Рефераты. Борьба женщин за свои права






В 1913 году Элис Пол основала «Союз Конгресса» с целью добиться принятия поправки к конституции. В июне 1916 года Союз был преобразован в «Национальную Партию Женщин». В 12 штатах, где к тому времени право женщин на участие в голосовании уже было утверждено «Партия Женщин» начала подготовку активистов к предстоящим президентским выборам. В результате в 1916 году как Республиканцы, так и Демократы поддержали право женщин на участие в выборах. Но несмотря на проводимую партией кампанию против президента Уилсона, он был вновь переизбран, что заставило партию пересмотреть стратегию своей деятельности.

Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I Мировой Войны 1914 - 1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив ее ненадолго после войны. Однако война показала необходимость и ценность женского труда в то время, когда мужчины были призваны в армию. Это было повсеместной тенденцией, однако в США несколько в меньшей степени, поскольку как такового участия в войне Штаты не принимали.

В США в 1918 г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции о женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил поправку. И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для некоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920 года, 19-я поправка стала частью конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами. Эванс С. Указ. Соч. С.179.

Получение женщинами США избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться лишь после окончания II Мировой Войны.

В январе 1917 года активисты «Национальной Партии Женщин» пикетировали Белый Дом (такого еще не случалось за всю предыдущую историю США), молча стоя у ворот с плакатами, на которых было написано обращение к президенту: «Господин Президент, что вы собираетесь делать с правом женщин на участие в голосовании?» А когда США вступили в Первую мировую войну, то в ответ на декрет президента, заявляющий, что война «обезопасит мировую демократию», партия выступила с плакатами «Демократия должна начинаться дома».

На конференции в декабре 1917 года «Ассоциация за Право Женщин на Участие в Голосовании» заявила, что сделает все возможное для смены большого числа сенаторов и представителей в случае, если до выборов 1918 года Конгресс не примет поправку к конституции о праве женщин на участие в голосовании. Но, хотя Палата Представителей приняла поправку Энтони в январе 1918 года, Сенату на голосовании в октябре не хватило для ее принятия двух голосов.

Ассоциация продолжала угрожать переизбранием оппозиции. 20 мая 1919 года поправка была вторично принята Палатой Представителей, а в 4 июня ее принял и Сенат. Борьба за ратификацию поправки к конституции заняла сравнительно немного времени. «Ассоциация женщин» организовала активную поддержку поправки, и 26 августа 1920 года женщины всех штатов США получили гарантированное право на участие в голосовании.

На этом можно было бы и завершить наше исследование, но нам кажется интересным остановиться еще на двух с трудом отвоеванных правах женщин - праве заниматься профессиональным спортом и праве на планирование рождаемости.

С позиций социального дарвинизма и позитивизма большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и Доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической, умственной и социальной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887), разъясняя преобладающую в научных кругах точку зрения, утверждал: «Функции овуляции, беременности, лактации и менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов». В 1887 г. председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат. Научный подход такого рода сопровождался солидными статистическими выкладками.

В этом ученые столкнулись с мощной оппозицией в виде спортивного движения.

В конце XIX - начале XX вв. в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется и ее телесный имидж в целом (именно телесность является символом гендерной дифференциации и источником мифа об «ограниченных возможностях слабого пола»). Соответственно меняется и отношение к ее потенциальному участию в международном физкультурно-спортивном и олимпийском движении. А это в более широком смысле ассоциировалось со свободами социально-политического характера и проявлением равноправия женщин. В поствикторианскую эпоху феминистическое движение значительно расширило географические границы, организационно оформилось и потеряло значительную часть эмоциональной стихийности первого этапа. Идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин стала захватывать сознание все более широкого круга передовых людей. Истягина-Елисеевa Е. А. Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 - 1920 гг. (исторический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2000. №6.

На фоне этого противостояния остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли процесс вступления женщин на международную физкультурно-спортивную арену.

Такая точка зрения господствовала в конце XIX в., серьезно затрудняя полноценное участие женщин в международном физкультурно-спортивном движении. Наиболее активно процессы эмансипации протекали в Соединенных Штатах Америки, где к началу века существовало более 1000 женских клубов. Там же.

Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовыва ли собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как то: чемпионаты Германии 1911, Австрии 1913, США 1914 гг.

Основанная в 1908 г. Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения, и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 г. г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.

Несмотря на то что в начале века закостенелый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, например легкой атлетикой.

Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения (Пьер де Кубертен, Эвери Брендедж). Там же.

Особенно тяжело было отвоевать право на участие в таких видах спорта, как легкая атлетика. История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины. Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 г. в США былo сообщено o 14 женских легкоатлетических рекордах. Там же.

Впрочем, борьба за право участия в «неженских» видах спорта продолжилась и в 30-х гг., выйдя на очередной ивток противостояния.

Опираясь на женские клубы, FSFI во всем мире поддерживала женское спортивное движение. Национальные первенства, "женские олимпиады" вызывали растущий интерес спортсменок всего мира. Президент FSFI Элис Миллье обратилась к сессии МОКа (1935) с меморандумом, в котором просила исключить женские состязания из программы олимпиад. При этом она ссылалась на то, что проведение соревнований по женским видам спорта является исключительной задачей FSFI. К счастью, МОК с заслуживающей внимания дипломатической тонкостью отразил эту акцию, получившую широкую поддержку со стороны прессы.

Еще один вопрос, тесно связанный с физиологией и спорами ученых рубежа века - вопрос о контроле за рождаемостью.

Маргарет Сангер (1883 - 1966) считала целью своей жизни - «дать каждой женщине право распоряжаться своим телом». В 1915 г. она начала широкомасштабную компанию, цель которой - преодолеть законодательные преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство «ключом к храму свободы».

М. Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих. Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С. 436.

И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. К сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департамента труда Соединенных Штатов в 1913 г. в США около 15 тысяч женщин умерли от послеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильно занижены! Там же. С. 437.

В рассматриваемый период времени сторонницам этого подхода не удалось добиться желаемого - это дело будущего. Однако ростки права женщины на «свободное материнство» были заложены уже здесь. Однако о влиянии этого отвоеванного права споры не прекращаются по сей день: именно здесь коренится непримиримое ныне противоречие между ортодоксальными феминистскими организациями, видящими в «свободном материнстве» один из главнейших принципов женской свободы, а с другой стороны - противниками абортов, выступающих за право ребенка на жизнь начиная с момента зачатия. Наконец, для современной России актуально противостояние выросшей на идеях М. Сангер и ее последовательниц организации планирования семьи РАМП и ее противников, справедливо видящих в ней экспансию «тайного геноцида», базирующегося на озвученной выше теории «не плодить нищету», уже не среди американских рабочих, правда, а среди «развивающихся стран», в том числе и России…

Таким образом, показанный нами период в развитии женского движения за свои права в Америке имеет немаловажное значение: известные нам сегодня достижения и проблемы зародились именно в рассмотренный нами период: и право женщины на работу и спорт, и абсурд политкорректности и харресмента, и возможность свободного использования противозачаточных средств, и развитые фашизмом и некоторыми современными организациями идеи об ограничении рождаемости «неполноценных», и многое другое. Поэтому эта тема должна изучаться дальше и более глубоко.

Заключение

Традиционно женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

Когда в 30-х годах XIX века, участвуя в движении за запрещение рабства, женщины вошли, наконец, в политику, они почувствовали как эффективность своей борьбы за социальные преобразования, так и свое неравное положение по сравнению с мужчинами внутри движения и в обществе в целом. Участие женщин в таких движениях подтолкнула две волны феминистской активности: кампанию за право голосовать (борьба, продолжавшаяся в течение 72 лет) и движение за права и свободы женщин в 60-х и 70-х годах.

Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.

Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватить широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин. Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества.

Наконец, в 1920 году в США были провозглашены равные права граждан независимо от пола.

Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден.

Например, несмотря на то что впервые женское радикальное движение оформилось в Англии еще в 1866 г., реальных шагов к политической и социальной эмансипации женщин не было сделано до 20-х г. XX в., когда в ряде стран был официально признан политический статус женщин. О том, насколько острым было противостояние, ярко свидетельствуют 53 года борьбы американских феминисток: от первого государственного референдума избирательного права в Штате Канзас до заключительной ратификации 19-й поправки в 1920 г. В течение этого времени было проведено 56 референдумов мужчин-избирателей, 480 кампаний, для того чтобы заставить законодательные органы представить проект поправок избирательного права, 47 кампаний, чтобы получить государственное конституционное соглашение для конституционного оформления избирательного права женщин, 277 кампаний, чтобы получить официальное согласие правящих партий, и так далее.

Источники

Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигаль Адамс в годы Революции // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 20 - 23.

Акт о собственности замужних женщин Нью-Йорка // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 103 - 106.

Бебель А. Женщина и социализм // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 276 - 285.

Декларация чувств. Резолюции. Сенека - Фоллз, 1848 // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 107 - 116.

Джеймс Патнем Э. Дама. // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 333 - 342.

Ибсен Г. Кукульный домик // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 242 - 254.

Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса.

Мотт Л. Не христианская религия, а козни церковников…// Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 137 - 142.

Райт Ф. Курс публичных лекций // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 40 - 48.

Робинсон Х. Х. Труд на первых фабриках в Новой Англии // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 77 - 87.

Соджернер Трут. Разве я не женщина? // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 130 - 136.

Торнстайн Веблен. Теория праздного класса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 286 - 306.

Худ Т. Песня о рубашке // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 88 - 90.

Энгегельс Ф. Письмо Лауре Лафарг от 2 октября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 38. С. 145.

Литература

Воронина О. Женщина и социализм //Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. С. 205 - 225.

Еникеева Д. Познакомлюсь с мужчиной для разовых встреч… М., 2000.

Истягина-Елисеевa Е. А. Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 - 1920 гг. (исторический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2000. №6.

Климонтович Н. Рокировочка полов // Правда Владивостока. 23.06.2004

Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля. С. 6.

Эванс С. Рожденная для свободы: М., 1993.

http://eiao.chat.ru Андроцид, или дискриминация мужчин (бывший миф о власти мужчин)

Примечания

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.