о том, как должны строиться межнациональные отношения в России, почти половина респондентов выбирает точку зрения, что «Россия - общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ» (49%).

Чуть больше трети придерживаются умеренно-националистических взглядов, полагая, что «Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом» (34%). Незначительное меньшинство (11%) заявляют, что "Россия должна быть государством русских людей".

Случаи стычек на почве национальной неприязни, когда молодые хулиганы избивают представителей нерусских национальностей, воспринимаются общественным мнением неоднозначно. 26% респондентов полагают, что эти случаи отражают общие настроения русской молодежи. 34% считают, что эти явления большинству русской молодежи не свойственны, хотя и достаточно распространены. 33% оценивают их как единичные случаи, не имеющие массовой поддержки.

В самой молодежной среде мнение о том, что неприязнь к представителям иных национальностей отражает общие настроения русской молодежи, поддерживается несколько чаще, чем в старших возрастных группах. Это точки зрения придерживаются 31% опрошенных в возрасте 18-24 лет, в то время как в других группах этот показатель составляет от 24 до 29%. При этом представители «поколения отцов», напротив, считают такие стычки единичным явлением.

Россияне с высоким уровнем образования и жители городов, особенно мегаполисов, склонны оценивать националистические «выпады» молодежи как достаточно распространенное, но все же не свойственное большинству юных россиян явление. Люди же с низким образованием и сельское население чаще полагают, что неприязнь и случаи избиения людей других национальностей типичны для русской молодежи.

Оценивая судебные дела об убийстве африканского студента в Воронеже, об убийстве вьетнамца в Санкт-Петербурге, по факту избиения кавказцев в московском метро и т.п., россияне в большинстве своем (54%) считают, что приговор для обвиняемых по этим делам должен быть максимально строгим. Четверть (25%) требуют умеренно строгого приговора, 7% - не слишком строгого, и лишь 4% вынесли бы оправдательный приговор.

Несмотря на столь толерантные настроения, лишь 56% россиян относятся сегодня к представителям всех национальностей одинаково. Среди наций и народов, вызывающих неприязнь, раздражение, называются в подавляющем большинстве выходцы с Кавказа - чеченцы (14,8%), азербайджанцы (5,1%), армяне (4,1%), кавказцы в целом (6,0%). Этот список разбавляют лишь цыгане (5,1%). Очень редко называются евреи (2,5%).

В основе неприязни (среди тех, кто сумел определиться с ответом) лежат социокультурные стереотипы (инородцы «не считаются с обычаями и нормами поведения России», «не умеют себя вести», они просто «чужие» - 46%); боязнь терроризма (22%) и экономические причины (контроль над бизнесом этнических группировок, конкуренция на рынке труда (20%).

Присутствие в обществе все растущего числа "чужих" требует адекватных мер, полагают россияне. 44% из них требуют безусловно ужесточить меры против мигрантов из стран Юга и Юго-востока, еще 26% поддерживает подобную позицию с некоторыми оговорками, и лишь 20% против подобного ужесточения законов.

Заключение.

Подводя итог вышеизложенного исследования можно обозначить некоторые положения работы, сделать выводы.

В начале своей работы я задался целью определить соотношение толерантности и ксенофобии в городе - мегаполисе Москва. В процессе исследования и вместе с тем изучения различных трудов( статей, монографий, очерков) по этой проблеме, я сделал очень определённый и жизнеутверждающий вывод. Все те (интеллегенция, политики, журналисты, научные деятели), кто так или иначе пытался разобраться в этом вопросе решительно осуждали такое этносоциальное явление как ксенофобия. Именно вопрос формирования установок толерантного сознания волновал авторов прежде всего.

Такой значительный перевес в пользу толерантного мировосприятия по отношению к ксенофобии у авторитетной части населения позволяет говорить о том, что само по себе явление «ксенофобия» носит характер некоего паразитируещего общественного вируса, поражающего умы тех, кто отказывается - в силу неразвитой внутренней культуры и недостаточной грамотности - воспринемать людей иных национальностей и отказывает им в их неотъемлемом праве на свободу и полноценное существование в этом мире. Объединяясь в группы, такие люди формируют целые организации националистического толка, а при выявлении харизматической личности - целую идеологию.

Так же, как мне кажется, очень важно отметить тот факт, что проблема взаимодействия различных этнических групп внутри государства весьма актуальна на сегодняшний день. Это, в первую очередь, связано с тем, что, к сожалению, проявления рассовой нетерпимости ( террористические акты, экстремизм, вандализм, хулиганство на почве рассовой ненависти ) имеют место быть в нашей повседневной жизне. Зачастую, такие проявления носят весьма печальный характер.

В своей работе я попытался объективно взглянуть на одну из важнейших проблем современности. И выделил для себя два очень важных для понимания проблемы вопроса:

Чем вызвана эта рассовая неприязнь и носит ли она ситуативный характер?

Чем обусловленно столь неуверенное превосходство среди приверженцев толерантного восприятия действительности над ксенофобами?

Ответы на эти вопросы и есть, как мне кажется, алгоритм определения соотношения ксенофобии и толерантности.

Список использованной литературы и источников

И.В. Следзевский, В.Р. Филиппов, Е.О. Хабенская «Аналитический отчёт о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ» www.igpi.ru/bibl/other_articl/1101820840.html

Алексей Муравьев «Ксенофобия: от инстинкта к идее» http://strana-oz.ru/?numid=19&article=920

Из среднесрочной городской целевой Программы «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002 - 2004 годы)» http://www.mos.ru/cgi-bin/...

Агенство социальной информации «Толерантность в России: свои и чужие» www.tolerance.ru

5. Л.В.Скворцов, док. фил. наук, проф.,зам. дир. ИНИОНа РАН

«Толерантность: иллюзия или средство спасения». www.tolerance.ru

6. «Россияне и «инородцы» : толерантность или ксенофобия ? » http://www.iamik.ru/18773.html

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.