2. Профессиональное образование и рынок труда
Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны и рынок труда - с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование образование из бюджета и вместе с тем, расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и не соответствию запросов последнего предложением учреждением профессионального образования. Разрешение обострившейся проблемы соотношения рынка образования и рынка труда требует немалых усилий.
В октябре - декабре было проведено исследование в Свердловской области (Уральский федеральный округ). Объектом стала молодежь, дифференцированная на группы по признаку «основной вид деятельности». Были выделены две группы молодежи - работающая и учащаяся (от 15 до 30 лет). Среди учащейся молодежи - старшеклассники (выпускники 9-х, 11-х классов), учащиеся профессиональных училищ, студенты вузов. Было опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников - всего 1900 человек.
Престиж образования в Уральском федеральном округе за период с 1997 по 2001, выявил ряд тенденций, характеризующих динамику спроса на профессии:
1) наблюдается увеличение числа вакансий по всем группам профессий (предполагающий различный уровень профессионального образования), что является показателем экономической стабилизации и некоторого экономического подъема.
2) проявляется стабильный спрос на рабочие профессии и позитивная динамика спроса на профессии, не требующие профессионального образования и подготовки. (табл. № 1)
Таблица № 1
«Динамика профессиональной структуры спроса (вакансий) в зависимости от уровня образования в процентах
Профессии
1997
1998
1999
2000
2001
Не требующие профессионального образования и подготовки
11
9
10
14
Требующие начального профессионального образования
61
66
67
62
Требующие среднего и высшего профессионального образования
28
30
24
22
Эта тенденция находится в явном противоречии с профессионально-обозревательными намерениями выпускников школ, которые в массе своей ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования» Российский статистический ежегодник. Состояние системы образования Свердловской области М., 2000. - С. 193. .
Изучение образовательных планов старшеклассников Свердловской области показало, что:
Таблица № 2
Планы поступления старшеклассников в:
Проценты от опрошенных
ВУЗ
67,8
Техникум / Колледж
18,2
ПТУ
3,8
Курсы профессиональной подготовки
7,1
Другие намерения
3,1
Количество поданных заявлений в государственные вузы Свердловской области растет год от года; так, с 1995 года к 2001 году оно увеличилось в два раза ( с 37806 до 78372).
Образовательные планы молодежи, заканчивающей школу в поселениях с разным уровнем урбанизации, разнятся. Ориентация на высшее образование более выражена у будущих выпускников екатеринбургских школ (82,5%), значительно менее у учащихся городов области (58,2%) и села (67,9%). Эти группы учащихся, в свою очередь, в большей степени настроены на поступление в колледжи (техникумы) и профессиональные училища. Данное обстоятельство объясняется комплексом причин, связанных с территориальным размещением образовательных учреждений. Другим фактором, снижающим отток старшеклассников в вузы из областных городов и сельской местности, является уровень подготовки выпускников. В провинциальных школах он, как правило, ниже, поэтому на вступительных экзаменах они зачастую менее конкурентоспособны, чем их сверстники из городских школ.
Что касается начального профессионального образования, то за период с 1995 по 2001 годы при сокращении количества учреждений данного профиля (эта тенденция характерна не только для Свердловской области, но для Российской федерации в целом) численность учащихся в них существенно не изменилась. (табл. № 3).
Таблица № 3
Динамика развития начального профессионального образования по России и в Свердловской области (количество учреждений и численность обучающихся)
Годы
Россия
Свердловская область
Количество учреждений
Численность обучающихся
1996
4114
1670000
133
59010
4050
1667000
59865
3954
1676000
129
60086
н/д
127
59707
128
59080
Для среднего профессионального образования за 1996 - 2000 гг., характерна тенденция роста численности обучающихся. Она базируется скорее на квазиспросе, чем на реальной потребности в данном образовании. Это связано с тем, что техникумы, колледжи рассматриваются как:
- средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы;
- способ получения образования для проживающих в городах областного подчинения;
- средство социализации неадаптированных подростков.
Что касается высшего профессионального образования, то ему в наибольшей степени свойственна позитивная динамика численности студентов (табл. № 4)
Таблица № 4
Изменение численности студентов государственных вузов
(в абс. цифрах)
Области Уральского федерального округа
На начало учебного года
1995/96
1996/97
1997/98
1998/99
1999/00
2000/01
Свердловская
81982
87458
96872
104845
122285
139356
Курганская
39652
13583
14174
14987
16659
18887
Тюменская
45004
53431
63287
70945
81035
Челябинская
54921
60274
67715
77157
89129
106927
см. диаграмма №1.
Диаграмма № 1
Из приведенной диаграммы видно, что в Курганской области слабо выражено стремление молодежи поступить в ВУЗ, по сравнению с тремя другими (Свердловская, Тюменская и Челябинская). Особенно это выражено в период с 1996 по 1997гг. Заметен резкий упадок поступающих в ВУЗ, в то время, как в других происходит рост числа выпускников школ и других учебных заведений, поступивших в ВУЗ. Молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация - это капитал для инвестирования.
Страницы: 1, 2, 3