Рефераты. Анализ уровня образования студентов и его динамика






2. Профессиональное образование и рынок труда

Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны и рынок труда - с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование образование из бюджета и вместе с тем, расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и не соответствию запросов последнего предложением учреждением профессионального образования. Разрешение обострившейся проблемы соотношения рынка образования и рынка труда требует немалых усилий.

В октябре - декабре было проведено исследование в Свердловской области (Уральский федеральный округ). Объектом стала молодежь, дифференцированная на группы по признаку «основной вид деятельности». Были выделены две группы молодежи - работающая и учащаяся (от 15 до 30 лет). Среди учащейся молодежи - старшеклассники (выпускники 9-х, 11-х классов), учащиеся профессиональных училищ, студенты вузов. Было опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников - всего 1900 человек.

Престиж образования в Уральском федеральном округе за период с 1997 по 2001, выявил ряд тенденций, характеризующих динамику спроса на профессии:

1) наблюдается увеличение числа вакансий по всем группам профессий (предполагающий различный уровень профессионального образования), что является показателем экономической стабилизации и некоторого экономического подъема.

2) проявляется стабильный спрос на рабочие профессии и позитивная динамика спроса на профессии, не требующие профессионального образования и подготовки. (табл. № 1)

Таблица № 1

«Динамика профессиональной структуры спроса (вакансий) в зависимости от уровня образования в процентах

Профессии

1997

1998

1999

2000

2001

Не требующие профессионального образования и подготовки

11

9

10

11

14

Требующие начального профессионального образования

61

61

66

67

62

Требующие среднего и высшего профессионального образования

28

30

24

22

24

Эта тенденция находится в явном противоречии с профессионально-обозревательными намерениями выпускников школ, которые в массе своей ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования» Российский статистический ежегодник. Состояние системы образования Свердловской области М., 2000. - С. 193. .

Изучение образовательных планов старшеклассников Свердловской области показало, что:

Таблица № 2

Планы поступления старшеклассников в:

Проценты от опрошенных

ВУЗ

67,8

Техникум / Колледж

18,2

ПТУ

3,8

Курсы профессиональной подготовки

7,1

Другие намерения

3,1

Количество поданных заявлений в государственные вузы Свердловской области растет год от года; так, с 1995 года к 2001 году оно увеличилось в два раза ( с 37806 до 78372).

Образовательные планы молодежи, заканчивающей школу в поселениях с разным уровнем урбанизации, разнятся. Ориентация на высшее образование более выражена у будущих выпускников екатеринбургских школ (82,5%), значительно менее у учащихся городов области (58,2%) и села (67,9%). Эти группы учащихся, в свою очередь, в большей степени настроены на поступление в колледжи (техникумы) и профессиональные училища. Данное обстоятельство объясняется комплексом причин, связанных с территориальным размещением образовательных учреждений. Другим фактором, снижающим отток старшеклассников в вузы из областных городов и сельской местности, является уровень подготовки выпускников. В провинциальных школах он, как правило, ниже, поэтому на вступительных экзаменах они зачастую менее конкурентоспособны, чем их сверстники из городских школ.

Что касается начального профессионального образования, то за период с 1995 по 2001 годы при сокращении количества учреждений данного профиля (эта тенденция характерна не только для Свердловской области, но для Российской федерации в целом) численность учащихся в них существенно не изменилась. (табл. № 3).

Таблица № 3

Динамика развития начального профессионального образования по России и в Свердловской области (количество учреждений и численность обучающихся)

Годы

Россия

Свердловская область

Количество учреждений

Численность обучающихся

Количество учреждений

Численность обучающихся

1996

4114

1670000

133

59010

1997

4050

1667000

133

59865

1998

3954

1676000

129

60086

1999

н/д

н/д

127

59707

2000

н/д

н/д

128

59080

Для среднего профессионального образования за 1996 - 2000 гг., характерна тенденция роста численности обучающихся. Она базируется скорее на квазиспросе, чем на реальной потребности в данном образовании. Это связано с тем, что техникумы, колледжи рассматриваются как:

- средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы;

- способ получения образования для проживающих в городах областного подчинения;

- средство социализации неадаптированных подростков.

Что касается высшего профессионального образования, то ему в наибольшей степени свойственна позитивная динамика численности студентов (табл. № 4)

Таблица № 4

Изменение численности студентов государственных вузов

(в абс. цифрах)

Области Уральского федерального округа

На начало учебного года

1995/96

1996/97

1997/98

1998/99

1999/00

2000/01

Свердловская

81982

87458

96872

104845

122285

139356

Курганская

39652

13583

14174

14987

16659

18887

Тюменская

39652

45004

53431

63287

70945

81035

Челябинская

54921

60274

67715

77157

89129

106927

см. диаграмма №1.

Диаграмма № 1

Из приведенной диаграммы видно, что в Курганской области слабо выражено стремление молодежи поступить в ВУЗ, по сравнению с тремя другими (Свердловская, Тюменская и Челябинская). Особенно это выражено в период с 1996 по 1997гг. Заметен резкий упадок поступающих в ВУЗ, в то время, как в других происходит рост числа выпускников школ и других учебных заведений, поступивших в ВУЗ. Молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация - это капитал для инвестирования.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.