Рефераты. Демографическая политика России






2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения через равные промежутки времени, обычно через 10 или 5 лет. Такие промежутки времени, кратные 5 годам, выбираются для обеспечения сопоставимости данных переписей о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок. Тогда по данным ряда переписей населения можно проследить изменения, происходящие в половозрастной структуре, что очень важно во многих отношениях (об этом конкретно речь будет идти в следующей главе).

3. Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным частным интересам государства, как-то: налогообложение, сведения о численности молодежи призывного возраста и т. п. Перепись населения не связывается ни с какими административными мероприятиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Она не имеет отношения ни к вопросам распределения или использования жилплощади, ни к другим подобным вопросам. Как превосходно было сказано в одной популярной брошюре для крестьян, изданной перед первой Всероссийской переписью населения в 1895 г., «перепись производится только для себя самой» Первая Всеобщая Перепись населения Российской Империи. - Ставрополь, 1895. С. 16.. Все собираемые при переписи сведения используются только в суммарном виде, в виде обезличенных таблиц. Конечно, переписи населения проводятся для удовлетворения потребностей государства в информации, необходимой для управления народным хозяйством. Но, во-первых, не только для управления народным хозяйством. Сегодня потребности государственных органов управления гораздо шире и многообразнее, чем в прошлом (не только фискальная, хозяйственная, военная политика, но и образовательная, и культурная, социальная, национальная и др.). Во-вторых, информация о составе населения нужна обществу в целом, во всяком случае очень многим общественным организациям. Поэтому именно широкий (хотя, конечно же, ограниченный -- финансовыми и людскими ресурсами) круг сведений, собираемых при переписях населения, может удовлетворить (никогда полностью) потребности государства и общества.

4. Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью. Соблюдение этого принципа необходимо для получения сопоставимых итогов. Достаточно хотя бы чуть изменить редакцию вопросов в переписных листах, используемых для опроса населения на разных территориях или в разных группах населения, как характер ответов также изменится и они станут непригодными для сравнений. Между тем в такой многонациональной стране, как наша, при любом социологическом исследовании, и тем более таком крупном, каким является перепись, непременно возникает проблема точного перевода переписных документов с русского языка на языки других российских народов. Соблюдение при этом смысловой идентичности вопросов переписного листа оказывается зачастую очень непростой задачей.

Имеет значение и соблюдение преемственности программы предстоящей переписи населения по отношению к предыдущей. Это также необходимо для получения сопоставимых итогов в их динамике, чтобы можно было проследить по материалам ряда переписей происходящие изменения в структуре населения. При нарушении подобной преемственности изменения в итогах переписи могут стать результатом различий в редакции вопросов, а не действительных изменений в населении. Это не значит, конечно, что программы переписей не должны вовсе изменяться от переписи к переписи (прогресс не остановить), но каждое такое изменение вносится в программы переписей с большой осторожностью, при очень серьезных для этого основаниях.

5. Индивидуальность регистрации (или иначе -- поименность), т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу и т. п. При дальнейшей обработке собранных данных индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки итогов переписи и превращаются в обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного сбора сведений они собираются о каждом человеке по отдельности. Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей разработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных.

6. Непосредственное получение сведений у населения. Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах (в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных отделах милиции, в военкоматах, в регистратурах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.). Казалось бы, зачем проводить дорогостоящие и трудоемкие переписи населения? Не лучше ли собрать и суммировать сведения, имеющиеся в документах. Но, во-первых, документы создаются для определенных, ограниченных задач, и они различаются для определенных категорий населения. Поэтому круг сведений, содержащихся в документах, неодинаков, различается в зависимости от тех целей, в соответствии с которыми эти документы создаются, и, как правило, не охватывает всех необходимых сведений, в которых заинтересовано государство и наука. Во-вторых, поскольку документы создаются с определенными целями и затрагивают интересы людей и государства, в них могут содержаться ошибки и подделки. Кроме того, сведения в документах (при всей своей законности) могут не соответствовать действительному гражданскому состоянию человека. Например, человек прописан в одном месте, а фактически проживает в другом. Или человек, согласно свидетельству о браке, числится состоящим в одном брачном союзе, а в действительности давно уже состоит в другом союзе или не состоит ни в каком. Или у человека в паспорте записана одна национальность, но в своем самосознании он ощущает внутреннюю, духовную связь с другой национальностью, с ее культурой, обычаями, правилами поведения и т.п. Это нередкий случай в многонациональных странах, особенно в тех, где какая-нибудь одна национальность -- «первая среди равных», другие -- не «первые среди равных», а третьи -- и вовсе не равные «первым». Тогда на выбор национальности по одному из родителей при получении паспорта могут влиять конъюнктурные соображения, которые, если таких случаев окажется много, могут исказить данные о реальном этническом составе населения. Так что же нам нужно: размещение населения по территории страны или размещение документов о прописке? Количество свидетельств о браке или данные о реальном числе брачных союзов? Данные о формальной паспортной национальности или о реальном национальном составе и его изменениях? Думаю, ответы однозначны. Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.

Поэтому уже более ста лет назад статистики пришли к выводу, что надежнее получать сведения путем непосредственного обращения с вопросами к самому населению.

7. Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса людей при переписи. На каждом переписном листе имеется специальное уведомление (к сожалению, набранное очень мелким шрифтом): «Записи в переписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности, составе и жилищных условиях населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов».

8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых (респондентов) с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение). Соблюдение этого принципа обусловлено, во-первых, трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по «объективным» (документированным) признакам (например, зафиксировать таким способом постоянное место жительства, возраст, состояние в браке, национальность, разговорный язык и т. д.). Во-вторых, применение этого принципа обусловлено стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи.

9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).

Население изменяется непрерывно. Только за один час в России рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76 (по данным за 1995 год), происходит множество других изменений в структуре населения. Таким образом, к вечеру одного дня население уже совсем не такое, как было утром. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого потребовалось бы очень много переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7--10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критического момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок состава населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности.

10. Централизованное руководство проведением переписи. Перепись населения -- сложная, трудоемкая и дорогостоящая операция, которая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важности нельзя провалить. Поэтому проведение переписи населения требует большой четкости и слаженности многочисленного переписного персонала (в частности, в проведении последней Всесоюзной переписи населения 1989 г. принимало участие более одного миллиона человек). Для проведения переписей населения в каждой стране обычно создается специальное подразделение в органах государственной статистики. В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения, организация ее непосредственного проведения, обработка итогов и их публикация. Объем работы так велик, что этому подразделению приходится работать постоянно. В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

3. Демографическая политика России

Демографическая политика в отношении улучшения здоровья населения и сокращения смертности во всех демографических группах может быть сведена к трем группам мер.

Во-первых, это меры по регулированию потребления алкоголя.

Конкретный опыт осуществления «антиалкогольной политики» в европейских странах включает два основных аспекта: регулирование предложения алкоголя с помощью административных и экономических рычагов, и меры, направленные на ограничение спроса и оказание соответствующей медико-санитарной помощи лицам с алкогольными проблемами.

Регулирование предложения алкоголя охватывает различные аспекты: покупка и потребление алкоголя; цены на алкоголь; сбыт алкоголя; розничная продажа алкоголя; оптовая продажа алкоголя; импорт и экспорт алкоголя; производство алкоголя; производство сырьевых материалов для алкоголя.

Средства осуществления такого регулирования также варьируют от страны к стране. Они включают: особые меры ответственности производителей, поставщиков и продавцов алкоголя за предотвращение вызванного им ущерба; возрастные ограничения на покупку или потребление алкоголя; ограничения времени, места и способов продажи или потребления алкоголя; налоги на алкоголь; субсидирование или скидка в налогах на производство сырьевых материалов, индустрию, торговлю; лицензирование производства и/или торговли алкоголем; полный или частичный запрет.

Во-вторых, это меры по сокращению бедности.

Основным путем сокращения потерь здоровья, связанных с бедностью, являются действия правительств государств по улучшению жизни населения, повышению доходов, борьбой с безработицей, созданию социальных программ для социально уязвимых групп населения и т.д. На национальном уровне, например, правительственные задачи могут конкретизироваться и уточняться в плане изменений и модификаций налоговых систем и систем привилегий и льгот в целях обеспечения их более прогрессивного характера и повышения доходов инвалидов и бедных семей. На городском уровне муниципальные советы могут разработать задачи по улучшению жилищных условий, питания, условий труда и борьбе с загрязнением окружающей среды в неблагополучных районах. При этом подходе есть еще одно дополнительное преимущество, что проводимые мероприятия помогают людям осязаемо и конкретно представлять какое практическое действие может быть предпринято для сокращения проявлений неравенства.

В-третьих, совершенствование системы здравоохранения.

Основные механизмы, применяемые в обеспечении справедливости в поддержании здоровья населения в развитых странах сводятся:

а) к обеспечению солидарной ответственности по принципу "богатые платят за бедных" (модель социального страхования здоровья) или сохранению модели государственного (бюджетного) финансирования здравоохранения;

б) к действенному контролю за ценами на основные лекарственные препараты;

в) проведению общенациональных профилактических программ и оплаты за мероприятия на уровне первичной помощи, что существует в ряде стран Западной Европы и США;

г) приоритетное развитие первичной медицинской помощи, борьба с географическими барьерами в ее получении;

д) использование дополнительного государственного субсидирования оплаты медицинской помощи пожилых и беднейших слоев населения, оплачиваемой из налогов.

На современном этапе особое значение в России имеет взаимодействие государственного и частного секторов здравоохранения в контексте развития справедливого доступа к службам здравоохранения. В соответствии с рекомендациями ВОЗ каждая страна должна провести оценку характера и масштабов различий в доступе к услугам здравоохранения различных социальных групп населения в связи с экономическими и культурными аспектами. Такого рода оценка является тем более необходимой, что многими странами в настоящее время осуществляется пересмотр и реформирование своих систем здравоохранения.

Заключение

Перепись населения -- один изважнейших источников информации о населении. Она позволяет получить информацию не только о численности населения и его демографических характеристиках (возрастно-половой структуре, числе и составе семей), но и о социально-экономических параметрах -- составе населения по образованию, занятости, источникам средств существования. В программу переписи могут быть включены вопросы, представляющие на данный момент интерес для государстве иного управления, например вопросы о занятости и безработице, о характере жилищных условий населения, об инвалидности населения и пр.

Показатели, характеризующие демографическую ситуацию в стране, позволяют прогнозировать ее дальнейшие развитие.

Демография, как наука о народонаселении, в XXI веке служит важнейшим источником информации при принятии политических и экономических решений. Именно демографические исследования вооружают нас данными о рождаемости, смертности и здоровье населения, миграционных процессах, численности и составе трудовых ресурсов на годы и десятилетия вперед.

Человеческий фактор играет все более важную роль и в решении проблем планетарного масштаба, например проблем перенаселения и неравномерного размещения населения на континентах, продовольственного обеспечения, депопуляции и некоторых странах, а также занятости, формирования эффективных систем образования, подготовки кадров и ряда других. В решении этих проблем большое значение имеют и обоснованные прогнозы численности, половозрастных и социальных структур населения и обусловливающих закономерности их изменений показателей рождаемости, смертности, миграций и интенсивности социальных перемещений.

Список литературы

1. Борисов В.А. Демография. М., 1999.

2. Волков А.Г. Методы и проблемы демографии // Вопросы статистики. - 1999 - № 8.

3. Громыко Л.Г. Общая теория статистики. - М., 1999.

4. Демографическое развитие России: история и теория // Вопросы статистики, 1999, № 3.

5. Исупов А.А. Всероссийская перепись населения // Вопросы статистики. - 1999 - № 12. - С. 77-78.

6. Перепись населения - важнейший этап Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики. - 2001 - № 6.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.