Рефераты. Диагностика в социальной работе






Экзистенционалъный уровень - это объединенные жизненные источники и ресурсы общности, формирующиеся у конкретных людей - участников объединения. Поэтому можно отметить неповторимость и своеобразие проявления этого уровня потенциала в каждом объединении. На этом уровне реализуются различные потребности и интересы участников объединения. Психологический климат объединения защищает каждого участника, отношения в коллективе строятся на доверии друг другу, где каждый чувствует себя свободно. Межличностное общение приносит радость, удовлетворение, благодаря чему развивается коллектив и увеличиваются его резервные возможности в преодолении каждым участником трудной жизненной ситуации. Межличностные отношения являются источником развития потенциала объединения. Отношения выстраиваются на взаимном уважении, требовательности, ответственности. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Фор-мы, механизмы и стратегия. -- Ереван, 1988. - С. 82

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.

Позиция специалиста - «друга-консультанта» является условием развития потенциала объединения. Преодоление трудной жизненной ситуации участника объединения достигается с помощью активизации всех трех уровней.

5. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента

Индивидуальные особенности клиента - основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество.

Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация - способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.

Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы - теста-опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек стремится в большей степени заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобрения можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса конт-роля личности // Психологический журнал. -- 1998. -- Т. 19. -- №4

Изучение потребностей клиента осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы?

В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.

Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?

Результат социальной диагностики - основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:

- модальность самооценки (положительная - отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения);

- степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;

- уровень значимости успеха собственной деятельности;

- степень личной активности в совместной деятельности;

- степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);

- степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;

- уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;

- уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.

На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).

Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений.

Заключение

Социальная диагностика - это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Существенной особенностью для проведения социальной диагностики является изменчивость локуса контроля.

Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.

Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании критериев. Результат социальной диагностики - основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений.

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.

Список литературы

1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - №1.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под ред. М.С. Мацковского. - М., 1988.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

5. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал._Т. 16. - №2.

6. Матулене Г.О. социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. - 2002. - №5.

7. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. - Ереван, 1988.

8. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004.

9. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. - 2001. - №31.

10. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. - Минск, 1987.

11. Психологические тесты / Сост. Э.Р. Ахмеджанов. - М., 1997.

12. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. - Томск, 1985.

13. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №4.

14. Энциклопедия психологических тестов. - М., 1999.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.