Рефераты. Институт отцовства и неполная семья






Отвечая на вопрос о главе в их семье, примерно треть студентов заявила, что в их семье «нет четко выраженного главы» (34%), 33% считают что, главой в их семье является отец, 24% считают, что - мать. При оценке роли отца в своей собственной семье студенты заявили, что отец это: главный “добытчик” и кормилец семьи (24) %; мастер на «все руки»(22%); опора в семье (16%); глава рода (15%); воспитатель детей (7%); затруднились ответить(6%); «душа семьи» (5%); «пустое место»(4%); «массовик - затейник» (3%). Был задан также вопрос об идеальной роли отца в семье. Респонденты считают, что идеальный отец является главным «добытчиком» и кормильцем семьи (26%), «опорой семьи» (21%), главой рода (16%), мастером на все руки (15%). С другой стороны респонденты отмечают что, отец в идеале должен быть - воспитателем детей (13%), «душой семьи» (6%), «массовиком затейником» (2%).

Какую роль хотели бы выполнять в своей собственной семье молодые люди, обучающиеся в ТГТУ? Студенты ответили следующим образом - быть главным “добытчиком” и кормильцем семьи хотели бы 30% студентов, “опорой семьи” (17%), главой рода (14%), мастером на все руки (13%).

Каковы репродуктивные планы студентов мужского пола? Среди опрошенных 54% хотят иметь в будущем 2 детей, 17% - одного ребенка, 14% респондентов заявили - «сколько Бог даст». На вопрос: «В каком возрасте, по Вашему мнению, молодому человеку следует заводить первого ребенка?» большинство студентов ответили, что следует заводить первого ребенка в возрасте 26-30 лет (52%), некоторые считают, что в возрасте 20-25 лет (39%). Немногие говорят, что стоит заводить первого ребенка в 30-35 лет (5%), 18-20 лет (1%), и лишь 3% затруднились ответить.

По мнению большинства студентов, российская система образования и воспитания вообще не готовит молодого человека к выполнению роли отца (48%), 27% заявили, что готовит плохо, и только 11% опрошенных считают, что готовит хорошо. 14% студентов затруднились ответить на данный вопрос.

Готовы ли студенты ТГТУ к выполнению роли отца? 42% студентов заявили, что совершенно не готовы к выполнению этой роли; 40% - частично готовы; только 14% молодых людей полагают, что полностью готовы; 4% - затруднились ответить.

Студентам было также предложено согласится с одним из двух следующих суждений: 1). Главная задача отца в семье - обеспечить жену и детей всем необходимым. С этим тезисом согласились 70% респондентов. 2). Оба супруга в равной степени отвечают за ее материальное обеспечение. Эту идею поддержали 30% респондентов.

На вопрос: «В случае развода супругов с кем, по вашему мнению, должен остаться ребенок?» ответы распределились следующим образом, 72% респондентов сказали, что это зависит от конкретных обстоятельств, и супруги имеют равные права на ребенка. 13% считают, что ребенок должен остаться только с матерью, а 8% уверены, что ребенок должен остаться с отцом. 7% студентов затруднились ответить на вопрос.

Таким образом, исследование показало, что семейные ценности и представления об отцовстве студентов мужского пола, обучающихся в ТГТУ, несут на себе отпечаток трансформаций института отцовства, характерных для современного общества, происходит постепенное размывание традиционных идей о главной роли и ответственности мужчины за положение его семьи, однако подобные стереотипы, восходящие к многовековой истории патриархальной семьи еще достаточно сильны.

Институт отцовства в современной семье

Это приводит к тому, что при отсутствии отцовского влияния или его недостатке, развитие детей обоего пола принимает ущербный характер (мальчики усваивают женский тип поведения или создают искаженное представление о мужском поведении, как агрессивном, грубом, жестоком; юноши зачастую не умеют правильно выполнять обязанности; девушки менее адекватно понимают мужей и сыновей). Дети, выросшие в семье с одним родителем, в основном, с матерью, получают опыт разведенных родителей, который затем, зачастую, переносится в свою собственную семейную жизнь, утверждая его как норму.

В данной статье мы попытаемся показать функции, выполняемых отцами семейств в современной семье и определить иерархию этих функций3.

В ходе данного социологического исследования были рассмотрены такие функции как воспитательная, управленческая, досуговая, хозяйственно-экономическая.

Так, 74% респондентов указали, что основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию лежат на матери, 19% - воспитанием ребенка занимаются оба родителя, 7% - воспитанием занимается отец, 1 %- никто не занимается ребенком. Из этого можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не реализуют уход за детьми и их воспитание, перекладывая основные заботы о детях на жену. Таким образом, отец выполняет недостаточно значимую роль в процессе социализации ребенка.

31% опрошенных постоянно обсуждают с детьми их (детей) учебу, занятия в свободное время, взаимоотношения с товарищами, 27% - обсуждают иногда, 42% - не обсуждают вообще. 33% респондентов постоянно обсуждают с ребенком планы на будущее, выбор профессии, 27% - обсуждают иногда, 35% - не обсуждают вообще. Как показало наше исследование, большинство отцов уделяют внимание обучению, настоящему и будущему, социальному окружению ребенка.

Что касается манеры воспитания ребенка, то 25% респондентов ответили, что ребенка специально воспитывать не надо: когда он вырастет, то сам поймет, что хорошо, а что плохо, 26 % респондентов считают, что лучший способ воспитания ребенка - подавать личный пример. 24 % считают, что воспитывать ребенка лучше словом, не применяя физических наказаний, 23 % отметили, что воспитывать ребенка надо словом и в определенных моментах применять физическое наказание, 2 % считают, что физическое наказание нужно всегда, так как это лучший метод воспитания. Это говорит о том, что на сегодняшний день приветствуется либеральный тип воспитания детей. С другой стороны, некоторые респонденты допускают физическое наказание при воспитании детей, это говорит о том, что физическое наказание не является широко распространенным методом воспитания детей. Также четверть респондентов считает, что ребенка специально воспитывать не надо, это показывает отстраненность отцов от процесса социализации ребенка.

Далее была рассмотрена рекреационная функция, выполняемая отцами семейств. На вопрос о том, кто из родителей ходит на прогулку с детьми, 38% респондентов ответили «мать», 32% - «никто», 20% ходят на прогулку с детьми по очереди, 10% - ходят на прогулку с детьми вместе, 1% на прогулку с детьми ходит отец. Большинство ответов показывает, что, как и прежде, функция обеспечения досуга детей лежит на матери. Второй же по иерархии ответ показывает, что, скорее всего, родители не ходят на прогулку с детьми вследствие того, что дети уже выросли из возраста, когда надо ходить с ними на прогулку. Также присутствует небольшое количество ответов, показывающих, что на прогулку с детьми родители ходят вместе или по очереди, это говорит о том, что пусть и редко, но отцы ходят с детьми на прогулку, что положительно влияет на развитие детей.

При обсуждении вопросов, связанных с воспитанием ребенка, в 34 % случаев решение принимает мать, в 32 % - в зависимости от ситуации, в 21% - решение принимает отец, в 13 % случаев родители принимают обоюдное решение. Таким образом, гипотеза о том, что отец принимает окончательное решение при воспитании ребенка, не подтвердилась. Из полученных данных видно, что решающее слово в большинстве случаев остается за матерью, что показывает главенствующую роль матери при воспитании ребенка. С другой стороны, присутствуют ответы, показывающие, что в зависимости от ситуации решение принимает мать или отец, или что принимается обоюдное решение, это показывает то, что в современных семьях все чаще присутствует эгалитарный тип воспитания.

В 71% случаев муж зарабатывает большую часть денег, затрачиваемых на содержание ребенка, в 21% - жена, в 3% - отчим, в 1% - родители супругов. Исходя из этого, наша гипотеза о том, что отец выполняет главную роль при обеспечении ребенка, оправдалась. С другой стороны присутствуют ответы, показывающие, что жена зарабатывает больше денег, затрачиваемых на ребенка, следует отметить, что подобные показатели стали возможными благодаря включению женщин в трудовую деятельность и занятия положения одинакового с мужчиной.

Проблемы неполной семьи: опыт социологического анализа

В современных развитых странах наблюдается тенденция роста числа неполных семей, число разводов приближается к числу заключенных браков (в 2005 году в России зарегистрировано 10667 тыс. браков и 605 тыс. разводов); число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, увеличилось до 30 %. В связи с этими негативными тенденциями возрастает научный интерес к феномену неполной семьи. Общеизвестно, что социальный институт семьи выполняет важные функции (воспитательную, экономическую, эмоциональную и другие). Но в неполной семье, вследствие неполноты цепочки связей «мать-отец-ребёнок», перечисленные функции не могут реализоваться в полном объеме, поэтому таким семьям чаще, чем полным приходиться сталкиваться с проблемами различного характера. Именно поэтому многие неполные семьи нуждаются в целенаправленных государственных программах помощи.

С целью изучения особенностей неполной семьи в 2007 году в Твери было проведено социологическое исследование методом глубинного интервью. Были опрошены 10 молодых людей (6 девушек и 4 юношей), выросших в неполной семье. Целью исследования стало изучение их представлений об особенностях данного типа семьи.

В результате исследования удалось выяснить, что у всех респондентов в семьях периодически возникали проблемы материального, психологического, воспитательного и медицинского характера. Большинство опрошенных молодых людей подчеркнули материальные проблемы: «иногда приходиться себя в чем-то ограничивать», «иногда денег хватает только на питание». Также большинством участников опроса указали на наличие психологических проблем, таких как непонимание между подростком и оставшимся с ним родителем. Девушками назывались конфликты из-за желания ребенка жить с обоими родителями, незаслуженные обвинения. Юноши упоминали чувство раздражения из-за навязчивых рекомендаций оставшегося родителя. Чуть больше половины молодых людей из неполных семей указали на наличие медицинских проблем, среди них чаще всего отмечались простудные заболевания, мигрени, «проблемы с давлением». Меньшую актуальность для опрошенных юношей и девушек представляют проблемы воспитательного характера. На них указала половина респондентов, юноши считают, что такие проблемы возникают из-за лишнего контроля и поучений; девушки отметили разные позиции по вопросам поведения и обязательств («с мамой трудно поспорить»). По мнению участников опроса, большинство названных проблем чаще всего «разрешаются со временем сами собой» или совместными усилиями семьи, некоторые респонденты, указали, что «в решении проблем помогают бабушки, дедушки», иногда «поступает поддержка со стороны ушедшего из семьи родителя».

Также выяснилось, что большинство респондентов плохо осведомлены о каких-либо программах помощи неполным семьям. Из них половина считает, что неполные семьи нуждаются в новых программах социальной поддержки, но затрудняется ответить в каких именно. Остальные респонденты отмечают, что «их семья ни в чем не нуждается». Некоторые молодые люди отметили актуальность усовершенствования программ адресной материальной помощи, также была отмечена важность развития системы психологической помощи детям и родителям из неполных семей (тренинги, бесплатные консультации у психологов).

Также в ходе исследования выяснилось, что, по мнению участников опроса, в их семьях преобладала нормальная психологическая обстановка. Так, анализ ответов показал, что большинство молодых людей из неполных семей не испытывают чувства зависти по отношению к детям из полных семей, не видит никаких особенностей по отношению к себе со стороны детей и взрослых из полных семей. О нормальной психологической атмосфере в неполных семьях свидетельствуют также следующие ответы: большинство респондентов указывают на то, что в их семьях доверительные отношения, присутствует взаимопонимание. Лишь двое указали на трудности, связанные с тем, что «не всегда можно обратиться за советом к оставшемуся родителю», потому что он «не всегда может понять».

Чуть больше половины респондентов отмечают, что на их личностное развитие повлияла психологическая атмосфера неполной семьи. Из них меньше половины отметили позитивные моменты: «стали более самостоятельными, потому что все нужно преодолевать самим», «стали более подготовленными к будущей жизни». Негативные моменты были отмечены одной пятой частью опрошенных: «стали себя чувствовать более неуверенными, замкнутыми». Некоторые участники опроса уверены, что на них никак не отразилась специфика психологической атмосферы неполной семьи. Интересен так же тот факт, что около половины респондентов не считают, что по сравнению с детьми из полных семей у детей из неполных семей занижена самооценка, что они более впечатлительны, неуверенны в себе, замкнуты. Молодые люди отметили, что «все зависит от обстановки в самой семье, а не от того полная семья или нет», «от окружения ребенка, от того как его развивают». Меньше половины опрошенных отметили, что «в каких-то вопросах у детей из неполных семей занижена самооценка, они неуверенны и замкнуты», что «такое чаще бывает у семей, возникших вследствие развода. При этом около половины молодых людей из неполных семей ответили, что им легко общаться с окружающими; меньше половины отмечают трудности, связанные с «неуверенностью в себе при общении со старшими по возрасту и по социальной позиции», «зависимость от ситуации и от человека».

Среди причин возникновения неполной семьи больше половины опрошенных указали на развод. При этом заметна тенденция: если подростки были в сознательном возрасте (от 8 до 17 лет), то данное событие сильно отразилось на их психологическом состоянии (отмечаются депрессии, замкнутость и т.д.), а если ребенок был в более раннем возрасте, то чаще всего он либо не помнит этого события, либо оно его не травмировало. Среди других причин были названы: «родители не собирались жениться»; «так вышло по состоянию здоровья»; «расстались рано»; смерть одного из родителей.

Интересны также данные о том, что девушки и юноши из неполных семей видят свою будущую семью полной, с одним или двумя детьми, где «будет царить атмосфера взаимопонимания». Все это можно объяснить тем, что молодые люди из неполной семьи не хотят, чтобы их сталкивались с такими же проблемами, с какими пришлось столкнуться им самим, что дети из неполных семей больше ценят семейные взаимоотношения, чем их сверстники из полных семей.

Заключение

Итак, делая вывод по функциям, выполняемым отцами семейств, можно отметить незначительную вовлеченность отцов в процесс воспитания детей. В современной семье отцы в большей мере сохраняют традиционный образ отца - кормильца. Воспитательная, рекреационная и управленческая функции выполняются незначительно.

При этом, выстраивая иерархию функций по частоте выполнения, на первое место можно поставить хозяйственно-экономическую функцию, на втором - воспитательную, на третьем - досуговую, на четвертом - управленческую.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с целым рядом проблем экономического, психологического, эмоционального, воспитательного характера. Но это не означает, что неполная семья является обязательно неблагополучной. В большинстве семей участников опроса, существовали достаточно благоприятные условия для развития ребенка, отношения носили характер взаимовыручки и взаимоуважения. Различные проблемы, конечно, могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого не следует, что они обязательно появятся. Нередко в полной семье, но эмоционально неблагополучной семье, ребенок сталкивается с более серьезными психологическими проблемами, чем в неполной.

Список литературы

1. Бороденко А.Ю. (2005) Источники формирования и проблемы неполных семей // www.izh.ru.

2. Бык Е. (2007) Неполные семьи: что должны знать дети, чьи мамы работают полный день // www. efamily.ru.

3. Голод С.И. (2008) Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.

4. Добреньков В. (2005) Слабая семья - слабое государство // Российская Федерация сегодня. № 17.

5. Кон И.С. (2005) Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. № 9.

6. Бескаравайная В.К. (2006) Социологическое понятие «новые отцы» и его содержание.

7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). / В.А. Рудников. - М., 2006.

8. Борисов В.А. Демография. - М.: NOTA BENE, 2005.

9. Медков В.М. Демография. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.