Рефераты. Достоверность социологического знания






Как пишет В.Ядов, "описание и обобщение социальных явлений осуществляется в научных понятиях, и если это понятие социологического знания, то соответствующие социальные факты могут быть названы фактами "социологическими".

Как видим, социологический факт обусловлен имеющимися научными понятиями и, следовательно, той или иной социологической теорией, в рамках которой понятия, как уже отмечалось, имеют определенный смысл. Для уяснения природы социологического факта имеет также значение то, что факты -- это "обоснованное знание", которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале". Последнее означает следующее: установление, к примеру, факта низкой политической активности предполагает указание на то, какая конкретно часть населения имеется в виду (страны, региона, города, определенной социальной группы и т.д.) и в какой период времени.

Что касается того, что факт -- обоснованное знание, то это же можно сказать и о других частях (компонентах, формах) социологического знания -- о проблеме и гипотезе. Их обоснование, как и обоснование факта, осуществляется посредством обращения к какой-либо социологической теории, предполагающей использование соответствующих категорий.

Проблема в самом простом ее понимании -- это вопрос, на который нужно ответить, но знаний для ответа недостаточно. Для этого и проводится исследование. И если неясно, что хочет исследователь (то есть на какой вопрос он собирается отвечать, какое знание ему следует добывать), то нет смысла исследование проводить. Проблема тем отличается от задачи, что для решения последней знания имеются, следует только их использовать, чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если ставится проблема, то знания нужно найти, добыть. Не случайно проблема буквально означает "преграда" (в переводе с греческого). В основе проблемы, как считается, лежит какое-либо противоречие: между фактами, между фактами и способами объяснения, между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. Научная проблема формулируется и осмысливается в рамках уже имеющихся научных понятий и теорий.

Соответственно социологическая проблема выражается языком социологии и свидетельствует об уровне ее развития, наличии соответствующих теорий. Например, формулирование социологических проблем, касающихся конкретных сфер общественной жизни, определенных социальных групп или процессов стало возможным лишь тогда, когда возникли теории среднего уровня (частные, специальные социологические теории) или теории отраслевой, "проблемно-ориентированной" социологии.

Следует также иметь в виду, что сформулированная проблема может в ходе исследования конкретизироваться, дифференцироваться (подразделяться) на ряд более частных проблем. Она может также уточняться, видоизменяться. Тем не менее ее формулирование необходимо, ибо оно ориентирует исследователя, делает исследование осмысленным и целенаправленным. Значимость проблемы в социологическом исследовании состоит также в том, что характер проблемы обусловливает и характер исследования: является ли оно теоретическим (точнее, научным, то есть проводимым с сугубо научными целями, направленным на решение выявленных в ходе развития науки противоречий) или же прикладным и стимулируется необходимостью разрешения некоторого противоречия, возникшего в процессе практической деятельности (о прикладных социологических исследованиях), например, между необходимостью повышения эффективности производства и отношением рабочих к труду.

Слово гипотеза переводится как "предположение" (с греческого). Действительно, под гипотезой понимают предположение, истинность которого следует доказать. Однако научная гипотеза в той или иной степени обоснована. Это относится и к социологическим гипотезам, относительно которых Н. Смелзер, например, пишет следующее: "Гипотезы не являются ни с чем не связанными идеями. Они всегда основаны на одной или нескольких теориях". Гипотезы должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было либо доказать, либо опровергнуть. Проверяемость гипотез является необходимой их характеристикой. Гипотеза проверяется различными способами и, в частности, путем обращения к фактам, обнаруженным в ходе исследования. При этом несоответствие выдвинутой гипотезы фактам -- это также научный результат, который может иметь не меньшее значение, чем установление соответствия.

Так, ленинградские социологи, проводившие во второй половине 60-х годов изучение отношения к работе молодых рабочих промышленных предприятий г. Ленинграда, столкнулись со следующим обстоятельством: гипотеза о том, что более высокий общеобразовательный уровень рабочих будет свидетельствовать и о более высоких показателях в работе ("объективное отношение к труду"), не подтвердилась. Оказалось, что лучшие результаты были у рабочих, имеющих 7 -- 8 классов образования (в сравнении с теми, которые окончили 10--11 классов). Гипотеза была основана на предыдущем изучении влияния образовательного уровня на трудовую деятельность рабочих, проведенном академиком Струмилиным еще в 30-х годах. Однако гипотеза требовала уточнения: указанная связь проявлялась по-разному в зависимости от характера рабочего места, сложности выполняемой работы (ее квалифицированности), стажа, работы на предприятии, от того, какая жизненная ориентация сопутствует определенному уровню образования и т.д. "Отрицательный результат" стимулировал множество исследований, которые дали возможность получить информацию, необходимую для решения важной социальной проблемы -- приобщения молодых рабочих к труду.

Наконец, "последняя" форма (компонент, часть) социологического знания -- теория -- комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты. О теории уже говорилось немало -- и в связи с методологией и характеристикой социологических категорий, и в связи с выяснением того, что такое факт, проблема и гипотеза. Необходимость неоднократного обращения к теории свидетельствует о том, что теория -- весьма значимая форма знания, которую не случайно считают "высшей, самой развитой формой организации научного знания".

В настоящее время в социологии функционирует множество теорий, относящихся либо к общей социологии, либо к различным ее отраслям: теории аномии (Мертон, Дюркгейм), социального конформизма (Хорни, Фромм), социальной установки (Знанецкий, Оллпорт), массовой культуры (Паркер, Рисмэн), классов (Маркс, Вебер), бюрократии (Вебер, Гоулднер) и др. Знание социологических теорий необходимо для профессиональной социологической работы, оно является важным условием не только для успешной исследовательской работы, но и для грамотного решения задач, с которыми приходится иметь дело социологу-практику.

Принципы социологического исследования

В учебной социологической литературе при характеристике социологического исследования как исследования научного ссылаются иногда на принцип причинности (causation). "Причинность" (causality) означает наличие такой связи между явлениями, при которой одно явление (причина) вызывает (порождает), определяет или изменяет другое (следствие). Принцип причинности как научный принцип выступает как норма научной деятельности, побуждающая исследователя объяснять выявленные факты, явления, отвечая на вопрос "почему?".

Однако причинная связь между явлениями есть лишь частный случай взаимосвязи. В большинстве случаев социолог выявляет не причинно-следственную связь, а различного рода взаимодействия и зависимости между явлениями, которые называют корреляциями. Под корреляцией понимается "функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой". Например, большему возрасту рабочих, как правило, соответствует больший стаж, для больших городов характерна большая политическая активность, а уровень квалификации у женщин-работниц в среднем ниже, чем у мужчин, и т.д. Связь между характеристиками может быть более тесная и менее тесная, прямая и обратная. В первом случае Увеличение одной характеристики предполагает увеличение другой (например, возрастание), во втором -- увеличение одного означает уменьшение другого, например, более высокому общеобразовательному уровню (исследование молодых рабочих Ленинграда) соответствовало падение интереса к работе.

Как видим, социолог фиксирует многообразные связи между так называемыми переменными, под которыми понимаются различные характеристики или "признаки", принимающие несколько значений. К переменным относятся не только количественно измеряемые характеристики (возраст, стаж, образование и т.д.), но и такие, как принадлежность к социальному классу, допускающая дифференциацию (рабочий класс, крестьяне, средний класс и т.д.), членство в партии, пол и др. Переменные делятся на зависимые и независимые. Первая -- это та, которая испытывает влияние других явлений, вторая сама оказывает влияние. Однако одна и та же переменная в одном случае может быть зависимой, в другой -- независимой. Например, образование при изучении того, как оно влияет на культурные интересы, является независимой переменной (в сравнении с культурными интересами). При исследовании влияния места жительства (город, село) на образование последнее выступает как зависимая переменная.

Возвращаясь к принципам социологического исследования и учитывая сложившуюся практику исследования, целесообразно признать, что точнее говорить не о принципе причинности, а о принципе детерминизма (лат. determinare -- определять). Фактически это общенаучный принцип, который предполагает детерминизм, "наличие разнообразным объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим... особенно важными в современной науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистических распределений и законов".

Статистические распределения и законы имеют особо важное значение для социологии, ибо она занимается преимущественно так называемыми "массовыми процессами". "Отдельные события" социальной действительности, как правило, являются элементарными "частичками" массового процесса. Задача социолога -- отделить индивидуальные различия, имеющие систематический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса.

Действительно, если то или иное событие является единичным, не принимает характер типичного, повторяющегося, оно не должно становиться объектом внимания социолога, хотя может быть таковым и для психолога, и для медика, и для юриста. Кроме того, социальные факты как элементы социологического знания -- это "по преимуществу социально-статистические обобщения".

Последнее обстоятельство важно учитывать и для понимания другого принципа социологического исследования -- принципа генерализации, что буквально означает "обобщение". На обобщающую роль социологии указывали многие классики социологии. Однако важно уяснить себе, в чем специфика данной роли в сравнении с другими общественными науками, которые также являются "генерализирующими" в отличие от "индивидуализирующих", то есть в отличие от исторической науки и гуманитарного знания.

Генерализирующий принцип социологического исследования характеризуется тем, что социология изучает "родовые свойства" общественных явлений (выражение П.Сорокина). Но выявление "родовых свойств" не есть просто констатация общего в явлениях, внутренне не связанных друг с другом. "Родовой" характер свойств обусловлен принадлежностью индивидуальных общественных явлений к единому общественному организму, целостной социальной системе, проявлением которой они являются.

Специфика социологической генерализации удачно "схвачена" представителем российской социальной философии и социологии С.Франком в следующих рассуждениях: "если закон природы, выражая простую необходимую связь двух моментов, выражается в формуле: "если есть А, то есть и В", то закон общественного бытия (как и всякого органического бытия вообще) требует более сложной формулировки: "Единство и определенная (количественная и качественная) система или группировка элементов А, В, С, D необходимо взаимно связаны между собой". Но так как, по мнению С.Франка, в этой единой системе действуют и силы чуждые, индифферентные, даже прямо враждебные ей, закономерность в общественной жизни -- это "некоторая общая тенденция, нормальный тип, вокруг которого, с уклонениями и колебаниями в разные стороны, развивается конкретное многообразие реальной жизни".

Социологическая генерализация, означающая понимание места индивидуального явления в общественном целом, как видим, связана со статистическим характером социального факта. Не каждому индивидуальному явлению присуши родовые свойства, типичные для целостного социального организма характеристики. Такие явления (нетипичные для социального целого) и не могут быть объектом социологического изучения. Но те явления, которые эти (типичные) свойства содержат (и в той степени, в которой свойства содержатся), становятся предметом социологического анализа.

Отнесение малого к "большому", рассмотрение "личного" в контексте общественного -- это то, что, по мнению Райта Миллса (которого в настоящее время относят к классикам социологии наряду с Э.Дюркгеймом, К.Марксом, М.Вебером и др.), характеризует "социологическое воображение". Функция последнего, состоит в приведении общественных явлений к "общему знаменателю". Индивидуальные проблемы (их Р.Миллс обозначает термином "личные заботы") "надо переинтерпретировать в терминах общественных проблем и исторических событий... на этом и основывается социологического воображение".

Профессиональное, интеллектуальное мастерство социолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае, при решении той или иной исследовательской задачи определить "пределы обобщения". К какому социальному целому следует отнести изучаемое явление при его объяснении, какой временной и пространственный интервал следует мысленно охватить? Например, объяснение такого явления, как "большевизм", иногда связывают с исторически складывающимся общинным характером российской жизни или с менталитетом российского народа (Н.Бердяев), гитлеризм со специфическими социокультурными особенностями, сложившимися в Германии еще в период правления Фридриха II, и т.д. Насколько это корректно? Ответ на данные и аналогичные вопросы предполагает наличие развитой интуиции социолога, его разнообразных познаний.

Или, к примеру, как далеко должен "простирать свой взор" социолог, призванный "изучить состояние дел" на отдельном предприятии, в определенном регионе, конкретной хозяйственной отрасли? Но в том, очевидно, и состоит мастерство, живительная сила творчества социолога (в отличие от "ремесленной практики" -- выражение Р.Миллса), что он в каждом отдельном случае сам должен принять решение по этому поводу, подключив к исследованию свою интуицию и свое воображение. В любом случае социологическое исследование означает выход за пределы непосредственно изучаемого явления (хотя бы для того, чтобы убедиться, что оно не есть чисто единичное) и потому сформулированная относительно его проблема в принципе решаема средствами социологии.

Литература

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. - М.,2004

2. Гидденс Э. Социология // Социологические исследования. - 1994. - №2

3. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М.,2003

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 2004

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.