Рефераты. Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен






Основные целевые направления грантовой поддержки: наука и образование - 53%, общество и демократия - 29%, инновационная деятельность - 7%, культура - 6%, экономика и бизнес - 4%, экология - 1%». там же стр. 446

Немалый вклад в благотворительное дело вносят владельцы своего собственного бизнеса. Основные сферы социальной активности бизнесменов: там же стр. 593

Сегодня, как и 100 лет назад, благотворительность стоит очень дорого. Чтобы начать ею заниматься, нужно крепко встать на ноги. Богатых людей в России пока немного. Да и сосредоточены они в мегаполисах и крупных сырьевых регионах. Тем не менее, некоторые процессы, идущие в бизнесе, несколько схожи с ситуацией конца XIX в.

Например, тенденция омоложения российского бизнеса вселяет надежду на возрождение традиций российской благотворительности новым поколением предпринимателей. Изменилась ситуация и в семьях бизнесменов. Детей стараются приобщить к делу со школьного возраста.

Благотворительность очень медленно, но превращается в духовную потребность. Современным состоятельным людям тоже хочется остаться в истории, вложив свой личный вклад в улучшение жизни, которая достанется их детям.

Однако, отношение общества к благотворительной деятельности пока не слишком к ней стимулирует. Среди обывателей бытует мнение, что пожертвования делаются лишь для того, чтобы заслужить похвалу. Поддержка нуждающихся часто встречает непонимание в семье и ближайшем окружении. Кроме того, если в золотую пору российской благотворительности неафиширование размеров и направлений вкладов было обусловлено только скромностью дарителей и коммерческой тайной, то сегодня такое поведение обеспечивает непосредственную безопасность предпринимателя. Обществу нужно понять, что оно должно воспитывать не только благотворителей, но и благотворимых. Коммерсант не обязан отдавать деньги. Для получения помощи его нужно уважительно и терпеливо убеждать, привлекая аргументированные доказательства.

Два основных условия благотворительности сейчас это: адресность и контроль. Известная благотворительница Варвара Алексеевна Морозова, когда-то пославшая в школу яблок, велела доложить ей, по сколько штук досталось каждому ученику. А члены попечительских советов учебных заведений знали по имени всех своих учеников.

Сегодня, когда в других странах мира благотворительность является частью государственной политики, в России ее технология совсем не отработана. Между тем, средств у нас выделяется много. Но делается это хаотично и практически совсем не контролируется. По пути к адресату деньги распыляются, частично тратятся на содержание аппарата, прилипают к чужим рукам. Скажем, выделены деньги на медицинское учреждение. Их можно истратить на ремонт фасада, а можно на медикаменты и оборудование. Предпринимателя, как правило, статьи расходов не интересуют.

Сегодняшние покровители должны подняться от уровня жертвователей до уровня ревнивых попечителей. Дело же благотворительности должно стать высокой социальной ответственностью.

В условиях, когда нехватку денег испытывают практически все сферы жизни российского общества, частным благотворителям уже не справиться. На первый план встает вопрос отыскания новых форм поддержки нуждающихся, как например, корпоративная благотворительность.

Одним из первых филантропов современности стал Мстислав Растропович. Его вложения только в детскую медицину составили более $ 8 млн. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Эти люди являются создателями и деятельнейшими участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру. Около 25% средств, на которые она сегодня существует, дают наши современные меценаты. На эти средства организуются многочисленные выставки, гастроли, конкурсы, существуют культурные центры, театры и музеи.

Устойчивыми адресами современной благотворительности остаются больные и одаренные дети. Остальные сферы приложения помощи признаны бизнесменами малоэффективными. Что касается образования, здесь, пожалуй первыми и наиболее известными стали стипендиальная программа президента холдинговой компании "Интеррос" Владимира Потанина, проводимая его благотворительным фондом с 2001 г., и проект Интернет Образования Михаила Ходорковского, в рамках которого проводится обучение преподавателей в регионах компьютерным технологиям.

Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, например, давно занимается благотворительностью. Значительные денежные средства перечислены им на нужды нижегородских школ, в которых он когда-то учился. 10 лет поддерживает своими средствами Яснополянский детский дом Иосиф Кобзон.

Таким образом, благотворительность в России является общественным явлением XXI века. Благотворительность сегодня это сложный комплекс многопрофильных учреждений, организаций, фондов, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям. Сегодня на территории нашей страны действуют сотни различных фондов, которые ежегодно выделяют гранты и стипендии для поддержки различных сфер жизни. Постепенно начинает развиваться институт добровольчества, особенно он популярен среди студентов.

В целом можно отметить что формируется положительное поле для дальнейшего развития благотворительной деятельности и расширения сети благотворительных организаций.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России

«Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.» Благотворительность в современной России: законодательство, методология, практика. М.: АНО «Центр соц. проектирования Возрождение», 2003 - стр. 43

Данный федеральный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций - благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. Сам закон невелик (5 разделов, двадцать пять статей). В нем четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций. Наконец, благодаря именно этому закону «третий сектор» России познакомился с институтом добровольцев.

Основополагающим понятием закона является понятие благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» Федеральный закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях»(по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 5

В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной деятельности» указанные понятия характеризуется двумя базовыми признаками: 1) Во первых, добровольность. осуществления указанной деятельности. К благотворительной деятельности не относиться уплата различного рода обязательств и взносов, деятельность государственных и муниципальных учреждений по бюджетному финансированию здравоохранения, образования и т.д. 2) Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. В соответствии с Законом «О благотворительной деятельности», бескорыстность имеет место не только при оказании поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе.

Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, первая, например, может высказываться публично, в том числе через СМИ. Следует отметить что именно второй признак позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст.19 Федерального закона «О рекламе» № 108 -ФЗ от 18 июля 1995 г. «представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условия оказания таких услуг». Федеральный закон «О рекламе» (по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 11

В ст.3 Закона формулируются цели благотворительности, фактически эти цели являются третьим признаком благотворительной деятельности.

«Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

1) Социальной поддержки и защиты граждан, включая материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, или иных обстоятельств не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

2) Подготовки населения преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф;

5) Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

6) Содействие защите материнства, детства и отцовства;

7) Содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, посвящения, духовному развитию личности;

8) Содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;

9) Охраны окружающей среды и защиты животных;

10) Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения;» Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 7

Установленный законом перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в данный закон. Так же можно сказать, что благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.