Рефераты. Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом






Данные дисциплины должны быть включены в программу учебного процесса специалиста по социальной работе.

Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе во многом используется иначе. Она становится реально одной из важнейших частей всего процесса обучения специалистов в области социальной работы. Важно иметь в виду, что практика - особая форма учебной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель, и студент - равноправные субъекты этой деятельности, хотя, естественно, они имеют и специфические задачи. Так, целью практики со стороны преподавателя является, прежде всего: предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве и методах социальной работы с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме. Целью практики со стороны студентов является по преимуществу: овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое. Ануфриева, Л. Практика - важнейшая составляющая профессиональной подготовки / Л. Ануфриева // Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 101-109.

Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой - на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.

Следовательно, основными особенностями учебного процесса специалиста по социальной работе в ВУЗе являются, во-первых, его междисциплинарный научно-образовательный фундамент, который включает социологические, психологические, философские, экономические, математические, исторические и юридические дисциплины; во-вторых, органическое сочетание научной и образовательной деятельности, ориентированной на новые технологии образования; в-третьих, причастность к практике социальной жизни региона, включенность в разработку и осуществление различных социально значимых проектов. Во время обучения и благодаря учебной практике студенты развивают такие критерии профессионализма специалиста по социальной работе как высокая юридическая подготовленность, медико-психологическая компетентность, наблюдательность, внимание, милосердие и любовь к человеку, высокие нравственные качества.

В этой связи представляется важным более подробно рассмотреть требования к специалисту по социальной работе в реальной практике.

1.2. Требования к специалисту по социальной работе

в реальной практике

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и так далее, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершенно-летних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и так далее, организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

Аналогичные функции описывает Л.Б. Ребристова. По ее мнению, специалист по социальной работе ведет  профессиональную  практическую  работу  (посредничество,  консультирование, специализируемая помощь и тому подобное) в социальных службах, организациях и учреждениях и так далее; оказывает  социальную  помощь  и  услуги  семьям  и  отдельным лицам,  различным половозрастным, этническим и подобным группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и так далее; проводит  исследовательско-аналитическую  деятельность  (анализ  и  прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы; участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействует  интеграции  деятельности  различных государственных  и  общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность в социальных службах, среднеспециальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области). Ребристова, Л.Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда. / Л.Б. Ребристова // Работник социальной службы. - 2004. - №2. - С. 23-28.

Следовательно, специалист по социальной работе является значимым субъектом социального обслуживания различных групп населения, который принимает активное участие в полном или частичном устранении их различных трудных жизненных ситуаций.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни. Гурина, О.А. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе / О.А. Гурина// Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. - Смоленск: Универсум, 2006. - с. 56-57.

Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности.

О.А. Гурина утверждает, что профессиональная группа специалистов по социальной работе отличается неоднородностью и включает в себя две категории работников разных уровней. Гурина, О.А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе / О.А. Гурина // Социология труда и профессий. - 2007. - №28. - С. 15 Во-первых, управленцы - работники системы социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляющие функции организации и администрирования. Можно выделить три уровня управления в сфере социальной работы: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень - это управленцы высшего звена (руководители министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). В региональный уровень входят управленцы среднего звена (руководители региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации, городских и районных управлений Пенсионного Фонда России; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). И, наконец, локальный (организационный) уровень составляют управленцы низшего звена (руководители социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, и их структурных подразделений).

Во-вторых, практики - специалисты по социальной работе контактного уровня, осуществляющие непосредственное взаимодействие с клиентами по поводу предупреждения или преодоления трудных жизненных ситуаций. Эта категория специалистов по социальной работе подразделяется по отраслевому признаку: специалисты по социальной работе учреждений системы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; бюро медико-социальной экспертизы; центры занятости и другие); специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения (дома ребенка, психиатрические больницы, наркологические диспансеры и так далее); специалисты по социальной работе образовательных учреждений (детские дома, дома-интернаты, специальные образовательные учреждения и другие); специалисты по социальной работе правоохранительных органов (подразделения по делам несовершеннолетних, ювенальные суды, исправительные учреждения и другие); специалисты по социальной работе, служащие в вооруженных силах; специалисты по социальной работе на предприятиях, в организациях и учреждениях (отделы социального развития).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.