Рефераты. Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы






Все правонарушения делятся на преступления и про-ступки.

Преступление -- противоправное, виновное, наказуе-мое общественно опасное деяние, посягающее на охраня-емые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок -- тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернос-ловии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бро-дяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет прису-ща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершают-ся из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами моло-дежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются по-требностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьян-ство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разбор-ки», которые сопровождаются нецензурной бранью, те-лесными повреждениями, насилием.

Подростки -- одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступ-лений (в 1990 г. -- 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных со-ставляет 12,3 % (в 1990 г. -- 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько уве-личением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.

Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовер-шеннолетних в преступной деятельности позволяет группи-ровкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления -- детоубийства, похищение детей с целью выкупа.

В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополуч-ных, асоциальных семей. Сейчас -- из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие пре-ступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

Одной из наиболее, значимых причин подобного явля-ется утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили предста-вители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.

Родителям все труднее приучать подрастающее поко-ление к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состо-янии приобщить детей к благородным занятиям.

Нарушения поведения детей и подростков и их соци-альная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и мо-рально-нравственных форм поведения детей и подрост-ков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».

Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негатив-ных форм девиантного поведения детей и подростков.

Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле про-филактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные воз-можности семейной жизни и семейного воспитания. Ре-ализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

Во-первых, требует решения проблема подготовки буду-щих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.

В целом подготовка молодых людей к семейной жиз-ни и воспитанию детей должна включать изучение следу-ющих разделов См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.:

основы взаимоотношения в семье;

внутрисемейные конфликты, причины их возник-новения, возможности предупреждения и пути пре-одоления;

основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное на-правление решается чаще всего через школу либо цен-тры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспита-нию детей представляет достаточно емкую педагогичес-кую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методи-ке изучения ребенка на различных этапах его возрастно-го развития; пониманию влияния на ребенка окружаю-щей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастно-го развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомен-довались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитатель-ном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогул-ки и экскурсии и др.

Во-вторых, создание благоприятной нравственной об-становки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье -- та среда, где прежде всего форми-руются основы мировоззрения растущего человека. С ран-него детства ребенок именно в семье, в обстановке, в ко-торой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (муж-чины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее со-циальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо от-рицательного примера может привести к серьезным пси-хическим травмам ребенка, преодолеть которые в последу-ющем исключительно трудно. Негативные проблемы се-мьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии расту-щего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспи-тании.

Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как при-мер для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе-дантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохра-нить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не все-гда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подро-стковом возрасте, когда оно наиболее важно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.