Рефераты. Бедность - социальное зло






Бедность - социальное зло

23

Содержание

Введение

1. Бедность как социальная категория

1.1 Понятие и сущность бедности

1.2 Причины и виды бедности

1.3 Измерение бедности

2. Бедность как феномен новой России

2.1 Масштабы бедности России

2.2 Бедность по-красноярски

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На каждом этапе развития общества перед людьми возникает множество проблем. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные проблемы. В социологии сложилось целое научное направление - социология социальных проблем - в рамках которого, с различных теоретических позиций обосновывается, что представляет собой социальная проблема, что ее обусловливает, как ее изучать и решать. Социальная проблема - это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и вследствие этого - к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей. В последнее время о бедности начали говорить как о новом социальном феномене, присущем российскому обществу на грани веков.

В общественной жизни бедность и ее крайняя форма - нищета - оцениваются как социальное зло. Состояние бедности не позволяет человеку и обществу реализовать свои потенциальные возможности, а, следовательно, развиваться с наибольшей эффективностью. Именно поэтому бедность связывают с регрессом в общественном развитии, чем обусловливается необходимость рассмотрения бедности как острой социальной проблемы.

Бедность - это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

В последнее время о бедности начали говорить как о новом социальном феномене, присущем российскому обществу на грани веков. Актуальность темы реферата определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального феномена, выступающего непременным «спутником» цивилизационного развития.

Целью работы является раскрытие природы, сущности бедности как социальный феномена.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем 26 страниц.

1. Бедность как социальная категория

1.1 Понятие и сущность бедности

Что есть бедность? Словарь Ожегова объясняет это слово как «скудость, недостаточность средств существования, нужда, убожество, неприглядность».

«Российская социальная энциклопедия» более академична: бедность - это категория, выражающая абсолютное или относительное отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления.

Интересно, что вплоть до середины ХVIII века самого понятия «бедность» не существовало. Общество состояло либо из очень богатых, либо из беспросветно нищих - уравновешивающей середины практически не было. В эпоху Просвещения, когда европейское общество принялось создавать некие социальные стандарты жизни, выяснилось, что есть люди, неспособные этим стандартам соответствовать.

Как состояние бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Первым на проблему бедности обратил внимание «изобретатель рынка» Адам Смит. Он, правда, считал бедность «социальной ржавчиной» и полагал, что бедняком является не тот, кто мало имеет, а тот, кто мало имеет и при этом много хочет. К тому же протестантская этика, определяющая нравственный климат общества, считала их «неправильными» гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно.

В 1917 году, русский социолог Стопани впервые исследовал семейные бюджеты российских рабочих и ввёл в оборот понятие «черта бедности». Сегодня признано, что бедность является одним из важнейших индикаторов жизни общества. Если в обществе много бедных, значит, оно экономически неблагополучное. Правда, до сих пор социологи всего мира по-разному толкуют само понятие, кого следует считать бедным.

Анализируя труды философов и ученых разных исторических эпох и направлений, а также представителей экономической, политической, эстетической и религиозной мысли дадим различные толкования бедности как социального явления. Так, Платон, размышляя над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу козни. В работе «Государство» показывается, что бедные и богатые - это слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, а третий является средним. Согласно его позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества бедняков из управления они неизбежно будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных классов, так как они обусловливают хаос. Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие нравственного нездоровья. И.Кант считал, что в обществе всегда будут бедные и в их числе инвалиды и больные, на содержание которых необходимы государственные средства (в богадельнях и больницах). Философ допускал и другие формы государственной поддержки бедных. Например, выдачу им пособий. Эти идеи И.Канта, как известно, широко практикуются социально-ориентированными государствами. В свою очередь, Г.В.Ф.Гегель давал разные характеристики бедности и богатству. Он выдвигает понятия «обедневшая масса», «нуждающиеся», «бедный класс», «случайность нужды», «бедность» как противоположность «богатства», «нищета». Он рассматривает бедность как социальное явление, т.е. такое, которое выступает определенным специфическим состоянием индивида, социальной группы и общества. Им выделяются две стороны бедности: объективная, связанная с обстоятельствами, и субъективная как область моральности субъекта. Философа волновал вопрос: «как устранить бедность?». Гегель не считал благотворительность тем средством, с помощью которого может быть решена проблема бедности. Он писал о «среднем классе» как господствующем в гражданском обществе.

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала философия позитивизма. Так, в концепции Г.Спенсера утверждалась позитивно-санитарная роль бедности, выполняющая функцию естественного отбора. Г.Спенсер связал возникновение бедности с ростом общественного производства, и, так как остановить производство невозможно, невозможно ликвидировать бедность. По Спенсеру бедность - это не столько социальное явление, сколько личная проблема, некий «индивидуальный выбор» и «индивидуальная судьба». В концепциях эгалитаристов (Э.Реклю, Э.Беллами, Ч.Холл, П.Колкахан, В.Голдвин и др.) бедность рассматривалась как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего порядка (например, в системе распределения ресурсов). Либерально-реформистские концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ. Отсюда предлагались относительно лояльные к существующей социально-политической и экономической системе способы решения проблемы.

Представители социал-дарвинизма видят в бедности неизбежное следствие индустриального развития и роста численности населения. Бедность рассматривается ими как закономерное явление иерархически организованного общества. Так, Т.Мальтус попытался объяснить явление бедности естественными законами природы. Он утверждал, что государство, помогая бедным, поощряет их размножение. Дж.Бентам занимал более радикальную позицию в отношении бедных. По его мнению, бедные виновны в собственной бедности, и общество не должно нести никакой ответственности за них. Отсюда делался вывод о необходимости отменить различного рода пособия бедным. Более того, всех бедных он предлагал поместить в места с тюремным режимом. П.Прудон видел основную причину бедности в противоречии безграничности потребления и ограниченности производства. Он считал, что человек в состоянии цивилизации получает посредством труда то, что требуется для поддержания его тела и развития души - ни больше, ни меньше. Это «строгое взаимоограничение производства и потребления и есть бедность», а «нищета быстро наказывает неумеренность и леность». Отсюда решение проблемы бедности Прудон видел во всеобщей экономии и труде.

Проведенный краткий анализ феномена бедности, осуществленный в философской и научной мысли, позволяет дать следующие определения бедности:

Бедность - это такое состояние социальности, в которой отсутствуют одна или несколько составляющих: экономических, социальных, нравственных, правовых, духовных, эстетических, выражающих потребности и ценности личности, группы, общества, цивилизации, что делает это состояние деструктивным.

Нищета - преобладающее отсутствие у социального субъекта всей системы ценностей, крайняя степень бедности.

Обездоленность - состояние социального субъекта, характеризуемое отсутствием возможности самореализации, обретения самодостаточности в социальном времени и пространстве.

1.2 Причины и виды бедности

Причины бедности можно условно разделить на три основные группы:

1.Причины, исходящие из форм организации общественной жизни:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.