Одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан. Целью этой политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25].
По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в ближайшие 15--20 лет негативные тенденции в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность населения страны составит 144--135 млн., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн.
В первой четверти XXI в. -- по оценке -- будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.
Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства).
Свой сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.
Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. составлен не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].
Задача в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8].
Группа I -- сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения -- рождаемости и смертности.
Группа II -- сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.
Группа III -- сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.
Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамике.
А. Вишневский и Е. Андреев представили таблицы, характеризующие современное состояние демографических процессов к России и прогнозы на 2050 г. [4, с. 10].
Продолжительность жизни в России
в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)
Годы
Сценарии с неизменной смертностью
Сценарии со снижающейся смертностью
мужчины
женщины
1959
63,2
71,7
1975
62,6
73,2
2000
59,9
72,5
2025
68,6
77,9
2050
77,0
83,0
Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.
и прогнозные сценарии до 2050 г.
Сценарии с неизменной рождаемостью
Сценарии с растущей рождаемостью
2,60
1975.
1,98
1,30
1,50
2,00
По мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин -- 77 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Концепции демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств -- участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.
В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.
Общей основой позитивных демографических изменений призваны стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности социальной политики, сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Важное значение при решении демографических проблем России имеет воспитание у населения демографической грамотности, формирование установок, соответствующих целям государственной демографической политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004.
2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. второе изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.
4. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C. 7-10.
5. Демография/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003.
6. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
7. О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Постановление Правительства РФ от 28.08.2002. № 638 // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3386.
8. О федеральной целевой программе «Старшее поколение на 2002-2004 годы». Постановление Правительства РФ от 29.01.2002. № 70 // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 578.
9. Прогноз численности населения земного шара на 2150 // Общество и экономика. 1998. № 10-11. С. 14-22.
10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.
11. Рыбаковский Л. Демографическая безопасность// Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 15-24.
12. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3. С. 14-35.
Страницы: 1, 2, 3, 4