Рефераты. Благотворительность как основа социальной работы






Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».

В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.

Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.

Таким образом, можно предположить, что возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность. [15]

Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

- неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;

- несформированная позиция государства по отношению к благотворительности;

- недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.[6]

Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место.

Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

2.2 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населению

Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. И важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения - безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальную поддержку (помощь)

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:

- федеральный уровень (республика);

- регион;

- трудовой коллектив;

- негосударственные (благотворительные) общественные организации

Каждый из этих уровней выполняет свои функции.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

11. разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др.

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д. [14]

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности -- с другой.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.

Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:

· Культура и искусство - разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

· Наука - помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

· Церковь - как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

· Образование - учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

· Охрана природы - финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

· Спорт - помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

· Поддержка средств массовой информации - выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[6]

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Так, например, в городе Тюмени создан «Благотворительный Фонд развития города Тюмени». И хотя Фонд не оказывает прямую поддержку нуждающимся, среди проектов некоммерческих организаций, поддержанных Фондом, есть организации, главной задачей которых является оказание помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан. Фонд поддерживает различные мероприятия, проводимые в городе. В частности были выделены деньги на покупку палаток, спальных мешков и других принадлежностей для детской краеведческой археологической экспедиции, проводятся систематические выдачи призов для победителей различных конкурсов. Все это является наглядным примером того как благотворительные организации могут органично вписаться в систему социальной помощи и защиты населения.

Мне кажется, что данный опыт может служить прекрасным примером для подражания. Вполне возможно создание таких фондов в каждом городе. Они будут способствовать развитию города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и археологических экспедиций. Ведь, как правило, этим направлениям государственная власть уделяет не достаточно много внимания.

Заключение

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. Мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот - характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно. Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Как было показано в данной работе связь между социальной работой и благотворительностью существует. Следовательно, намечается потребность в анализе благотворительности как основы социальной работы. [9]

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика проводимая государством, а в частности одно из направлений - социальная защита. На мой взгляд, наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики сильного государства.

Список используемой литературы

1. . Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 688 с.

2. . Ожегов Сергей Иванович. Словарь рус. языка. ОК. 57000 слов. Под ред. Д-ра филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой.- 12-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1978 - 846 с.

3. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие М.: Издательство «Союз» 1994 г. - 339с. (Часть 1).[текст]

4. .Т.П. Дурасанова. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000. [текст]

5. . Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. /Ю. Годунский/ Наука и жизнь.- 2006.- №10.- с. 32-37.[текст]

6. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с.[текст]

7. . Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) / А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6.- с. 147-158.

8. . Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98.

9. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.- №5.- с. 100-103.

10. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке/А.Р. Соколов/ /Вопросы истории.- 2003.- №7.- с. 96-112.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.