Рефераты. Актуальные проблемы современной правовой социологии






Исследование особенностей правовой культуры молодёжи

Вопросы, связанные с соблюдением и защитой различных гражданских, этнических, гендерных и других прав человека становятся все более актуальными в нашей стране в связи с построением демократического общества. Но, с другой стороны, предоставление и защита прав требует от самого человека наличие у него определенной правовой культуры. Многие исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры. Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений.

Повышенное внимание к правам молодежи объясняется её особой ролью в общественном воспроизводстве как «стратегического ресурса развивающегося общества», «объекта национально-государственных интересов». Вместе с тем, повышение роли молодежи в качестве активного и сознательного партнера проводимых реформ находится в большой зависимости от того, насколько она знает предоставляемые права и в какой степени может воспользоваться ими для удовлетворения своих растущих запросов. Это требует, в свою очередь, изучения реального состояния правовой культуры молодежи и совокупности социальных факторов, ее формирующих, что в дальнейшем позволит выйти на новый уровень её осмысления, разработку предложений по оптимизации управленческого воздействия на содержание и механизм этого процесса. Современной социологической наукой накоплен большой опыт изучения различных аспектов правовой культуры молодежи, но вопросы, связанные с формированием правового сознания и анализа правового поведения молодежи остаются актуальными.

Изучение правовой культуры молодежи проводилось в рамках социологического исследования, проведенного Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований Мурманского государственного педагогического университета. Его основной целью было выявление характерных особенностей становления гражданского самосознания молодежи Мурманской области. Объектом исследования являлась молодежь Мурманской области в возрасте от 14 до 29 лет и основной метод исследования - анкетирование. Общий объем выборки составил 775 человек, выборка была квотная, и квоты определялись по полу, возрасту и месту жительства. Автор обеспечивал разработку блока вопросов анкеты по правовой культуре молодежи и проведение анализа полученного материала по данной теме. Основными задачами, в рамках изучения правовой культуры молодёжи, являлись: выяснение ориентированности молодых людей на соблюдение законов и правовых норм, а также определение уровня информированности молодёжи о своих правах и её готовности их отстаивать.

Результаты анализа полученных данных показали, что молодежь в целом допускает большинство правонарушений, которые наиболее распространены и не имеют уголовной ответственности за их совершение (хотя и не постоянно, а в исключительных случаях).

Наиболее недопустимыми являются правонарушения, связанные с наркотиками, их приобретением, хранением, употреблением и пропагандой. По оценке теста Стьюдента были выявлены значимые различия в оценке разных возрастных групп молодёжи допустимости правонарушений. Выяснилось, что молодёжь юного возраста относительно больше допускает правонарушений (особенно нарушения общественного порядка), в то время как позиция молодёжи старшего возраста в данном вопросе более сдержанна. Кроме этого женщины более настроены на соблюдение законов, чем мужчины. А вот уровень образования и место жительства (областной центр и область) респондентов на допустимость правонарушений не оказывают влияние. Сдерживающими факторами от совершения противоправных действий, для большинства молодых людей, являются боязнь наказания (54% выборов), а также хорошее семейное воспитание (50% выборов), формирующее у подростков представление о недостойности совершения данных действий и их противоречии жизненным принципам, системе ценностей (респонденты в данном вопросе указывали более одного мотива). Высокий процент молодых людей, которые не нарушают законы лишь из-за боязни наказания, что в целом говорит о невысоком уровне правовой культуры.

При оценке знаний своих прав около 85% молодежи (независимо от возраста) высказали хорошую или частичную осведомленность о них. Но вот источники информации о правах у молодёжи разного возраста различаются: источником знаний молодежи юного возраста в большей степени является школа, в то время как у старшей возрастной группы - самообразование. Можно отметить тот факт, что выборы такого источника информации, как «школьный курс», возрастают постепенно при переходе от старшей возрастной группы к самой юной, что может быть связано с тем, что происходит перестройка школьного образования, и в школьном курсе в настоящее время больше внимания уделяется вопросам правового воспитания. В связи с этим, молодые люди старшего возраста относительно больше испытывают потребность в получении дополнительной информации о своих правах.

В целом молодые люди предпочитают не смиряться с нарушением своих прав и готовы идти по пути их защиты в тех случаях, когда в этом есть смысл. Опыт нарушения своих прав имела молодежь всех возрастов (58% респондентов), но структура видов правовых нарушений у возрастных групп различается: юная часть молодежи наиболее чувствительна к нарушению личностных прав, в то время как молодёжь в возрасте от 20 до 29 лет относительно больше указывает на нарушения прав в сфере потребления и в сфере труда. По вопросам защиты нарушенных прав молодые люди разного возраста обращаются в различные государственные учреждения (чаще всего в прокуратуру, суд и милицию), хотя не все они достаточно высоко оценивают эффективность их работы. В случаях же нарушения прав, большинство молодых людей обычно самостоятельно справляются со сложившейся ситуацией, но при этом у 66% от общего числа респондентов есть потребность в дополнительных правовых консультациях.

Практики населения по защите прав потребителей

В настоящее время большинством экспертов фиксируется факт значительного падения уровня защищённости граждан на рынке продуктов питания России. Этот феномен общественной жизни является, с одной стороны, следствием комплекса таких объективных причин, как несовершенство нормативно - правовой базы, неразвитость организационной инфраструктуры, отсутствие адекватной системы информации просвещения населения, покупательская неграмотность самих граждан. С другой стороны, граждане, чьи потребительские права нарушались и нарушаются, всё больше демонстрируют неверие в собственные силы, ожидание неудовлетворительного результата в области защиты своих прав.

В связи с этим наиболее актуально исследование практик населения по защите прав потребителей на рынке продуктов питания, а также характеристика этих практик с точки зрения активности.

По степени активности - пассивности нами были выделены 4 типа поведенческих практик, из которых 1 тип получил название «пассивная практика», т.е. бездействие, отсутствие какой бы то ни было активности в защите населением потребительских прав. Следующие 3 типа были посвящены рассмотрению активных поведенческих практик, индикатором которых стало наличие опыта защиты своих потребительских прав на рынке питания с разной степенью активности и с разной ресурснозатратностью, - это 1. высокая степень активности, 2. средняя степень активности и 3. низкая степень активности в защите прав потребителей на рынке продуктов питания.

Наиболее важен вопрос о факторах, которые могут оказывать воздействие на выбор той или иной поведенческой практики в защите своих потребительских прав:

функциональные (ролевые) характеристики: социально - демографические характеристики - пол, возраст, семейное положение, уровень образования;

личностные характеристики, основанные на степени рациональности в поведении;

объективные аспекты отношения, рассматривающие опыт защиты прав потребителей: сколько раз, как давно, как часто потребитель защищал свои права;

субъективные аспекты отношения, строящиеся на понимании населением важности защиты прав потребителей, а также на степени удовлетворённости результатами защиты прав потребителей (при наличии объективных аспектов отношения).

Основываясь на теории поведения как социального обмена Дж. Хоманса, мы предположили, что пассивное и низкого уровня активное поведение населения в сфере защиты прав потребителей являются следствием ожидания неудовлетворительного результата деятельности в данной области: большими затратами ресурсов (физических, символических, материальных) и низкими выгодами или их отсутствием (неразрешённость конфликтной ситуации, низкие денежные компенсации и т.д.). Была разработана система «затрат - вознаграждений» на основе субъективных оценок потребителем предполагаемого уровня физических, символических и материальных затрат и вознаграждений при осуществлении определённой практики защиты своих потребительских прав.

Обобщённой переменной для каждого ресурса в отдельности является «общая ресурсозатратность», на основе которой строится расчёт баллов по каждому виду практики. Значения данной переменной определяются исходя из учета уровня значимости ресурса и предполагаемого соотношения затрат и вознаграждений. Может быть предложена следующая формула: общая ресурсозатратность = уровень значимости физического ресурса * (локальная ресурснозатратность символических ресурсов + локальная ресурснозатратность материальных ресурсов). Значение переменной «локальная ресурснозатратность» находится по формуле: «локальная ресурснозатратность» = (уровень вознаграждений - уровень затрат).

Заключение

Сегодня в российском обществе идёт поиск путей решения и преодоления детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, что диктует жизненную необходимость формирования термина «надзор за несовершеннолетним», который призван раскрываться, уточняться и детализироваться на каждом уровне формирования нормативно-правовой базы, конкретного документа или отдельного учреждения, реализующего данный нормативно-правовой акт.

Таким образом, представляется, что в морфологии социальных норм, за исключением норм правовых, санкция не играет определяющей роли. Общественное осуждение является недостаточным фактором, чтобы жестко контролировать и обеспечивать должное социальное поведение. Соблюдение или не соблюдение норм является результатом свободного выбора стратегии, направленной на интеграцию, либо дезинтеграцию в конкретную социальную группу, взаимодействие в рамках которой определяется конкретным набором социальных норм. Иными словами, универсальным последствием нарушения социальных норм является дезинтеграция, отказ в социальном взаимодействии. Однако у социологов нет оснований такое последствие называть «санкцией» в том смысле, который вкладывают в данное понятие юристы.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в целом правовая культура молодёжи зависит во многом от возраста (чем взрослее, тем выше), а её усвоение это скорее возрастное, чем образовательное явление, хотя продвижения в сфере правового образования сейчас происходят достаточно активно.

В результате исследования сформирована гипотеза, требующая эмпирической проверки: по мере нарастания значения переменной «общая ресурснозатратность» респонденты всё больше выбирают активную поведенческую практику в защите своих потребительских прав на рынке продуктов питания, то есть чем выше затраты физических, символических и материальных ресурсов, тем выше степень активности респондента в осуществлении защиты прав потребителей.

Список литературы

1. Концепция государственной молодежной политики в РФ: одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по делам молодежи 5 дек. 2001 г. № 4. - М.: ИПК МГУП, 2008.

2. Бабосов Е.М. Экономическая социология: вопросы и ответы / Минск: ТетраСистемс, 2009.

3. Бурдье П. Структура, habitus, практика // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учебное пособие. Новосиб.: Из-во Новосиб. ун-та, 2004.

4. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология / М.: Из-во РУДН, 2007.

5. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008.

6. Конституция Российской Федерации. Ростов - на - Дону: ИД «Владис», 2006.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга / Общ. ред. Е.М. Пенькина; Пер. с англ. В.Б. Боброва. С.-П. АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 2006.

8. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учебник / изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИИД «Филинъ», Минск: Белорусская наука, 2007.

9. Беленький В.Х. (2007) Российский высший класс: проблема идентификации. // Социс. №5 С.13-21.

10. Храмцов А.Ф. (2007) Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России. // Социс. №2. С.21-32.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.