Рефераты. Исследование аудитории Интернета: использование онлайн фокус-групп в исследованиях социальной жизни






Асинхронные онлайн фокус-группы

Самые ранние по времени использования и самые широко используемые на данный момент формы групповых взаимодействий посредством компьютера являются асинхронными, например, форумы или email. Прогресс в виде возможности включать графические элементы в сфере компьютерных коммуникаций был игнорирован асинхронными формами коммуникации, они так и остались основаны только на текстовых сообщениях. Однако, групповое взаимодействие, основанное на тексте не должно рассматриваться как бедный родственник по сравнению с новым, более симпатичным, красочным медиа, в котором можно обмениваться звуковыми и графическими изображениями. Как утверждает МакЛафлин, текстовые сообщения могут быть такими же реалистичными, как и взаимодействия в графических (виртуальных) реальностях, а иногда даже более, точно также как читатель может быть так же эмоционально включенным во время прочтения книги, как и при адаптации аналога на большом экране. Во многих случаях, продолжает он, наша способность погружаться в текст, где мы являемся активными участниками и имеем безграничные возможности интерпретаций, намного больше, чем когда мы смотрим на эти же самые действия на экране, где наша роль наблюдателя, а интерпретация форм и действий уже дана нам в готовом виде. Как полагает Маркхам: «так же как текст не может запечатлеть нюансы голоса, голос не может запечатлеть нюансы текста».

К асинхронным дискуссиям относятся электронная почта и форумы. Форумы требуют специального программного обеспечения, участники составляют сообщения с помощью форм. На некоторых форумах есть обязательная регистрация для тех, кто хочет прочитать историю сообщений или непосредственных участников обсуждения. Регистрация как исследовательский инструмент очень важна. Она позволяет осуществлять мониторинг участников, собирать данные о передвижении участников по пространству форума; время, потраченное на просмотр части или места и т.д. Кроме того, определение IP-адреса позволяет подсчитывать количество посетивших форум и географию их расположения. Причем эта информация может быть строго конфиденциальной, скрытой от других участников, что создает ситуацию анонимности и более личностные ответы.

С другой стороны, пользование форума может оказаться слишком сложным для новичка в техническом плане, почему он предпочтет переписку по электронной почте. Кроме того, при электронной переписке оплата взимается только за отправленное письмо (меньше расходуется трафик), а на форуме - за каждое обновление страницы. С этой точки зрения, в ситуации низкой скорости Интернета или минимальной суммы на счете, предпочтение, конечно, будет отдаваться электронной переписке.

Сетевые рассылки - другая форма асинхронного взаимодействия в режиме доступа. Их можно посещать и просматривать содержание в свободном режиме, не требующим регистрации. Но это, в свою очередь, не позволяет использовать сетевые рассылки для онлайн фокус-групп.

Синхронные онлайн фокус-группы

Синхронные формы онлайн коммуникации весьма разнообразны и развиваются в геометрической прогрессии. В отличие от асинхронных видов, здесь появляется возможность использовать не только текст, но и графические изображения. И это не единственное преимущество синхронных методов над асинхронными. Осознание факта наличия собеседника «на том конце» создает более непринужденную обстановку в общении. Эмоции и чувства, отношение к чему-либо проявляется гораздо ярче именно в чатах. Форумы и электронные письма предполагают более литературную форму написания писем, в чате же можно писать в свободном стиле. Естественно, что общение в чатах предполагает переписку, что существенно обедняет материал в плане невербалики. Но и эту неприятность пользователи обошли путем использования смайлов, «письма действиями», различных фатических форм («гыгыгы», «лол» и пр.). В этом плане, материал, конечно, становиться богаче для исследователя.

Анализ контента

Одной из главных претензий к онлайн общению и исследованиям в этой области остается отсутствие у исследователя данных о невербальных компонентах общения: мимики, позы, жестикуляции, расстояния между коммуникантами и прочее. Вырванный из контекста, текстовый материал представляет сложность для адекватной интерпретации его отдельных элементов. При реальном взаимодействии людей, общении «лицом к лицу», эти элементы выделяются, что делает их первичным материалом для анализа. Возможность выделить такие элементы в тексте, взятом из Интернета, позволит выдвинуть контраргументы утверждению о поверхностности онлайн сообщений. В этом плане можно выделить 3 характеристики онлайн данных, сравнимых с категориями оффлайн данных:

1. Форма - вполне сравнима с контекстом в оффлайн. Электронные письма, сообщения на форумах и в чатах содержат в себе индивидуальные позиции участников по отношению какому-либо событию или явлению. Все эти сообщения вместе образуют не что иной как «контекст». Письма в электронной переписке имеют более четкий, продуманный, литературный стиль, чем в обычной речи, а также создают атмосферу уединенности и интимности. ЛеБоско отмечает, что чувство откровенности обычно возникает, когда участники онлайн группы вовлекаются в обсуждение и отключаются от своих обычных групп. Несинхронные формы общения (форумы) предполагают более литературный стиль написания сообщений, в то время как синхронные формы (чат) - более быстрый темп написания сообщений, более колкий и непринужденный стиль общения. Обобщая, использование фокус-групп в режиме чата позволит получить данные, отличающиеся от данных обычных анкет и опросников.

2. Стиль - сравним с невербальными характеристиками взаимодействия в оффлайн исследованиях. Так, о настроении человека, его эмоциях и чувствах можно узнать по стилю шрифта, цвету букв, использованию заглавных букв, смайликов и др. Несмотря на то, что стиль написания может показаться неестественным или ввести в заблуждение новичков, пользователи быстро овладевают способностью распознавать нюансы сообщения по тем или иным признакам. И для исследователя, обладающего способностью интерпретировать сообщения, эти данные несут глубокий смысл.

3. Контент - сравним с вербальным компонентом, т.е. словами, с помощью которых респондент выражает себя, свои мысли, чувства.

Эти 3 характеристики имеют важное отношение к тому, где проводится онлайн исследование, как проводится и какой способ анализа используется. Ситуация, правила поведения, эмоции и чувства передаются через текст и реконструируются читающим. Как заметил Стоун: «То, что посылается туда и обратно по проводам не есть только сообщения, это содержания - не физические объекты, но их смысл может быть восстановлен при практический любом уровне глубины и запутанности».

Этические аспекты проведения онлайн фокус-групп

Скорость, легкость и экономичность получения данных сделали онлайн исследования такими привлекательными для специалистов. Однако этическая сторона проблемы проведения фокус-групп никуда не исчезла, а потому старые этические нормативы и процедуры должны быть пересмотрены и подстроены под такой относительно новый метод исследований. Сами проблемы должны быть по возможности предусмотрены еще на стадии разработки исследования. Так, согласно Джонсу, сложившиеся процедуры и концептуальные основы использования протоколов не подходят для онлайн исследований, а потому исследователи зачастую руководствуются собственными соображениями. Таким образом, этический аспект онлайн исследований должен включаться в себя как этический кодекс поведения в интернет сообществе, так и этический кодекс исследователя. И эта тематика на данный момент остро дискутируется.

Поведение пользователей интернета на сегодняшний день регулируется только правилами пользования интернет-ресурса. Это своего рода договор между пользователем и провайдером, определяющий степень свободы действий, нормы поведения пользователя на интернет-портале. Правила проведения исследований в интернете, в первую очередь, должны включать в себя защиту и конфиденциальность информации, например нераспространение данных о пользовательских IP-адресах. Однако, правила поведения на интернет-портале создаются администрацией сайта, что делает их более формальными и более понятными для пользователей. Следовательно, при планировании онлайн фокус-группы следует объединять этические принципы социальных исследований и правила интернет-ресурса. Сами этические принципы, использующиеся в социальных исследованиях, должны быть переосмыслены в рамках онлайн контекста.

Заключение

Цель статьи - оценить возможность использования метода традиционных фокус-групп в онлайн исследованиях. Были рассмотрены вопросы эпистемологии, методологии, практики внедрения традиционных методов социальных исследований в онлайн-пространтсво. Нельзя сказать, что все разобранные вопросы являются «новым» словом в науке. Скорее, мы обозначили степень неопределенности и сложности использования традиционных методов в сети Интернет. Преодоление поставленных в работе проблем позволит получить новые способы сбора материала для анализа. Временная и пространственная гибкость методов позволяет по-другому взглянуть на классические методы. Опрос проводится в более длинном периоде времени, что позволяет респонденту глубже продумать свой ответ и проблему в целом, создавать более содержательные нарративы. Это утверждение справедливо по отношению к асинхронным видам онлайн-общения. Для синхронных видов, напротив, характерен более разговорный стиль написания, открытый и эмоциональный.

Еще одной проблемой становиться рекрутинг участников. Многие пользователи быстро дают свое согласие на участие, но потом также быстро уходят в оффлайн еще до начала исследования. Это может быть связано со скоротечным режимом работы в сети Интернет - пользователи попросту не хотят или не любят ждать. В тоже время, пространственная свобода поднимает вопрос «кто есть кто» в онлайн-пространстве? Тот ли респондент нам отвечает, или он посадил вместо себя родственника? Здесь можно надеяться только лишь на добросовестность респондента.

И, наконец, прогрессивное развитие мировой сети требует не менее быстрого развития методологического аппарата для исследований в интернет-пространстве.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.