Рефераты. Актуальные проблемы подростковой субкультуры






Произошедшие в 1990-е гг. перемены на российском телевидении нанесли существенный ущерб позитивной социализации детей, подготовке их к жизни в качестве полноценных граждан своей страны. Отражение в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами. Но как ни много подростки проводят время у голубых экранов, они смотрят не все подряд, а их реакция на увиденное или услышанное сильно зависит от установок, господствующих в первичных институтах социализации (семья).

Глава 2. особенности социализации современного подростка

2.1 Семья как фактор социализации личности

Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений.

Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать. Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье - зависит от ценностных ориентаций и направленности личности.

Одним из важных факторов социализации личности является семья.

В социологическом словаре под семьей понимается группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящиеся в отношении родства, брака Социология / Кравченко А.И.// словарь. М. - 1997.. Семья это ячейка общества, в которой существуют свои традиции, ценностные ориентиры, нормы и в которой развивается новая личность (ребенок).

Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Она является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем М.С.Мацковский. Социология семьи // М. - 1989. с. - 132.. Именно семья дает «образ мира» А.С. Обухов. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. - 2000. № 5. с. - 31., в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому очень важно чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым Д.В. Ярцев. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.- с. 25..

В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные, прежде всего с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией. Так у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга.

Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Маргарет Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих родителей; конфигуративные, в которых и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для подростка типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой подростковой культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наше время темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старше во все большей степени прислушиваются к молодежи М.Мид. Культура и мир детства // М. - 1988. - с. 251..

Вообще всю суть конфликта отцов и детей можно свести к желанию тотального контроля со стороны взрослых по отношению к своим детям. Взрослые пытаются решить за ребенка с кем надо дружить, какую профессию выбрать, музыку слушать, кино смотреть и т.д. Все это, безусловно, ведет к ограничению свободы подростка, это приводит к несформированности у ребенка самостоятельности.

Подростковая субкультура является с одной стороны своего рода усвоением культуры, созданной прошлыми поколениями, а с другой созданием собственной возрастной субкультуры, обособлением от культуры взрослых Кон И.С. Психология ранней юности. М, 1989. С.149.. Обособление происходит в различных плоскостях, начиная с языковой, ценностной, заканчивая предметной. Подростки часто создают собственную систему ценностей и норм, отталкиваясь от системы взрослого мира, противопоставляясь ему. Свой мир подростки могут создавать как антимир взрослой культуре при одновременной ориентации на их же ценности. Таким образом, зачастую ценности антимира взрослой культуры становятся престижными и значимыми для подростков Крылова Н.Б. Культурная деятельность подростка // Школьные технологии. 2000. № 5. с. - 70.. Поэтому очень важна роль родителей в развитии личности подростка, так как именно взрослые являются теми ориентирами, на которые опираются их дети. Подросток нуждается в идеале, этот идеал он может найти в семье - к примеру, в матери, отце, старшем брате или сестре.

Культура семьи проявляется во взаимоотношениях родителей и детей. Культура личности ребенка неотделима от культуры родителей. Характер их взаимоотношений меняется при вхождении ребенка в подростковую субкультуру, вследствие чего можно определить три модели отношений:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети -- к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго по местам и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других».

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни и взрослые делают это в соответствии со своими идеалами, каждый по-своему. Так в произведении Фонвизина «Недоросль» видим как культура, и образование родителей оказывают влияние на формирование жизненных установок подростка. Госпожа Простакова воспитывает своего сына (Митрофана) по своему образу и подобию.

Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Фонвизин Д.И. Недоросль.- М. 1987., с. 83.. Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» -- и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» Там же, с. 87.. «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Тем самым Фонвизин определяет важнейшую роль семьи в воспитании ребенка. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.