Рефераты. Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России






Сотрудники Центра ведут учет направленных и принятых на работу молодых специалистов и контролируют своевременное предоставление организациями информации об увольнении работника. Руководители организаций и предприятий при приеме на работу оформляют документы на нового работника, в том числе в обязательном порядке - медицинский полис на срок действия договора. В случае увольнения несовершеннолетних работников по инициативе работодателя руководители организаций должны информировать Центр социального обслуживания молодежи, Федеральную инспекцию труда по Мурманской области и окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Интересный опыт социального обслуживания имеется в центре социально-психологической помощи молодежи «Шанс» (г. Тула). Здесь эффективно работают такие структурные подразделения (модули), как служба индивидуального консультирования, служба просвещения, школа общения (система групповых тренингов, направленных на коррекцию межличностных отношений), кабинет планирования карьеры, кабинет профдиагностики. Актуальные молодежные проблемы рассматриваются в лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения, методическую помощь специалистам оказывает учебно-методический кабинет. Инновационной формой социальной работы центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» является создание игротеки для детей клиентов микрорайона, где осуществляет деятельность это учреждение социального обслуживания молодежи. [59].

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое.

Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» города Саранска предоставляет молодым людям информацию о рынке труда, участвует в создании рабочих мест, трудоустройстве. Специалисты центра организуют стройотряды, проводят профориентацию среди молодежи и реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

В г. Оренбурге «Областная социально-психологическая служба молодежи» проводит социальную реабилитацию, экстренную психологическую помощь по телефону, психодиагностику, психокоррекцию, помощь детям-сиротам. [24].

Астраханская областная социальная служба молодежи развивает в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной помощи, экстренной психологической помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества. [73].

Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется в муниципальном социальном учреждении «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи» г. Костромы. В его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.

Технология работы с молодежью на базе социального учреждения состоит из следующих этапов.

Первый этап - адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его интересам и потребностям. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех, студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.

Второй этап - включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Для занятости

юношей и девушек организуется работа «Клуба выходного дня», где в воскресенье они могут участвовать в социальной работе, сопровождая специалистов учреждения.

Третий этап социоклубной работы предполагает взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью (например, ребята, занимающиеся в студии ролевых игр, приходят в общеобразовательные школы и проводят ситуационно-ролевые игры). Клуб организует и представляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.

Наиболее активные члены клуба входят в состав волонтерского объединения «РОСТОК», который эффективно работает по следующим направлениям:

первичная профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде;

проведение мероприятий и акций, направленных на повышение социальной активности молодежи;

разработка, осуществление и анализ психологических и социологических исследований;

организация работы по повышению правовой грамотности молодежи.

Учебно-познавательное направление деятельности социально-клубного учреждения реализуется с помощью программы «Школа социальных технологий», содержание которой направлено на развитие социальных навыков и умений.

Первый раздел программы представляет собой блок занятий, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, овладение навыками работы с общественным мнением, средствами массовой информации, знакомство с игровыми технологиями. Здесь осуществляется мотивационно-ценностная ориентация молодежи на добровольческую деятельность.

Второй раздел включает специализированную подготовку, которая предполагает проведение занятий, способствующих формированию у старшеклассников и студентов специализированных знаний, умений и навыков. На данном этапе они осваивают и реализуют различные социальные технологии работы с молодежью. [60].

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.