Рефераты. Демографическая ситуация в РФ






Высокой остается смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя. Это алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии. В 2008 году от этих причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин.

Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 600 тыс. человек в год), из них 80% - мужчины.

По-прежнему первое место среди причин смерти трудоспособного населения занимают внешние причины. По уровню смертности от этих причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, отравления алкоголем, убийства. Они составляют более 50% умерших от всех внешних причин смерти. Эти же причины являются главенствующими и для мужчин трудоспособных возрастов.

У женщин трудоспособного возраста среди причин смерти на первом месте, в отличие от мужчин, стоят причины, связанные с болезнями системы кровообращения, внешние причины - на втором, среди них главенствуют причины от транспортных травм.

Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2008 году родилось 1,7 млн. детей, что на 103,8 тыс. человек (на 6%) больше, чем в 2007 году. По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости составил 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Рост данного показателя за 2008 год оказался наибольшим за период с 2000 года, когда в России началось увеличение уровня рождаемости.

В Чукотском АО, Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 - 3,1). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге (менее 1,2).

В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,9% в 2008 году).

1.3 Миграция населения

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2008 г. составляли 86%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

После наметившегося в предыдущие два года роста миграционной активности россиян, произошло ее снижение до уровня 2007 года. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. - на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).

В 2008 г. сохранились тенденции потоков межрегиональных миграций, сложившиеся в начале 1990-х годов. Во внутренних миграциях поток устойчиво ориентирован с севера и востока в центр и на юго-запад. Два округа образуют миграционные полюса - Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все федеральные округа население отдает. Центральный округ вобрал около трети населения, перераспределенного между округами (32,4%), а Сибирь и Дальний Восток потеряли почти 53 тыс. своих жителей.

Около трех четвертей (74,9%) всего миграционного прироста, получаемого Центральным федеральным округом в межрегиональных миграциях, аккумулируют Москва (28,9 тыс. человек) и Московская область (39,3 тыс. человек).

Дальний Восток терял население в обмене абсолютно со всеми округами, Сибирь - со всеми западными, и возместила около 12% этих потерь за счет Дальнего Востока, Урал за счет Приволжья, Сибири и Дальнего Востока возместил 94,5% потерь.

Внешняя миграция в 2008 г. составляла всего 14% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ и Балтии. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов - в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран - участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).

Среди всех иммигрантов в 2008 г. около 96% (270,0 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти 50% - выходцы из Узбекистана, Украины и Казахстана (соответственно 43,5 тыс. человек, 49,1 тыс. и 40,0 тыс. человек).

Самым привлекательным для таких иммигрантов является Приволжский федеральный округ. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы округа 97% - выходцы из этих стран. Дальневосточный федеральный округ наиболее привлекателен для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет 18%.

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны - участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

2. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации

Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.

Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.

Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.

Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны.

3. Цели и задачи демографической политики Российской Федерации

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

· улучшение репродуктивного здоровья населения;

· увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

· улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

· всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

· создание условий для самореализации молодежи;

· социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения:

· регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

· повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;

· обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

Заключение

Таким образом, потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза.

По расчетам на земле к 2075 г. Будут жить 9 млрд. человек. Причем рост населения (демографический взрыв) наблюдается в странах с мало развитой экономикой, где ощущается недостаток образования и квалификации. А в странах где принимают меры для подавления резкого увеличения численности, наблюдается иная проблема - старение населения (например, Китай).

В России же демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек. Эти цифры говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. В нашей стране прирост населения по статистике выходит с минусом, т.е. убыль населения. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме. Прирост населения можно частично восстановить, если поднимать общий уровень жизни страны и народонаселения в целом, особенно в России, где проблема воспроизводства людей, связана с удорожанием жилья.

Если решать проблему демографии радикально, то нужно подходить с нескольких сторон одновременно.

Все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. Рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

Разрабатывается политика и законы, обеспечивающие более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействие ее стабильности и учитывается многообразие ее форм.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник России: Стат. сб./ В.Л. Соколин; Редкол.: В.Л. Соколин и др. - М.: Изд-во Госкомстата, 2009 г.

2. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

3. Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее/ Н.В. Зверева, В.М. Медков, Д.К. Шелестова. - М.: Мысль, 1987. - 255 с

4. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб./ А.Е. Суринов; Редкол.: А.Е. Суринов и др. - М.: Изд-во Госкомстата, 1999. - 445 с.

5. Судоплатов А.П., Кризисные явления в демографическом развитии России и ее регионов/ А.П. Судоплатов, О.Б. Хорева // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - М.: МГУ. -2001. - №4.

6. Переведенцев В., Наше демографическое будущее/ В. Переведенцев: a-ил // Человек и труд. - М., 2001. - №5.

7. Руткевич М., Демографическая катастрофа. Где выход?/ М. Руткевич // Свободная мысль-21. -2002.

8. Демографическая ситуация и трудовая миграция российских граждан за рубеж/ В.Н. Федосеев // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс. -2001

9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. (электронный ресурс) http://www.akdi.ru/econom/program/demogr.htm#3

10. Демографическая ситуация в Российской Федерации в 2008 г. (электронный ресурс)

http://www.gks.ru/free_doc/2009/demo/demo-docl08.htm

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.