Рефераты. Демографический кризис в России






Одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан. Целью этой политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25].

По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в ближайшие 15--20 лет негативные тенденции в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность населения страны составит 144--135 млн., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн.

В первой четверти XXI в. -- по оценке -- будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.

Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства).

Свой сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.

Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. составлен не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].

Задача в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8].

Группа I -- сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения -- рождаемости и смертности.

Группа II -- сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.

Группа III -- сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.

Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамике.

А. Вишневский и Е. Андреев представили таблицы, характеризующие современное состояние демографических процессов к России и прогнозы на 2050 г. [4, с. 10].

Продолжительность жизни в России

в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)

Годы

Сценарии с неизменной смертностью

Сценарии со снижающейся смертностью

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

63,2

71,7

63,2

71,7

1975

62,6

73,2

62,6

73,2

2000

59,9

72,5

59,9

72,5

2025

59,9

72,5

68,6

77,9

2050

59,9

72,5

77,0

83,0

Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.

и прогнозные сценарии до 2050 г.

Годы

Сценарии с неизменной рождаемостью

Сценарии с растущей рождаемостью

1959

2,60

2,60

1975.

1,98

1,98

2000

1,30

1,30

2025

1,30

1,50

2050

1,30

2,00

По мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин -- 77 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Концепции демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств -- участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.

Общей основой позитивных демографических изменений призваны стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности социальной политики, сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Важное значение при решении демографических проблем России имеет воспитание у населения демографической грамотности, формирование установок, соответствующих целям государственной демографической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004.

2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. второе изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.

4. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C. 7-10.

5. Демография/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003.

6. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

7. О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Постановление Правительства РФ от 28.08.2002. № 638 // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3386.

8. О федеральной целевой программе «Старшее поколение на 2002-2004 годы». Постановление Правительства РФ от 29.01.2002. № 70 // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 578.

9. Прогноз численности населения земного шара на 2150 // Общество и экономика. 1998. № 10-11. С. 14-22.

10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

11. Рыбаковский Л. Демографическая безопасность// Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 15-24.

12. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3. С. 14-35.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.