Если у Вас вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов, с чем это в большей степени связано?
% опрошенных
мне не нравится их внешность, манера поведения, черты характера
7
эти люди не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России
9
эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют вести себя
6
я опасаюсь их в связи с угрозой терроризма
11
мне не нравится то, что они контролируют определенные сферы бизнеса
они отнимают рабочие места у местного населения
2
эти люди не хотят учить русский язык
1
другое мнение
5
Затрудняюсь ответить
51
Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию выходцев из республик СНГ, стран Юга и Востока?
да, безусловно
44
да, но только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик
26
нет, не стоит
20
10
Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы против разжигания межнациональной розни?
скорее да
69
скорее нет
18
13
Анализ результатов исследования
Большинство наших соотечественников позитивно относится к представителям других этносов и культур, осуждает стычки на межнациональной почве. Однако параллельно заметен рост напряжения в сфере межнациональных отношений, наращивание запроса к государству на «наведение порядка» в этой сфере.
Отвечая на вопрос о том, как должны строиться межнациональные отношения в России, почти половина респондентов выбирает точку зрения, что «Россия - общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ» (49%).
Чуть больше трети придерживаются умеренно-националистических взглядов, полагая, что «Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом» (34%). Незначительное меньшинство (11%) заявляют, что "Россия должна быть государством русских людей".
Случаи стычек на почве национальной неприязни, когда молодые хулиганы избивают представителей нерусских национальностей, воспринимаются общественным мнением неоднозначно. 26% респондентов полагают, что эти случаи отражают общие настроения русской молодежи. 34% считают, что эти явления большинству русской молодежи не свойственны, хотя и достаточно распространены. 33% оценивают их как единичные случаи, не имеющие массовой поддержки.
В самой молодежной среде мнение о том, что неприязнь к представителям иных национальностей отражает общие настроения русской молодежи, поддерживается несколько чаще, чем в старших возрастных группах. Это точки зрения придерживаются 31% опрошенных в возрасте 18-24 лет, в то время как в других группах этот показатель составляет от 24 до 29%. При этом представители «поколения отцов», напротив, считают такие стычки единичным явлением.
Россияне с высоким уровнем образования и жители городов, особенно мегаполисов, склонны оценивать националистические «выпады» молодежи как достаточно распространенное, но все же не свойственное большинству юных россиян явление. Люди же с низким образованием и сельское население чаще полагают, что неприязнь и случаи избиения людей других национальностей типичны для русской молодежи.
Оценивая судебные дела об убийстве африканского студента в Воронеже, об убийстве вьетнамца в Санкт-Петербурге, по факту избиения кавказцев в московском метро и т.п., россияне в большинстве своем (54%) считают, что приговор для обвиняемых по этим делам должен быть максимально строгим. Четверть (25%) требуют умеренно строгого приговора, 7% - не слишком строгого, и лишь 4% вынесли бы оправдательный приговор.
Несмотря на столь толерантные настроения, лишь 56% россиян относятся сегодня к представителям всех национальностей одинаково. Среди наций и народов, вызывающих неприязнь, раздражение, называются в подавляющем большинстве выходцы с Кавказа - чеченцы (14,8%), азербайджанцы (5,1%), армяне (4,1%), кавказцы в целом (6,0%). Этот список разбавляют лишь цыгане (5,1%). Очень редко называются евреи (2,5%).
В основе неприязни (среди тех, кто сумел определиться с ответом) лежат социокультурные стереотипы (инородцы «не считаются с обычаями и нормами поведения России», «не умеют себя вести», они просто «чужие» - 46%); боязнь терроризма (22%) и экономические причины (контроль над бизнесом этнических группировок, конкуренция на рынке труда (20%).
Присутствие в обществе все растущего числа "чужих" требует адекватных мер, полагают россияне. 44% из них требуют безусловно ужесточить меры против мигрантов из стран Юга и Юго-востока, еще 26% поддерживает подобную позицию с некоторыми оговорками, и лишь 20% против подобного ужесточения законов.
Заключение.
Подводя итог вышеизложенного исследования можно обозначить некоторые положения работы, сделать выводы.
В начале своей работы я задался целью определить соотношение толерантности и ксенофобии в городе - мегаполисе Москва. В процессе исследования и вместе с тем изучения различных трудов( статей, монографий, очерков) по этой проблеме, я сделал очень определённый и жизнеутверждающий вывод. Все те (интеллегенция, политики, журналисты, научные деятели), кто так или иначе пытался разобраться в этом вопросе решительно осуждали такое этносоциальное явление как ксенофобия. Именно вопрос формирования установок толерантного сознания волновал авторов прежде всего.
Такой значительный перевес в пользу толерантного мировосприятия по отношению к ксенофобии у авторитетной части населения позволяет говорить о том, что само по себе явление «ксенофобия» носит характер некоего паразитируещего общественного вируса, поражающего умы тех, кто отказывается - в силу неразвитой внутренней культуры и недостаточной грамотности - воспринемать людей иных национальностей и отказывает им в их неотъемлемом праве на свободу и полноценное существование в этом мире. Объединяясь в группы, такие люди формируют целые организации националистического толка, а при выявлении харизматической личности - целую идеологию.
Так же, как мне кажется, очень важно отметить тот факт, что проблема взаимодействия различных этнических групп внутри государства весьма актуальна на сегодняшний день. Это, в первую очередь, связано с тем, что, к сожалению, проявления рассовой нетерпимости ( террористические акты, экстремизм, вандализм, хулиганство на почве рассовой ненависти ) имеют место быть в нашей повседневной жизне. Зачастую, такие проявления носят весьма печальный характер.
В своей работе я попытался объективно взглянуть на одну из важнейших проблем современности. И выделил для себя два очень важных для понимания проблемы вопроса:
Чем вызвана эта рассовая неприязнь и носит ли она ситуативный характер?
Чем обусловленно столь неуверенное превосходство среди приверженцев толерантного восприятия действительности над ксенофобами?
Ответы на эти вопросы и есть, как мне кажется, алгоритм определения соотношения ксенофобии и толерантности.
Список использованной литературы и источников
И.В. Следзевский, В.Р. Филиппов, Е.О. Хабенская «Аналитический отчёт о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ» www.igpi.ru/bibl/other_articl/1101820840.html
Алексей Муравьев «Ксенофобия: от инстинкта к идее» http://strana-oz.ru/?numid=19&article=920
Из среднесрочной городской целевой Программы «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002 - 2004 годы)» http://www.mos.ru/cgi-bin/...
Агенство социальной информации «Толерантность в России: свои и чужие» www.tolerance.ru
5. Л.В.Скворцов, док. фил. наук, проф.,зам. дир. ИНИОНа РАН
«Толерантность: иллюзия или средство спасения». www.tolerance.ru
6. «Россияне и «инородцы» : толерантность или ксенофобия ? » http://www.iamik.ru/18773.html
Страницы: 1, 2, 3, 4