Рефераты. Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Красноярский край)






- более низк26

ую естественную убыль населения -- 4,7 человек на 1000 жителей по сравнению с 6,2 человека на 1000 жителей в России.

Основными компонентами демографической ситуации являются рождаемость и смертность. Высокая смертность в крае не может не тревожить. 54,9 тыс. человек - настолько сократилось население Красноярского края за два года. Общая смертность по краю в 2004 году снизилась на 5% (табл.10 Приложения). Естественный прирост населения был зафиксирован лишь в Таймырском автономном округе, Эвенкии и Норильске. Ведущей причиной смерти в крае по-прежнему остаются болезни системы кровообращения, ими в 2004 году страдали 19,8 тыс. человек. Самый высокий показатель таких болезней зарегистрирован в Красноярске, Дивногорске, Емельяновском, Рыбинском, Идринском, Каратузском районах. В число основных причин смерти входят несчастные случаи, отравления и травмы (7,1 тыс. человек) и новообразования (5,7 тыс. человек).

Общая численность населения Красноярского края на 1 января 2006 года составила 2,9 млн человек, этот показатель уменьшился по сравнению с 2003 годом на 54,9 человек. Основной причиной уменьшения численности населения является превышение смертности над рождаемостью.

Уровень смертности - 14 умерших на одну тысячу человек - более чем в полтора раза превышает уровень рождаемости. В Красноярске, например, каждый четвертый умерший - в трудоспособном возрасте. Причем мужчины умирают в два раза чаще, чем женщины. Более того, среди мужчин в возрасте от 20 до 24 лет число умерших в пять раз превышает смертность у женщин. В сельской местности края общая смертность выше, чем в городе.

Начиная с 1993 г. естественный прирост населения имеет отрицательные значения. За 1993-1999 г.г. демографические потери населения Красноярского края составили более ста тысяч человек. Устойчивая тенденция к снижению рождаемости на территории Красноярского края сложилась с середины 80-х годов. Показатель общей рождаемости в крае по сравнению с предыдущим годом повысился на 0,3% и составил 9,2 на 1000 населения (табл.11 Приложения). Показатель воспроизводства (количество детей в одной семье) определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

По прогнозу Госкомстата, суммарный коэффициент рождаемости в целом по краю до 2015 г. будет незначительно повышаться от 1,2 рождений на одну женщину в 2000 г. до 1,35 в 2015 г.

В соответствии с данными Госкомстата до 2015 гг. в крае ожидается сокращение численности населения на 301,0 тыс. человек (на 10%), его естественная убыль составит 237,5 тыс. человек, миграционный отток - 61,2 тыс. человек. Темпы снижения численности населения до 2015 г. составят в среднем 0,6% в год.

Наиболее острым проявлением современной неблагоприятной демографической ситуации края является возросшая общая смертность населения (табл.12 Приложения).

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения края, которая в настоящее время составляет 63,1 года.

Средняя продолжительность жизни снизилась с 74,1 лет в 1995 г. до 67,0 лет в настоящее время. При этом значительно выражена эта тенденция у мужчин - снижение с 65,4 лет до 60,2 лет, в то время как у женщин большой разницы в начале и конце указанного срока не наблюдается (76 лет и 74,1 года).

Реальное влияние на численность и состав населения, кроме естественного движения населения, оказывает миграция. В 2003 году число выбывших из края превысило число прибывших в край на 6,6 тыс. человек. Среди переселенцев значительное большинство составляют люди в возрасте от 18 до 40 лет, т.е. уезжает наиболее трудоспособная и активная часть населения, желающая иметь более высокие стандарты уровня жизни для себя и детей, и имеющая наибольшие шансы на трудоустройство в других регионах России и за рубежом.

Глава 3. Предложения к демографической политике СФО

Демографический кризис в СФО, как и в целом по Сибири - проявление двух составляющих, имеющих различное происхождение и неодинаковую природу. С одной стороны - проявление общероссийских и общемировых перемен, свойственных промышленно развитым странам и регионам с высокой долей городского населения, а также высоким образовательным уровнем населения и высоким показателем занятости женщин в общественном производстве. Острота таких проблем в регионе обусловлена и особенностями формирования населения (в том числе миграции), сложившимися в прошлом. В частности, тем, что динамика прироста численности населения в Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе.

С другой стороны - демографический кризис связан с недостаточной модернизацией социальных и экономических институтов, с кризисными явлениями в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности от экзогенных причин, среди прочего - от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний.

Экономика региона, ориентированная ранее на экстенсивное освоение природных ресурсов, на развитие научно-производственного комплекса и оборонного потенциала страны, столкнулась с острейшими социально-экономическими проблемами. В результате за время реформ многие социальные группы имели значительные трудности в обеспечении удовлетворительного существования своих семей. Для них реальной стала угроза неудовлетворения первичных потребностей в питании, одежде, жилище, не говоря об удовлетворении вторичных потребностей - доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга. Это оказало существенное влияние на смену жизненных стратегий и ценностных ориентаций населения, направленных не на развитие, а на поиск доступных средств существования; переход на новые рабочие места, часто не соответствующие профессиональным и образовательным возможностям личности; на рост социальной отчужденности и люмпенизацию отдельных слоев населения. В подобной ситуации у людей возникает чувство неуверенности и тревоги перед будущим. И как следствие - широкое распространение алкоголизации и наркотизации населения, рост заболеваемости и смертности, в том числе молодого населения трудоспособного возраста, и прежде всего, от несчастных случаев, отравлений, травм, нервных расстройств, убийств и суицидов.

Итак, сегодня необходима принципиально иная стратегия: не сетовать, что у нас в Сибири мало людей и что необходимо как-то регулировать миграцию и управлять демографией, а наоборот: строить совсем иную экономическую и промышленную политику. Новая система расселения должна предполагать, что на северных территориях не должны размещаться крупные города. Расселенческая политика должна способствовать желанию людей перебираться на юг и юго-восток. Следует перестать констатировать, что огромные заводы в Сибири - банкроты, лишены федеральных заказов, а наоборот, переходить к рентабельным небольшим предприятиям пищевой промышленности и модернизировать сырьевую отрасль.

Надо, чтобы основной стратегией демографического развития СФО стало формирование предпосылок улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения с использованием при этом воспроизводственных (связанных с ростом рождаемости и сокращением смертности населения) и миграционных компонентов. Задача решения демографических проблем на территории СФО - не только региональная, но и государственная задача. Активная социально-демографическая политика на территории округа - важнейшее условие экономической и политической безопасности России.

Приоритеты региональной демографической политики:

- разработка мер по снижению смертности от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных действий, особенно среди молодых мужчин);

- преодоление высокого уровня заболеваемости и смертности по так называемым социальным видам заболеваемости (туберкулезу, алкоголизму, наркомании, токсикомании, венерическим заболеваниям, СПИДу), особенно у молодого населения;

- разработка мер по улучшению репродуктивного здоровья населения (в первую очередь женщин и новорожденных).

Важные предпосылки выполнения этих требований - создание развитого экономического базиса, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего комплекса социально-бытовых и культурных услуг, оказываемых населению, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий населения регионов Сибири.

Формирование новой идеологии образа жизни должно включать в себя:

- формирование в сознании населения ценностей здоровья, семьи, рождения и воспитания детей, неразрывности связи поколений;

- преодоление социальной терпимости и двойных стандартов по отношению к курению, потреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ (путем информирования населения относительно разрушительных последствий пагубных привычек) и создание барьеров распространению негативного потребления;

- борьба с беспризорностью, которая в мирное время у нас больше, чем во времена разрухи после Гражданской войны; беспризорники - потенциальные преступники, живущие среди нас;

- реформирование системы детских домов, выпускающих воспитанников не приспособленными к современной жизни; придание формированию детских домов семейного типа статуса приоритетного направления социализации и воспитания детей без родителей.

Демографическая политика должна реализовываться в рамках целевых региональных социально-демографических программ, основные из которых:

- сокращение потерь трудового потенциала от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний посредством ранней диагностики; создание регистра больных высокого риска; развитие кардиохирургических центров; восстановление смотровых кабинетов в фельдшерско-акушерских пунктах и лечебно-профилактических учреждениях;

- рациональное питание населения Сибири: выявление групп высокого риска; разработка целевых рационов для коррекции питания отдельных групп населения, разработка технологии и производство продуктов рационального питания; информирование населения о качестве продуктов;

- программа развития массовой физкультуры и спорта: развитие сети оздоровительных и спортивных учреждений (детских спортивных школ, бассейнов, теннисных кортов, лыжных баз, катков);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.