Рефераты. Демографическая ситуация в Республике Коми






Необходимо заметить, что динамика показателей брачности в России в целом, в том числе и в Республике Коми, характеризуется цикличностью. Резко снижаясь в високосные годы, показатели затем вновь возрастают до следующего високосного спада. Это следствие того, что процессы брачности довольно сильно подвержены влиянию народных примет и традиций.

1.7. Коэффициенты миграции

Миграционный прирост (убыль) рассчитывается как разность между прибывшими и выбывшими лицами.

Коэффициент миграционного прироста: Км.п. = ‰,

где П- численность прибывших лиц,

В - численность выбывших лиц,

- среднегодовая численность населения.

Динамика общего коэффициента миграционного прироста (убыли) в республике Коми за 1996-2005гг. (в ‰).

Год

Число прибывших, тыс. чел.

Число выбывших, тыс.чел.

Миграционный прирост (убыль), тыс. чел.

Коэффициент миграционного прироста (убыли),‰

1996

35946

44971

-9025

-7,6

1997

31647

42655

-11008

-9,4

1998

27696

38308

-10612

-9,1

1999

22332

34449

-12117

-10,8

2000

20854

27630

-6776

-6,4

2001

18826

24100

-5274

-5,1

2002

16823

23375

-6552

-6,4

2003

16665

22954

-6289

-6,2

2004

15970

21688

-5718

-5,7

2005

15380

22692

-7312

-7,4

Кризисные явления в демографической сфере во многом связаны с миграцией населения за пределы республики. Усиление миграционного оттока населения из республики наблюдалось после 1990г., а его пик пришелся на 1991-1994гг. - более трети от общей миграционной убыли за 1990-2005гг. В последующие годы темпы миграционной убыли несколько замедлились.

Показатель миграционной убыли по Республике Коми остается одним из самых высоких в РФ после Магаданской области и Чукотского автономного округа. Основной миграционный обмен населением происходил с регионами России (за 2005г. - 46%) и в пределах республики (50%). На долю стран СНГ и Балтии приходилось до 3% миграционного оборота, других зарубежных стран - 1%.

Анализ состава миграционных потоков показывает, что республика теряет мигрантов более высокого профессионального уровня. В 2005г. по сравнению с 2004г. миграционный отток лиц высшим и средним профессиональным образованием увеличился более чем на треть (на 38,7 и 37,3%), имеющих незаконченное высшее образование - в 3,5 раза.

Республика продолжает терять наиболее мобильное население трудоспособного возраста. Доля лиц данного возраста в общей миграционной убыли в 2005г. составила 70% (в 2004г. - 68%). Каждый четвертый мигрант трудоспособного возраста, покинувший республику, имел высшее и незаконченное высшее профессиональное образование, каждый третий - среднее профессиональное.

1.8. Соотношение городского и сельского населения в республике Коми за 10 лет

Динамика городского и сельского населения за 1996-2005гг. в республике Коми.

Год

На начало года, тыс. чел.

В % к общей численности населения

все население

городское

сельское

городское

сельское

1996

1185

897,05

287,95

75,7

24,3

1997

1174

888,7

285,3

75,7

24,3

1998

1161

877,7

283,3

75,6

24,4

1999

1125,4

850,8

274,6

75,6

24,4

2000

1057,9

798,3

259,6

75,5

24,5

2001

1042,9

784,9

258

75,3

24,7

2002

1029,6

775

254,6

75,3

24,7

2003

1016

764,6

251,4

75,3

24,7

2004

1005,7

757,3

248,4

75,3

24,7

2005

996,4

751,9

244,5

75,5

24,5

Республика Коми относится к регионам с явной урбанизацией населения - более трех четвертей его жителей (75,5%) проживает в городской местности. За 1996-2005гг. численность городского населения сократилась на 145,15 тыс. чел., или на 16,2%. Подавляющая часть граждан проживает в городах - 78,4% (45% - в городах-стотысячниках Сыктывкаре и Ухте), а численность жителей 29 поселков городского типа в 2005г. составляла лишь 21,6% этой категории населения.

Численность сельского населения республики сократилась за 1996-2005гг. на 43,45тыс. чел., или на 15,09%, а доля общей численности почти не изменилась. Уменьшение численности сельского населения некоторой степени компенсировалось происходившими преобразованиями в административно-территориальном устройстве республики Коми.

Снижение численности населения за 1996-2005гг. отмечалось во всех городах и районах (за исключением) г. Сыктывкара, особенно в городах г. Воркуте (на 43%), Инте (на 40%) и Вуктыле (на 37%), где сложился самый высокий миграционный отток населения в связи с закрытием угледобывающих предприятий, свертыванием лесозаготовительного производства. Значительные потери населения в сельских районах связаны с существенным спадом сельскохозяйственного производства, оттоком квалифицированных кадров и более мобильной части трудоспособного населения из-за низкого уровня жизни на селе, а также с более высокими показателями естественного убыли населения.

С конца 1980-х годов происходят сдвиги в расселении населения по территории республики - наблюдается тенденция перераспределения населения из северной части в центральные и южные районы. Удельный вес населения, проживающего в зоне Крайнего Севера, сократился за 1990-2005гг. с 39,4 до 32,3%. Доля населения центральной части увеличилась с 29,1 до 30%, южной - с 31,5 до 37,7%. Рост концентрации населения отмечен в г. Сыктывкаре, где плотность населения увеличилась на 2,5%.

1.9. Прогноз численности населения республики Коми на 2-3 года вперед

При планировании макроэкономических показателей необходимо знать перспективную численность населения, которая определяется на основе метода экстраполяции, т. е. переноса основных методов тенденции из прошлого в будущее.

Перспективная численность населения рассчитывается по формуле:

St = S0 * (1+,

где Кобщ. - коэффициент общего прироста населения,

t - период прогнозирования.

Рассчитаем перспективную численность населения республики Коми на 2006-2008гг.

2006г. St = 996,4* (1+= 984,92 тыс. чел.

2007г. St = 996,4* (1+= 973,58 тыс. чел.

2008г. St = 996,4* (1+= 962,36 тыс. чел.

2. Практическая часть

2.1. Предложения в сфере семейной политике

Необходимость решения острейших демографических проблем отметил Президент России В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ. К решению демографических проблем необходимо подходить с трех сторон: с позиции снижения смертности населения, стимулирования рождаемости и развития иммиграции. Эти три направления государственной политики выделены Президентом как одни из приоритетных. Сложнее дело обстоит с демографической политикой в области рождаемости, так как рождаемость - процесс многофакторный и объяснить ее снижение какой-либо одной причинной невозможно. Согласно социологическому обследованию «Репродуктивное поведение женщин», проведенному в 2001г., женщины фертильного возраста в среднем ориентированы на двухдетную семью (исходя из среднего ожидаемого числа детей, равного 2,14). Осуществление эффективных мер демографической политики, дифференцированной в зависимости то детности семей, в частности комплекс мер по социально-экономической поддержке семей с детьми (детские пособия), стимулирование повторных рождений (единовременные пособия по рождению ребенка, выдача субсидий и льготных кредитов на покупку жилья), улучшение репродуктивного здоровья женщин, обеспечат создание условий для увеличения рождаемости до уровня, необходимого для преодоления депопуляции и обеспечения стабильного воспроизводства населения.

2.2. Предложения в сфере миграционной политике

Направление миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают интересам республики. Ухудшается семейная, образовательная структура населения, вследствие оттока самой молодой, активной, образованной его части. Отток квалифицированных специалистов, населения с более высоким уровнем образования может привести к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала республики.

Тем не менее рост уровня рождаемости, даже если он будет дополнен сокращением смертности, не сможет в ближайшее время повлиять на радикальное изменение режима воспроизводства населения, обеспечить положительную демографическую динамику, так как темпы сокращения численности населения республики Коми в основном определяются масштабами миграционного оттока за ее пределы. В связи с этим значительное внимание в области демографической политики должно уделяться миграции.

Необходима продуманная государственная миграционная политика в отношении северных территорий. На сокращение миграционного оттока может повлиять успешное развитие сырьевого сектора экономики, лесозаготовительной деятельности, создание новых производств, повышение материальной заинтересованности и престижа Севера, общего уровня комфортности проживания в республике, что позволит привлечь мигрантов. В случае осуществления правительством Республики Коми при помощи бизнес-структур проектов строительства Удорского ЦБК, глиноземного завода, газопровода «Ямал- Европа» появятся вакансии занятости, и можно будет ожидать притока мигрантов.

2.3. Предложения в сфере политики по борьбе со старением населения

Рост числа умерших и повышение общего коэффициента смертности во многом связаны с процессом старения населения - абсолютным и относительным увеличением числа пожилых людей. Однако не только этим объясняются негативные тенденции в динамике смертности населения в республике.

Резкое падание рождаемости, начавшееся в конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетия, привело к усилению процесса демографического старения населения. За 1996-2005гг. средний возраст жителей республики вырос на 5,1г., но оставался меньше среднероссийского на 2,8 года. Женщины республики в среднем «старше» мужчин на четыре года. Среднестатистическому мужчине - 33,4 года, женщины - 37,3 года.

Процессы старения населения характерны для развитых стран, но если там основным фактором старения является увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества, то в России - снижение рождаемости. Для Республике Коми, в отличии от среднероссийских показателей, характерен несколько более высокий уровень рождаемости и низкий - средней продолжительности жизни. Таким образом, происходит некоторое запаздывание процесса старения, которое объясняется большим числом преждевременных смертей, особенно среди мужчин.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.