Рефераты. Институт государства






Институт государства

21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра социологии

Институт государства.

Выполнил Тарасов И. А.

Группа МЭ-1-00

Руководитель д. с. н. проф. Хайруллина Ю. Р.

Казань 2002

План

Введение стр.3

I Сущность институтов стр.4

II. Институт государства стр.9

III. Функции института государства стр.13

IV. Взаимосвязи между институтами стр.17

Заключение стр.20

Введение

В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеет-ся существенное внутреннее различие. Если группа -- это совокуп-ность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существую-щих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реали-зуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный инсти-тут -- это организованная система связей и социальных норм, кото-рая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удов-летворяющие основным потребностям общества.

Итак, институт -- это своеобразная форма человеческой деятель-ности, основанной на четко разработанной идеологии, системе пра-вил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполне-нием. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ор-ганизованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социаль-ной группы или общества в целом. Институты, таким образом, под-держивают социальные структуры и порядок в обществе.

I Сущность институтов.

Для нас социологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институционализации и изменениями в образцах, условиями подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационными процессами, поскольку они содержатся во всем этом.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами обще-ства (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии операциональные средства удовле-творения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходи-мых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансо-выми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому ин-ституту).

В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он суще-ствует, что там. Достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, на переговорах сле-дует вести себя чопорно, а на карнавале -- раскованно.

Поскольку институты -- это взаимосвязанные системы упоря-доченных социальных связей, благодаря которым поведение каж-дого отдельного члена общества становится достаточно предсказу-емым по своим ориентациям и формам проявления, социолога рассматривают институциональную структуру общества с особой тщательностью, представляя ее как своеобразный многомерные лабиринт, где действия и перемещения социальных субъектов осуществляются только согласно определенным правилам ролево-го соответствия.

С одной стороны, в процессе институционализации возникают расхождения между интересами всего сообщества (в удовлетворе-нии некой потребности: в потреблении, общении, защите, воспро-изводстве и др.) и интересами конкретных функциональных субъектов, реализующих эту потребность для общества (которые могут быть настроены не альтруистично, а весьма меркантильно и «под шум волны», т.е. под видом решения одних задач, осуществлять несколько другие). Например, в советской системе образо-вания, которая имела множество, разнообразных преимуществ, одним из недостатков была повышенная идеологизация в содер-жании гуманитарных курсов, т.е. социальный институт, решаю-щий задачу профессиональной подготовки, на самом деле осущест-влял и иную практическую цель -- политической ориентации.

С другой стороны, потребность может носить массовый харак-тер, но по разным причинам (в основном культурной легитима-ции) не быть признанной как общественно значимая. В результате развиваются «подпольные институты» -- не принятые, официально игнорируемые, не наделяемые специальными ресурсами, но формирующие свою субкультуру, выполняющие определенные функции и стандартные операции, находящие пути материального обеспечения своей деятельности. Отношения подобного рода воспроизводятся в скрытой (латентной) социальной форме. Они долгое время могут быть не признаны ценными (социально-значимыми) в рамках доминирующего культурного стандарта. Однако на определенных этапах развития общества, особенно в критические моменты, скрыто живущие отношения «возрожда-ются» и институционализируются (т.е. признаются обществом, становятся легальными и легитимными).

Р. Мертон, например, различал явные и латентные функции социальных институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население то и дело спрашивает у субъектов современного государства: «А куда идут наши налоги?» и «Почему не выполнены; предвыборные обещания?» При этом оно никогда не удовлетворяется ответом и продолжает «терпеливо возмущаться» -- перевыбирать, бойкотировать, уклоняться.

Латентные функции институтов -- те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным; функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует лаг (расхождение, разница), небольшой или же очень глубокий. В последнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются. Все это придает дополнительную нестабильность и амбивалентность (нечеткость, многозначность) инсти-туциональным функциям.

Исследователи социальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание, поскольку именно нормативные (институциональные) требования делают поведение отдельных людей и организованных групп предсказуемым и «предначертанным», соответствующим общественным ожиданиям. Поэтому загадки всякого рода «институциональных отклонений» связаны с сущностью проблем социальной структуры и функционального устройства общества, и социология должна потрудиться и рассекретить их в первую очередь. Великий «системщик» Т. Парсонс пишет об этом так: «ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения «правил» как действовать, чего желать, к чему стремиться тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.

Институтонализация -- это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процес-сы институционализации:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве продуктов и услуг;

3) потребность в распределении благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.