Рефераты. Девиантное поведение






Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

Социальная работа призвана смягчить эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом. Главный и основной государственный организатор этой работы - федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные субструктуры. [15, с.4-15] Технология социальной работы:

1. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;

2. Контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда;

3. Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;

4. Особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них строятся детские дома-интернаты, оснащенные современным специальным оборудованием;

5. Нуждающимся гражданам оказывается финансовая помощь и натуральная - в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;

6. Оказание психологической помощи конфликтным семьям.

В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения - демографического, юридического, экономического, социального, сексуального, психологического и др., т.е. охватывание объекта в его целостности, - представляет главную цель семьеведения - науки, стремящейся постигнуть сущность семьи.

Важно понять, что сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном движении и видоизменении. Это же откосится и к сущности семьи; несмотря на то, что семья - одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируется и сама по себе, и под влиянием процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем. [12, с.96-105]

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов в практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные направления стратегии: акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, которые получили теоретическое осмысление в работах В.Сатир, С.Минухина, Р.Мак-Грегора, М.Боуена и других. Их подходы используются в практике социальной работы с семьей. [21, с.48-50]

Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения

2.1 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних

Основные нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка и профилактики безнадзорности.

1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года. Гарантирована государственная поддержка семье, охрана материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб. Провозглашена государственная защита семьи и детства.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989г.) и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) определяют универсальные международные правовые нормы, гарантирующие детям основные права человека, в том числе право на защиту, полноценное развитие, жизнь в семье.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность и наказание за наиболее тяжкие формы проявления насилия по отношению к детям (истязания, сексуальное насилие), влекущие нарушение здоровья, инвалидность и угрозу жизни ребенка. За другие формы жестокого обращения (небрежение нуждами, физическое насилие) с детьми предусмотрены меры административной ответственности.

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. №646. Утверждено «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних, при органах исполнительной власти субъектов РФ.

6. В 1999 году продолжалось формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Были приняты в 1998-1999 гг. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в дополнение к ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Данные акты устанавливают основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральное законодательство способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам; территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону.

За последнее время численность учреждений социального обслуживания семьи и детей выросла и составляет на начало 2003 г. 1220 учреждений, функционирующих в 87 субъектах Российской Федерации в системе органов социальной защиты населения. 160 тысяч детей в год проходит через эти учреждения. В апреле 1991 года впервые появилось понятие «социальная служба для молодежи». Одной из форм служб для молодежи являются центры по оказанию помощи подросткам, склонным к употреблению алкоголя, токсических и наркотических веществ, совершению суицидальных попыток. Основная категория, на которую сосредоточено внимание социальных служб: девиантная молодежь.

Направления деятельности:

По линии Министерства образования в крупных городах создаются отдельные психологические службы. На базе многих учреждений внешкольной сферы (Центров детско-юношеского творчества, Дворцов и Домов детей и молодежи) создаются подразделения, которые являются фактически социальными службами. По линии Министерства внутренних дел открываются приемники-распределители для несовершеннолетних (Центры временной изоляции для подростков-правонарушителей). По линии Федеральной службы занятости проводятся отдельные программы по предотвращению молодежной безработицы (ярмарки вакансий для молодых, переобучение и обучение), организуется сезонное трудоустройство.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждения и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством РФ.

8. Примерные положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.

2.2 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях

В истории человеческого общества такое особое социальное явление как беспризорные дети как существует давно, но в периоды политических, социально-экономических потрясений число таких детей значительно возрастает. Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным явлением после реформы 1862 г. как следствие разоряющихся крестьянских хозяйств и ухода подростков в растущие города в поисках лучшей доли. Во второй половине ХIХ века была признана необходимость организовывать учреждения для подкидышей, нищенствующих бродяжек, беспризорных детей силами самого государства. Третий пик приходится на начало ХХ века. Первая мировая, гражданская война, революция, усиливающаяся миграция населения, голод расшатали привычный уклад жизни, выбросили на улицу массу детей. Несмотря на трудности, которые испытывала страна, в 20-е годы создаются различные учреждения реабилитационного плана: «Детская чайная», детские сады для детей фабричных рабочих, детские приюты, ночлежки, где дети могли не только бесплатно переночевать, покушать, но и начать учиться и работать. В 1918 г. в стране разворачивается работа по преобразованию сиротских домов, детских дореволюционных приютов в государственные детские дома. Создающиеся детские дома не были однотипными, а ориентировались на разные категории детей: нормальные дети, дети-инвалиды, больные и ослабленные дети, дети, воспитывавшиеся в асоциальной среде. Приемник-распределитель был первичным учреждением, открывавшим собой цепь других учреждений, через которые проходил беспризорный ребенок. В крупных городах, располагающих большими материально-техническими и исследовательскими возможностями, возникали так называемые карантинно-распределительные пункты, где осуществлялось всестороннее изучение личности ребенка в целях определения типа детского учреждения, в которое он должен быть помещен впоследствии. Именно в 20-е годы серьезное развитие получила практика изучения личности ребенка, сложился опыт реабилитации детей на основе единства медицинского и педагогического подходов. Основным средством психотерапевтического воздействия и воспитания был признан труд. К середине 30-х годов проблема детской беспризорности была в основном решена. Новая волна беспризорности, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей: создавались новые детские дома. Свыше 89 тыс. детей-сирот были определены в патронатные семьи, приемники- распределители; через адресные столы организовывался поиск родителей и возвращение детей в кровные семьи и семьи родственников. Новый пик детской беспризорности пришелся на начало 90-х годов. С 1995 г. наметилось усиление внимания государства к решению проблем детской безнадзорности. Предусмотрены меры, способные стабилизировать ситуацию - это улучшение материального положения семей, развитие системы их социального обслуживания; обеспечение условий семейного воспитания детей; создание эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [18, с.148-150]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.