Рефераты. Государственная семейная политика с акцентом на социальную защиту семьи






Прежде всего, требуется организация деятельности правительства не только вокруг привычных задач управления, обеспечения безопасности, занятости населения, уровня жизни, поддержки бюджета, охраны порядка и т.п., но и задач по экзистенциальному сохранению нации, по упрочению среднедетного типа семьи. Минимизация негативных для семьи последствий, возникающих в системе социальных действий, возможна не за счет усиления контроля, а благодаря фамилистической профилактике целей и средств деятельности во всех отраслях народного хозяйства.

Повышение эффективности управления государственной собственностью будет способствовать созданию федерального фонда семьи и укреплению материального фундамента семейной политики. Активизация средств массовой информации и рекламы на пропаганде семейного образа жизни, на повышении ценности материнства и отцовства как социально значимых профессий и на росте престижа всех семейно-родственных ролей окажется важным вкладом в нейтрализацию сегодняшних внесемейных ориентации населения.

Рекомендации по устранению тех трудовых, транспортных, коммунальных и прочих предписаний, где ущемляются права семьи как института и права полной семьи с несколькими детьми. Устранить все подушные начисления за коммунальные услуги, воду, газ, электричество и т.д. при рождении в семье всех детей любой очередности, а также при усыновлении, попечительстве.

Уменьшать квартплату и плату за дачу, огородный участок пропорционально увеличению числа детей в семье. Проезд на внутригородском транспорте должен быть дешевле для детей и родителей с двумя и более детьми. Плата за междугородний проезд поездом, автобусом, пароходом, самолетом для членов семей с тремя и более детьми должна быть снижена.

Нормативы прожиточного минимума должны составляться не для индивида, а на семью из четырех человек с разнополыми несовершеннолетними детьми. Прожиточный минимум трудоспособного индивида -- холостяка должен быть меньше, чем у пенсионера, инвалида, сироты. Минимальная заработная плата индивида должна учитывать семейное состояние (у одиночки-холостяка она должна быть меньше, чем у одного родителя с ребенком, и меньше, чем у отца или матери внутри семейного минимума). Пенсия по старости должна начисляться также с учетом числа рожденных и воспитывавшихся детей и даже умерших.

Рекомендации по материальному обеспечению приоритета семьи с детьми над всеми остальными социальными категориями граждан в системах социального обеспечения и страхования. Отпуск на производстве определять в зависимости от семейного состояния, к примеру: две недели -- для одиночки, холостого и разведенного, три недели -- для состоящих в браке и с одним ребенком, четыре недели - с двумя, пять недель - с тремя детьми, шесть недель - с четырьмя и более детьми. Больничный лист - родителям с тремя и более детьми увеличить на день-два. При государственном и прочем страховании жизни увеличение числа детей должно уменьшать процентные ставки. Суммы, сдаваемые на хранение в банки, надо дифференцировать по семейному статусу. Ввести семейный вклад (для полных семей с несколькими детьми) с льготными процентными начислениями в сравнении с иными категориями вкладчиков.

Рекомендации по преимущественному росту уровня жизни в полных семьях с несколькими детьми. Создать систему ДНК (доходов-налогов-кредитов), поощряющую семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, безразводную семью в сравнении с многоразводной и среднедетный стиль родительского поведения в сравнении с малодетным:

- в семьях, где профессионально заняты и получают заработную плату и муж и жена, обеспечить семейную надбавку при рождении второго и следующих по очередности детей пропорционально общесемейному доходу одному из супругов по их выбору;

- в семьях с двумя и более детьми ввести надбавку тому из обоих работающих супругов, кто занят в системе надомного труда;

- в однодоходных семьях ввести надбавку к заработной плате работающего вне семьи родителя пропорционально увеличению числа детей в семье, начиная со второго;

- в однодоходных семьях обеспечить льготы по организации надомного труда и реализации продукции;

- определить часть заработной платы, не облагаемую подоходным налогом, в зависимости от числа детей и в процентах от получаемой заработной платы;

- часть заработной платы, не облагаемая налогом, в семьях с двумя заработными платами должна быть, к примеру, в два раза меньше, чем в семье с одной заработной платой;

- ввести дифференцированный подоходный налог в зависимости от числа детей в семье -- чем детей больше, тем налог меньше на 1 или 2%;

- обязать ЦБ РФ предусмотреть льготы для тех банков, кто предоставляет кредиты полной семье с несколькими детьми для общесемейной деятельности в семейном жилище. Эти кредиты не для индивидов, а на семью в целом - в случае развода сроки выплат и их размеры пересматриваются;

- создать разветвленную сеть кредитов для молодой семьи (со стажем брака до 5 лет и с возрастом супругов до 25 лет и имеющих ребенка в данном первом браке) - кредиты для обзаведения жильем (квартирой, домом) - по рыночным ценам. Кредит погашается по частям - при рождении второго третьего и четвертого ребенка (допустим, наполовину при рождении четвертого ребенка).

В целях повышения уровня жизни семей с приемными детьми реконструировать практику усыновления детей в так называемых многосемейных домах таким образом, чтобы усыновление могло стать нормой в малодетных семьях с обоими родителями, причем надо поощрять материально и социально усыновление 1- 2 детей в семьях, уже имеющих ребенка, - это один из путей профессионализации родительства и укрепления семьи.

В заключение следует подчеркнуть, что в основу семейной политики целесообразнее всего положить системный подход, учитывающий сложную социальную сущность семьи. Структурно-функциональный анализ позволяет сочетать уравнивание положения семьи среди социальных институтов с задачами эффективного функционирования семьи как нуклеарной группы, как отдельной семьи, имеющей свою историю от возникновения до естественного распада.

Системная организация деятельности по осуществлению просемейной политики (единой по целям и централизованной) связана с достижением согласованности всех управленческих звеньев -- государственных, политических, образовательных, коммерческих, общественных и др. Эта согласованность лучше всего достигается, если взамен обычной работы по реализации отдельных рекомендаций создаются на основе семейно-демографических программ проекты типа нормативных прогнозов -- что именно, как и когда должно быть сделано для осуществления конкретных целей и задач политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные принципы семейной политики - это автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах; приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития; равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости; партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов; доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе.

Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов; - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции; профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах. В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

Основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. - 2-е изд., - М.: 2005. - 640 с.

2 Антонов А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. - М.: 2005. - 368 с.

3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.

5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).

6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. - Новосибирск: Сиб УПК, 2006. - 194 с.

7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.