Рефераты. Девиантные проблемы беспризорности и безнадзорности






Девиантные проблемы беспризорности и безнадзорности

Введение

Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания.

Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым, мы относим всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или не надлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, составляет около 1 млн. человек.

Девиантные отклонения воспитанников детских домов: мифы и реальность

Объект исследования - реальный возраст первых девиантных проявлений воспитанников детского дома и меры, принимаемые сотрудниками детского дома по предотвращению возможных девиаций. Цель - развенчание основных заблуждений общества относительно воспитанников детских домов, определить основные способы и виды мер по профилактике девиантных отклонений, а также их специфику. Рост девиаций в девяностые годы в среде воспитанников детских домов, как наиболее уязвимой и незащищенной ячейки общества, вызвал к жизни миф о девиантной распущенности воспитанников детских домов.

Проведенное мной исследование в форме анкеты методом целевой бесповторной выборки, развернутого интервью с воспитанниками детских домов и воспитателями. Демонстрирует, что в большинстве случаев представления общества о воспитанниках детских домов являются ошибочными.

Наиболее ярко мы можем это проследить на примерах представления общества о проявлениях наркомании и суицидальных явлений в среде воспитанников детских домов.

Проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 8-9 лет это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, наказание по пустякам.

Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми и т.д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе.

Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации.

Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы.

Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.

В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения СПИДа. Другая опасность - хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба.

Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным сделать следующее:

1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, так как именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях - государственном, местном является главным условием профилактики социального сиротства. Необходимо развивать систему комплексной помощи молодым семьям (кредитование, информационная, консультативная и прочие.).

2. Скоординировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности, в частности Министерству образования организовать социальный патронат «семей риска». Бороться следует с причинами появления этой категории детей.

3. СМИ организовать регулярное освещение данной проблемы в периодических изданиях, на телевидении и радио, формируя соответствующее общественное мнение.

4. Привлечь к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии.

5. Разработать новый механизм родительской ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ.

6. Проанализировать и обобщить положительный опыт регионов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности и направить соответствующие рекомендации в регионы с неблагополучной ситуацией.

7. Улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей.

8. Организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков, развивать систему детских общественных организаций типа скаутского движения и ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы).

9. Развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

10. Искать и апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

11. Совершенствовать законодательную базу по данной проблеме во избежание отставания ее от реалий жизни.

К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми

Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:

особым социальным статусом детей данной категории;

характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;

специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.

Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.

Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.

Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:

И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;

В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;

В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;

К.Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.

Области применения теста «Цветовое зеркало»:

· экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,

· психологическое консультирование,

· профессиональная ориентация школьников и взрослых,

· профессиональный отбор и профподбор,

· формирование кадрового резерва,

· диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.

«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.

В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.

Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.

В тестировании участвовал 51 ребенок.

I. Возраст от 4 - 7 лет мальчиков было 25,5%, девочек - 17,7 %; от 8 - 11 лет мальчиков - 13,7 %, девочек - 13,7 %; от 14 - 16 лет мальчиков - 17,7%, девочек - 11,8%.

II. Из полных семей мальчиков было 15,7%, девочек - 15,7 %; из неполных семей (есть или мать, или отец) мальчиков - 41,2%, девочек - 27,5 %.

III. В городе проживает 23,5% мальчиков и 21,6% девочек, а в сельской местности - 33,3% мальчиков и 21,6% девочек.

IV. Существуют различные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр:

· трудная жизненная ситуация наблюдается у 25,5% девочек и 29,4% мальчиков;

· оставшихся без попечения мальчиков наблюдается 15,7%;

· социально опасное положение в семье у мальчиков 11,8 % и 17,7% у девочек.

· Социальный статус родителей:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.