На сегодняшний день разработано немало целевых государственных и региональных программ для пожилых. Так в Улан-Уде действует муниципальная целевая программа «Старшему поколению - почет и уважение» (2007). Цель проекта: поддержка общественного движения ветеранов города Улан-Удэ. Основными задачами программы являются: организация досуга, социокультурных, спортивно-оздоровительных мероприятий; охрана здоровья; сохранение и развитие преемственности поколений и др. Направления реализуемые данной программой:
- удовлетворение духовных потребностей пожилых граждан, потребностей в социализации;
- гражданско-правовое, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на идеалах героики Великой Отечественной войны, истории жизни старших поколений;
- формирование уважительного, внимательного отношения к старшему поколению через воздействие на массовое сознание, распространение методического материала по проблемам пожилых людей.
- оздоровление пожилых людей, профилактика заболеваний;
- развитие сферы услуг для лиц пожилого возраста.
В Иркутской области разработана «Муниципальная целевая программа «Старшее поколение» на 2009 год.
Цели программы:
- формирование взаимосвязанных организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом социально-демографической и социально-экономической ситуации;
- обеспечение единого культурного и информационного пространства, которое поможет решить проблемы разобщенности, одиночества и отсутствия общественной востребованности у людей преклонного возраста;
- привлечение общественных организаций к решению проблем людей преклонного возраста.
Задачи программы:
- решение проблемы организации общественного досуга людей преклонного возраста;
- обеспечение информированности населения о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
- развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг.
Программой предполагается способствование созданию единого пространства для граждан пожилого возраста, дополнительных условий для обеспечения уклада, качества и уровня жизни пожилых людей как многочисленного социально-демографического слоя населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке;
- обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей и способствовать достижению позитивных результатов по организации досуга граждан старшего поколения;
- привлечь внимание всего общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов[].
В России созданы институциональные структуры, которые осуществляют или могут, более активно осуществлять функции, способствующие реализации целей государственной социальной политики в отношении пожилых людей.
Развивая и совершенствуя службы социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты регионов проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома - интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
Особое место в организации социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения.
Так среди пенсионеров был проведен опрос. В данном опросе были выявлены очень важные показатели: вклад социальной службы в оказание различных видов помощи пожилым и доля тех, кому никто не помогает. В опросе участвовали люди из городской и сельской местности. Результаты приводи в таблице № 1.
Таблица 1. Вклад социальной службы в оказание различных видов помощи пожилым и доля тех, кому никто не помогает, в %
Населенный
пункт
Кто оказывает различные виды помощи
материальная помощь
моральная помощь
помощь во время болезни
помощь при покупках
помощь по дому
никто
соц- служба
Соц служба
Никто
соц слу
жба
город
15
36
14
21
35
27
44
43
32
село
25
11
33
34
12
Вклад социальных служб в оказание помощи пожилым составил не более 44% в городе (помощь при покупках) и не более 14% на селе. Это, к сожалению, говорит о лучшей организации работы социальных служб в мегаполисе и, вероятнее всего, нехватке трудовых ресурсов на селе [].
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Результаты проведенного опроса об образе жизни в пожилом возрасте являются очень показательными и достаточно полно характеризуют досуговые предпочтения пенсионеров [].
Вопросы следующие: «Часто ли Вы: 1) читаете; 2) смотрите телевизор; 3) слушаете радио; 4) говорите по телефону; 5) ходите в гости и принимаете гостей; 6) совершаете прогулки; 7) посещаете кино, театр, выставки; 8) занимаетесь любимым делом; 9) ходите в церковь?».
Выявлены предпочтения пожилых, ЧТО в структуре занятости в свободное время преобладает в порядке убывания значимости в выбранных для данного исследования населенных пунктах. В табл. 2 перечислены возможные варианты структуры свободного времени пожилого человека и место предпочтения в зависимости от места проживания.
Таблица 2. Свободное время пожилого, структура предпочтений, в %
Виды отдыха
Город
Село
Просмотр телепередач
68
64
Чтение
39
Радио
42
45
Прогулки
38
26
Любимое дело
24
Гости
20
Разговор по телефону
9
Посещение церкви
13
Посещение театров, выставок, кино
-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11