Рефераты. Зоогигиена содержания лошадей в условиях конноспортивного комплекса






Рассматривая устройство конюшни, следует более подробно остановиться на её основных составляющих.

Лучшим материалом для строительства конюшенных помещений в крупных хозяйствах является красный кирпич. Возможны и сооружения из круглого леса хвойных пород с заборкой бревен в кирпичные столбы или двутавровые стальные балки с обкладкой их кирпичом. Следует категорически отказаться от строительства любых коневодческих помещений из монолитного бетона и бетонных блоков. В холодное время года на стенах и перекрытиях, сделанных из этих материалов, появляется конденсат (капли воды, образующиеся от охлаждения теплого пара). Это повышает влажность в помещениях и отрицательно влияет на здоровье лошадей». (А.В. Парфёнов)

СТЕНЫ. «К стенам как к ограждающим конструкциям здания предъявляют следующие требования: они должны иметь достаточную прочность и устойчивость, обладать необходимыми тепло-, влаго- и парозащитными свойствами в соответствии с эксплуатационными и климатическими условиями, достаточной степенью огнестойкости, долговечности и экономичности». (А.Ф. Кузнецов)

«В северных и центральных районах для стен конюшни принята ширина не менее 20 см, в южных не менее 18 см.» (А.Н. Семин)

ПОТОЛКИ. Изолируют помещение от внешнего чердачного пространства, обеспечивают высокую степень теплозащиты, связывая между собой отдельные стены, повышают их устойчивость и пространственную жесткость всего здания. «Перекрытия должны быть прочными достаточно лёгкими, сухими, гладкими, водонепроницаемыми, жесткими и долговечными, огнестойкими и экономичными, обладать низкими теплопроводностью и воздухопроницаемостью» (А.Ф. Кузнецов)

Нормальное соотношение площади окон к площади пола 1:15. Это значит, что на каждые 15 кв. м пола приходится 1 кв. м стекла окон. Низ окон в конюшне должен отстоять от пола на расстоянии не менее 1,6-1,8 м. Оконные переплёты делают так, чтобы окна открывались наружу, причём в северных районах их делают двойными.

ПОЛЫ. «Большое значение для устранения сырости и соблюдения чистоты в конюшнях имеет правильное устройство полов. Зоогигиенические требования к полам в конюшнях сводятся к следующему: полы должны быть водонепроницаемыми, малотеплопроводными, не жесткими и не скользкими.

Наряду с зоогигиеническими, имеются еще технические и экономические требования; они заключаются в том, что полы в конюшнях должны строиться из местных, недефицитных материалов, быть возможно более дешевыми, прочными и не нуждаться в частом капитальном ремонте».

В условиях конноспортивного комплекса распространено денниковое содержание, как наиболее удобное для лошадей в условиях спортивного направления деятельности.

Основные нормативы при денниковом содержании предполагают, что высота конюшни -3 м. А ширина проходов (коридоров) следующая: в однорядной конюшне - не менее 2,2; м, в двухрядной - не менее 2,7 м. Высота дверей в денниках 2,4 м, ширина дверей не менее 1,2 м. Двери делают как открывающимися наружу в коридор, так и скользящими. Скользящие двери прикрепляются верхним и нижним краями к специальным желобам или навескам, по которым они и двигаются. Такие двери не занимают коридор при открывании и не травмируют лошадей. Высота перегородок между денниками 2,4 м. Перегородки делают сплошными снизу до высоты 1,4 м, а далее - из металлических решеток, жердевые, вальковые, сетчатые и т.п. с «пробелами» не более 60 мм, иначе лошадь, вставшая на дыбы, может застрять копытами в зазорах и травмироваться.

Размер денника для взрослой лошади должен быть не менее 3x3 м, оптимально 12 кв. м, а для ценных жеребцов-производителей - не менее 20 кв. м, Кормушки устанавливаются индивидуальные: шириной поверху 0,6 м, по низу - 0,4 м и высотой борта (глубиной) 0,3 м. От пола они должны быть на высоте 1-1,1 м. Кормушки в денниках из металла или дерева, обитого жестью, делают как угловые - длиной 1,2 м, так и выступающие в коридор на 0,1-0,15 м для того, чтобы засыпать зерновой корм, не заходя в денники. Наружные углы кормушек обязательно закругляют. Случается, что в конюшнях, где нет встроенных кормушек, зачастую овес или «кашу» высыпают лошадям прямо на подметенный пол или на подстилку. Однако это - прямой путь к заражению гельминтами. В таких условиях надо использовать небольшие пластмассовые тазы, которые легко вымыть после каждого кормления.

Дня сена при денниковом содержании наиболее часто применяют надверные решетчатые кормушки, навесные либо стационарные, а также плетеные рептухи, которые сегодня используют главным образом в походных условиях.

Индивидуальные автопоилки устанавливают на высоте от пола 0,9-1 м.

Значительную часть суток лошадь проводит в деннике и поэтому очень важно позаботиться о её комфорте для обеспечения полноценного отдыха и полного восстановления сил после тренировки. В деннике всегда должна быть чистая сухая подстилка (которая настилается из расчёта 3 кг в день на 10 м кв. пола). На протяжении дня денник 1 раз очищают (отбивают) от грязных частей подстилки и ещё 2 - 3 раза подбивают (убирают свежий кал).

Существует несколько видов подстилок, используемых для покрытия пола денников, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Традиционно популярной - и экономичной - является солома, и многие коневладельцы предпочитают использовать ее, потому что она, бесспорно, самая теплая, мягкая и легко пропускает влагу. Ее легко достать, хотя в дождливые годы она может стать дефицитом. Для лошадей лучше подходит пшеничная солома, которая не столь съедобна, как ячменная или овсяная, которые к тому же содержат остюки, что чревато попаданием в глаза или раздражением кожи лошади.

Еще одно преимущество соломы состоит в том, что от нее легче избавиться, чем от некоторых других видов подстилки: ее можно сжечь (в безопасном месте вдали от конюшни, сараев с сеном и т.п.) или заключить контракт на поставку в качестве компоста для шампиньонов. Основной недостаток соломы в том, что в ней может быть много пыли или грибных спор, вызывающих у некоторых лошадей аллергию, приводящую к респираторным заболеваниям. Это в свою очередь может сказаться на работоспособности лошади вследствие кислородной недостаточности. Первым признаком подобной проблемы является кашель.

После соломы наиболее популярными в наши дни, возможно, являются древесные опилки. При правильном обращении они обеспечивают чистоту и гигиену подстилки, которую лошади не едят. В опилках нет спор, и если в них нет и пыли, они являются хорошей альтернативой соломе для лошадей с любыми видами респираторных заболеваний. Однако у опилок тоже есть свои недостатки. От них трудно избавиться: они медленно перегнивают и их нельзя рассыпать по земле. Много весят мокрые опилки, особенно по сравнению с соломой. Кроме того, существует возможность попадания в них инородных тел, стекол, гвоздей или щепок, хотя с качественными опилками такого не случается. Опилки могут содержать химикаты, которыми обрабатывались деревья, и это может вызвать у некоторых лошадей раздражение кожи или заболевания копыт.

В отличие от соломы, в которой содержится воздух, опилки быстро спрессовываются. Поэтому подстилка из опилок не такая теплая, как соломенная, и на ней менее приятно лежать, кроме того, опилки подвижны, поэтому легко можно оказаться на голом полу.

Конопляная сечка сравнительно новый и совершенно натуральный продукт. Она особенно хороша для содержания лошадей с аллергией на пыль и, кроме того, исключительно гигроскопична: по этому показателю она в четыре раза лучше опилок и в двенадцать раз соломы. Первоначальная засыпка подстилки обходится дороже, чем любая другая, на средних размеров денник уходит около восьми мешков, но впоследствии ее использование очень экономично, так как в неделю достаточно добавлять от половины до одного мешка. При первоначальной засыпке подстилку следует полить водой из шланга или лейки, чтобы активизировать ее впитывающие качества.

Конопля накапливает жидкость в небольших комках в нижнем слое подстилки, примерно так же как наполнитель кошачьих туалетов. Верхний слой при этом остается сухим. Работы с такой подстилкой немного, так как вся уборка сводится к регулярному собиранию помета и выравниванию вилами верхнего слоя. Влажные комки рекомендуется убирать каждые пять-десять дней в зависимости от лошади. Конопляная подстилка удобна для использования по системе глубокой пропитки.

Еще одним крупным плюсом конопли является то, что она перегнивает в компост всего за пять - шесть недель и, следовательно, от нее легко избавляться. Единственным недостатком, помимо дороговизны, является ее текучесть (частицы меньше и мягче, чем опилки), в связи с чем довольно сложно соорудить валики вдоль стен.

Измельченная бумага почти совершенно свободна от пыли, поэтому часто применяется при содержании лошадей, страдающих от аллергии к соломе или респираторных заболеваний. Все более часто ее начинают использовать при содержании призовых лошадей, соревнующихся в многоборье и скачках, чьи легкие должны по возможности оберегаться от пыли. Бумага дешевле опилок, но, с другой стороны, она быстрее загрязняется, чем опилки или солома. Однако часто она изготавливается из печатных изданий и может оставлять пятна на шерсти лошадей, особенно серой масти, что приводит к дополнительным затратам владельца или конюха. Кроме того, в ветреную погоду трудно удержать на месте кучу загрязненной навозом бумаги.

Торфяной мох можно использовать для подстилки в тех местах, где его легко достать. Обычно он продается в пластиковых мешках. У него тоже есть свои сильные и слабые стороны. Он достаточно мягок, несъедобен, от него сравнительно легко избавляться. Но все же основное преимущество мха перед другими подстилками в безопасности: он не вспыхивает, как спичка, при пожаре. С другой стороны, он дорог, много весит, быстро промокает и слеживается, если его часто не перетряхивать и не убирать навоз, к тому же он темного цвета, поэтому трудно определить мокрые места» («Конный мир» №6 2007)

3. Уход за лошадьми

Кожа обладает защитными, выделительными, теплорегулирующими функциями и непрерывно осуществляет рефлекторную связь организма с внешней средой. Поэтому её необходимо содержать в постоянной чистоте, для чего следует проводить ежедневную чистку лошади.

Предметы для чистки лошадей

· волосяная щетка;

· скребницы (металлическая и резиновая) для удаления пыли из щёток и заклеек (склеившихся участков шерсти);

· шершавая и бархатная рукавицы или суконка;

· деревянный гребень или пластмассовая щетка-расческа для приведения в порядок челки, гривы и хвоста;

· закругленный пластмассовый либо металлический скребок для снятия с лошади пота после интенсивной работы или воды по окончании мытья или купания, можно применять и крепко скрученный жгут из соломы или сена;

· пылесосы с различными насадками для «выбивания» пыли и перхоти;

· недоуздок с чомбуром (чумбуром).

Чистить лошадей следует не в денниках, а в проходе конюшни; еще лучше - на улице у коновязи. При всех манипуляциях - чистке, массаже, работе с ногами и копытами, лечении и т.д. - обязательно привязывайте лошадь, как бы вы ей ни доверяли.

Перед чисткой на лошадь надевают недоуздок, выводят ее в коридор и ставят там на развязки, либо на улице привязывают к коновязи. В одну руку берут щетку, в другую - скребницу.

Многие начинают чистку лошади с головы, осторожно обхода глаза. Нащечные и суголовный (затылочный) ремни недоуздка отодвигают, чтобы вычистить и закрытые ими участки кожи сбоку и сверху за ушами. В ответ на мягкие, аккуратные движения щеткой лошадь охотно подставляет голову, не дергается и не пугается.

Следом за головой чистят шею, плечо, подгрудок, спину и грудь, живот, круп и по очереди обе левые конечности, затем - той же последовательности - правую сторону. Движения руки со щеткой - поступательные или круговые. Начальный взмах, направлен против шерсти, чтобы взбить пыль и перхоть, а вторичный - По шерсти с сильным нажимом, чтобы снять взбитые частицы и пригладить шерсть. После нескольких взмахов щетку очищают о зубцы скребницы, пыль и шерсть из которой периодически выбивают несильными ударами боковой поверхностью обо что-либо твердое (в кавалерии для этого применяли специальные деревянные колотушки).

Тщательно чистят не только открытые поверхности тела лошади, но и лоб под челкой, шею под гривой, нижнюю часть груди между передними ногами, внутреннюю поверхность бедер. Ежедневно следует обмывать теплой водой наружные половые органы лошадей и область ануса. Кобылам так подмывают вымя, загрязняемое секретом желез. Чистить ноги надо осторожно, чтобы не повредить сухожилия.

Челку, гриву и хвост чаще разбирают руками, расческой пользуются далеко не всегда. Расчесывание заменяют и специальные аз золи, после применения, которых волосы не сваливаются. При загрязнении их моют с мылом или шампунями, Летом на пастбище в длинных волосах лошадей запутываются колючки растений, волосы сбиваются в колтуны, поэтому уход за ними нужен ежедневный Лошади ряда пород, в основном тяжеловозных (шайрская, клейдесдальская, фризская и т.д.), отличаются сильной оброслостью конечностей - фризами, которые требуют дополнительного ухода.

В сырую промозглую погоду загрязненные ноги, низ живота хвост обмывают либо из шланга (во многих конюшнях для этого есть специальные моечные комнаты - «душевые»), либо тряпкой из ведра с теплой водой, а если и этого нет, то просто обтирают жгутом. Налипшие на копыта комья земли, пока они не засохли надо счистить хотя бы щепкой. Испачканную «обувь» лошадей - ногавки, кабуры, напятники и т.п., а также снятые с ног суконки и ватники моют и стирают, просушивают, чтобы в следующий раз использовать чистыми.

Для удаления остатков пыли и придания блеска лошадь обтирают бархатной рукавицей или влажной суконкой. Для придания особого блеска волосяному покрову и большей нарядности гриве и хвосту пользуются особыми гелями и шампунями.

Большинство лошадей, как и люди, любят купаться, хотя плавать нравится далеко не каждой. Однако спортивным лошадям плавание приносит несомненную пользу - оно является эффективным методом тренировок, щадящим ноги и нервную систему. Для купания лошадей и плавания используют как естественные водоемы с ровным невязким дном, таки бассейны. Температура воды должна быть не ниже 20 градусов. Но и при такой комфортной температуре купать разгоряченную или только что накормленную лошадь нельзя. Время нахождения животного в воде увеличивают постепенно, но оно не должно превышать 15 минут, водные тренировки можно проводить и дважды в день, но не насильно. Воду с мокрой лошади сначала сгоняют закругленным скребком или ребром ладони, а затем ее водят шагом до высыхания.

Конюшня должна быть не столько теплой, сколько сухой, как мы уже отмечали, и без сквозняков. Лошади к зиме обрастают густым волосом, поэтому даже минусовая температура для них не страшна. В теплых конюшнях шерсть у лошадей состригают, чтобы они быстрее обсыхали после работы и не простужались. Челку, гриву и хвост большинство конников не подрезают, а продергивают, добиваясь ровности волоса.

Стригут лошадей специальными электрическими или ручными машинками для стрижки животных. Для лошадей выработаны модельные стрижки: «чепрак», или «под попону», - шерстный покров оставляют на спине, пояснице и крупе, «вальтрап» - оставляют невыстриженной подседельную часть корпуса - такая стрижка называется также охотничьей, «чулки» - неостриженными остаются только ноги. Можно придумывать вариации стрижи» и по своему усмотрению.

Перед стрижкой лошадей тщательно вычищают, а для создания сложных орнаментов их контур наносят мелом (например, по краю надетого седла при охотничьей стрижке). Остриженные лошади в морозы и ветреную погоду работают под попонами; Затем в прохладной конюшне их обязательно меняют на сухие.

Расчистка: после расчистки перед работой и после работы копыта обследуют. Подошву и стрелочную борозду очищают от грязи и инородных тел специальным крючком для расчистки. Роговые стенки и подошву ежедневно один раз обмывают и чистят щеткой из щетины. Более частое мытье и чистка приводят к раздражению и набуханию роговой каймы и глазури. Если конечности моют, то потом их необходимо высушить, иначе вода будет скапливаться в щетке и путовом суставе и оттуда попадать в стрелочную борозду. Это способствует развитию гниения стрелки мякиша.

Неподкованным лошадям необходим тщательный уход за копытами. Подошву и копытную стрелку нужно ежедневно расчищать и обращать особое внимание на трещины белой линии. Скорость роста копытного рога зависит от свойств грунта и использования животного. Копытный рог неподкованных лошадей при работе на жестком грунте трескается, и это может привести к воспалению основы кожи копыта. Сначала лошадь наступает, как при асептическом пододерматите, и вскоре начинает сильно хромать. Повязки на копыта и освобождение от работы в течение 10 дней помогут улучшить состояние копыта или вообще устранить данное воспаление. При работе неподкованных лошадей на твердом грунте стирается в основном зацепный участок копытной каймы. Пятка становится выше, и ее необходимо регулярно срезать. Кроме того, каждые 4-6 недель необходимо расчищать копытную кайму, чтобы она не ломалась, тем самым предотвращая растрескивание копытного рога. На мягком грунте копытный рог стирается незначительно. В результате формируется большое, широкое копыто с косо поставленными роговыми стенками. При этом копытная кайма чаще растрескивается или даже отламываются куски роговой стенки, чем при правильных и узких копытах. Подошва особенно тонкая, поэтому при расчистке и обрезке необходимо удалять только отслоившийся рог, не повреждая при этом роговую стрелку и пяточные углы.

Копытная кайма неподкованных лошадей, особенно с широкими копытами, срезается больше, чем на копытах подкованных лошадей.

Ковка негативно влияет на копыто, поскольку часто проводится нерегулярно. Это негативное влияние необходимо уменьшать или сглаживать с помощью регулярного ухода за копытами.

* Ковка замедляет рост копытного рога.

* Рог зацепного участка копытной стенки стирается незначительно.

* Зацеп становится длинным, копытная кайма стирается на пятке.

* Участки копыт, на которые идет большая нагрузка, стираются в большей степени. Часто внутренняя пяточная стенка становится короче, чем наружная.

* При чрезмерном росте зацепа и стирании пятки искривляется ось пальца, на задний отдел копыта, суставы и сухожилия идет нефизиологическая нагрузка.

Коррекцию копыт и ковку необходимо проводить через каждые 4-6 недель. Если подкова теряет свою первоначальную форму: обычно она стирается либо на зацепной, либо на пяточной части, ее заменяют новой. Если подкова приблизительно сохранила свою форму, то после коррекции копыта и подгонки ее можно снова использовать (повторная ковка).

Подкованные копыта ежедневно осматривают, чтобы удостовериться, что подкова еще прочно держится, не образовалось ли трещин, что подкова не вросла в копытную кайму и не пора ли снова ковать лошадь. Отесавшиеся и скошенные шипы необходимо регулярно менять. Выкручивающиеся шипы необходимо снимать перед постановкой лошади в денник после работы» (Ханс-Дитер Кёрбер).

Уход за лошадьми в условиях конноспортивного комплекса осуществляет специальный персонал - это конюхи и берейторы-коноводы. В зависимости от нагрузки и физического состояния лошади могут наниматься дополнительные сотрудники.

Старший конюх организовывает уборку конюшни, следит за бесперебойной доставкой подстилки и утилизацией навоза (информирует о необходимости убрать или привезти начкона).

Ему подчиняются все конюха, он выбирается из дневных конюхов, обычно самый старший и авторитетный, так же обязан работать конюхом наряду с остальными. Необходимо помнить, что по нормативам на одного конюха при денниковом содержании с ежедневной чисткой должно быть не более 10 лошадей, без чистки 15. Следить за рационом, информировать конюхов об его изменении у отдельных лошадей. Следит за инструментом для уборки конюшни и кормления лошадей.

Конюх приходит на работу в 8 часов, помогает, вывести лошадей гулять, если есть возможность, далее идёт отбивка денников на 100% - уборка, обычно, она заканчивается к обеду, чистка лошадей, привоз суточной нормы кормов на конюшню - остаётся только дежурный конюх, который занимается кормлением до вечера и дежурством по конюшне.

2. Не материально обязанное лицо, только подписывает инструкцию по технике безопасности, обязан помогать ветврачу при необходимом фиксировании лошадей, при профилактических мероприятиях, разгрузке и погрузке кормов и пр.

3. Не имеет права пускать без пропуска на территорию конюшни посторонних людей.

Ночной конюх осуществляет дежурство в ночное время суток, последнее кормление, и первое, а так же поверхностная уборка денников, имеет право в любое время ночи найти ветврача и начкона по необходимости.

Берейтор - коновод - обычно, прикреплён к одному спортсмену, непосредственное подчинение только ему, по просьбе других спортсменов, и при отсутствии работы может помогать. Обычная нагрузка 5-10 голов. В обязанности входит: ежедневная чистка до работы и зачистка, и замывка после неё, разминка лошадей, по схеме, предложенной спортсменом. Седловка лошади, бинтование и т.д., После работы, разогревающие или охлаждающие попоны» (Интернет-журнал «коневодство»).

4. Гигиена тренинга

Сохранение здоровья, а увеличение срока работоспособности лошади возможно лишь при соблюдении правил гигиены ее эксплуатации.

Нельзя допускать отрицательных последствий нерациональных нагрузок, т.е. переутомления лошади на тяжелых работах. Объективным критерием ее состояния служит температура тела. Нужно только не забывать что температура тела у работающей лошади несколько повышается. У лошади, находящейся в покое, она колеблется в пределах 37,5-38,5°С. Если у работающей лошади температура тела повышается до 39°С, то ее состояние можно считать хорошим. Однако повышение температуры до 40°С и выше свидетельствует об отклонении от нормы и требует принятия срочных мер: прекращения работы и клинического обследования животного в целях исключения болезни. Следует отметить, что перегрузка тяжелой работой также может сопровождаться повышением температуры тела. Поэтому лошадям нужно предоставлять работу, соответствующую их здоровью, упитанности и работоспособности.

Очень важно внимательно следить за работой лошади, чтобы своевременно заметить признаки начавшегося утомления и вовремя изменить или прекратить работу. Продолжительность рабочего дня лошади обычно 10-12 ч, из которых на полезную работу затрачивается 8-9 ч. Целесообразно после каждых 50 мин работы предоставлять лошади 10 мин отдыха. На транспортных работах через каждые 20 км делают остановку на 2 ч для кормления лошади. При поездке порожняком после 1-2 км рыси дают лошади пройти 0,5-1 км шагом. В период напряженных работ не реже 1 раза в неделю лошади предоставляют на сутки отдых» (А.Ф. Кузнецов).

Максимальную работоспособность лошадь может проявить с полным сохранением здоровья при хорошо пригнанной сбруе. Упряжь, не соответствующая размерам и экстерьеру лошади, может стать причиной травматизации (нагнеты, наминки, потертости и пр.). По этому вопросу подбора и пригонки сбруи, а также правильности запряжки надлежит уделять самое пристальное внимание.

Самыми часто используемыми предметами амуниции являются седло и оголовье. Седло подбирается индивидуально для каждой лошади. Седло, как приспособление для верховой езды известно, с начала I тысячелетия до н.э. В древности это были мягкие седла или попоны, которые закреплялись на лошади при помощи хвостового и нагрудного ремней. Седла с жесткой основой появились лишь в раннем Средневековье. Традиционно седло покрывают свиной кожей. Сегодня некоторые седла изготавливают из синтетических материалов, что значительно дешевле. Существуют специальные седла для разных дисциплин: выездки, конкура, троеборья. Самым удобным и универсальным является обычное спортивное седло английского образца. Седло следует содержать в чистоте, протирать его влажной суконкой после каждой седловки, хранить в сухом проветриваемом амуничнике. Оголовье подбирается индивидуально для каждой лошади. Особое внимание здесь следует уделять трензелю, он должен быть гладким и идеально подходить по размеру рту лошади.

Перед отправкой лошади должны пройти установленный карантин и все необходимые ветеринарно-санитарные обработки. В день отправки лошадей осматривают ветврачи, и животных с признаками заболеваний отстраняют от погрузки.

Каждый вид транспортировки имеет свои особенности, поэтому сопровождающие лошадей лица должны быть соответствующим образом проинструктированы.

Транспортировка лошадей по железной дороге. Перед погрузкой лошадей вагоны, намеченные для их перевозки, осматривают ветврач с представителем хозяйства-отправителя и ветврач железнодорожной станции.

Вагоны следует предварительно промыть и продезинфицировать. В стенах вагона не должно быть торчащих гвоздей или других острых предметов.

Для транспортировки лошадей заблаговременно нужно заготовить оборудование из досок или гладких жердей. Для каждой помощи делают кормушку, желательно съемную. Для сена лучше всего использовать в дороге специальные сетки - рептухи.

Тренер заранее намечает план расстановки лошадей, исходя из индивидуальных особенностей их характера и пола. Жеребцов необходимо грузить отдельно от кобыл.

В вагон типа «пульман» можно загрузить до восьми лошадей, по две в четыре ряда, но в этом случае затруднен подход к лошадям и остается мало места для размещения имущества, фуража и для самих проводников. Лучше в один вагон грузить шесть лошадей, по две у задних стенок вагона и по одной впереди них.

Лошадей в железнодорожные вагоны грузят со специальных платформ или погрузочных площадок. Необходимо иметь деревянный трап шириной 2 м со специальными крючками для сцепления с вагоном, а если он имеет боковые откосы, то его ширина может быть 1,2-1,4 м. Трап прижимают дверью вагона, а по бокам его можно положить по кипе прессованного сена. Сначала заводят одну за другой двух лошадей, которые должны стоять у задней стенки вагона. Поставив их рядом головой к стенке, одновременно начинают поворачивать в одну сторону, сбоку лошадь, оказавшуюся при этом с наружной стороны. Поставив лошадей рядом головой к выходу, закрепляют грудную перекладину, а затем разделяют их продольной перекладиной. Укрепив доски или жерди, лошадей привязывают к грудной перекладине и продолжают погрузку другой пары к противоположной стенке вагона. Затем обе пары лошадей отгораживают еще одной поперечной перекладиной, которая будет служить задней стенкой для впереди поставленной лошади.

Заведя поочередно двух лошадей, их ставят напротив друг друга у стенки вагона, противоположной входу. Каждую лошадь также отгораживают грудной и продольной перекладинами, а на свободное пространство вагона грузят корма, снаряжение и другое имущество.

Во время погрузки нельзя шуметь, так как лошади, попав в необычную обстановку, нервничают и волнуются. Если какая-нибудь, особенно молодая, лошадь не хочет идти в вагон, надо использовать принцип сигнальной преемственности, то есть вводить ее за старшей и более спокойной лошадью. Лишь, в крайнем случае, следует втягивать лошадь в вагон с помощью веревки или ремней, охватывающих заднюю часть ее крупа.

Лошади в вагоне должны стоять на недоуздке и в специальном ошейнике («удав»), снабженными крепким веревочным чумбуром.

Если известно, что лошадь в пути бьет задними ногами, то ее ставят в передний ряд, чтобы она не набила пипгак (утолщение задней части скакательного сустава).

Лошадей сопровождают два человека, которым запрещается одновременно покидать вагон во время остановок. В каждом вагоне должен быть запас воды в бидонах или бочке. Распорядок кормления и поения остается таким же, как и в хозяйстве, лишь уменьшают дачу концентратов до 3 кг. В дороге к овсу обязательно нужно примешивать смоченные отруби, до 1 кг в день. Сена дают 8-10 кг.

Лошади легко простужаются, поэтому надо следить за тем, чтобы окна были открыты с той же стороны, на которой открыты и двери. Вообще во время движения поезда лучше всего окна вагона держать закрытыми, оставив лишь немного приоткрытой дверь. В пути нельзя поить лошадей холодной водой, особенно в жаркое время года. Если же вода холодная, то в ведро надо сверху положить немного сена и лошадь будет пить небольшими глотками. В холодное время года лошадей в вагоне накрывают попонами. Ежедневно проводят массаж туловища и конечностей с помощью жгута из соломы или сена.

Для предохранения конечностей от травм используют ватники с бинтами и ногавки, но в этом случае 2-3 раза в сутки их снимают и массируют область сухожилий. Для уборки навоза пользуются не вилами, а лопатой и специальным деревянным скребком.

Обычно большую группу лошадей сопровождает ветеринарный врач, который следит за их состоянием в пути и при необходимости оказывает первую помощь заболевшим животным. Если же ветврач не сопровождает лошадей, то тренер или старший проводник обязан о заболевшей лошади поставить в известность железнодорожного ветеринарного врача на первой же станции.

По прибытии на станцию назначения тренер обязан организовать их выгрузку, предварительно убедившись в наличии подготовленной к приему лошадей конюшни. Если до конюшни относительно далеко, то на лошадей в вагоне надевают уздечки и седла, а затем поочередно выводят их по трапу на платформу. При выгрузке следят за тем, чтобы лошадь выводили по трапу прямо, а не насквозь, так как она может сорваться с него и нанести себе травму. После выгрузки на лошадь подсаживают ездока, который на ней шагает в ожидании выгрузки остальных. Затем группу лошадей отправляют в конюшню, где их размещают в денниках, расседлывают, делают массаж жгутом и наконец снимают уздечку. Лошади после дороги начинают валяться в деннике на свежей подстилке, поэтому надо следить, чтобы они не «завалились».

Транспортировка лошадей автотранспортом. Автотранспорт - очень удобный вид перевозки животных, так как позволяет доставлять их из хозяйства в хозяйство прямо от конюшни до конюшни. При этом время на доставку лошадей даже на большие расстояния (более 1 тыс. км) значительно уменьшается по сравнению с железнодорожным транспортом. Это очень важно при гастрольных поездках на соревнования и особенно на международные. Так, если транспортировка лошадей из Москвы в западноевропейские страны по железной дороге занимает 8-10 дней, то специальным автобусом - 3-4 дня. При этом в пути лошадям можно сделать проводку.

Перевозку лошадей на относительно короткие расстояния (до 50-200 км) последние годы практически проводят лишь автотранспортом. Специальные автобусы, вмещающие 5 - 6 лошадей, используют и для доставки животных на тренировки. Например, Центральный Московский ипподром летом перевозит высококлассных лошадей для плавания на Москва-реку. В некоторых странах многие владельцы скаковых лошадей возят их для резвых работ на близлежащие ипподромы, в то время как остальные тренировки проводят в хозяйстве.

Перевозить лошадей можно не только в спецавтобусах, но и в оборудованных грузовых машинах. В этом случае с помощью специальных съемных деревянных щитов наращивают передний и боковые борта машины до 2,2 - 2,5 м. На расстоянии 50 - 70 см от передней стенки на высоте 1,2 - 1,3 м укрепляют поперечный брус, желательно круглый и без сучков, двух лошадей, размещенных в грузовой машине, разделяют перегородкой. Лучше, если она будет глухой, но можно пользоваться продольной перекладиной, как это делают при перевозке в железнодорожных вагонах. Желательно иметь в машине и относительно высокую (до 1,5-2 м) заднюю стенку, к которой крепится продольная перегородка. Лишь, в крайнем случае, допускается задняя поперечная перекладина без глухой перегородки. Во избежание несчастных случаев пол кузова машины делают двойным. Грузят лошадей со специальной площадки при открытом заднем борте, при этом надо обязательно закрыть щель между полом кузова и задним бортом доской или деревянным бруском. При оборудовании грузовой машины под перевозку лошадей следует кузов накрыть брезентом, хорошо натянув и укрепив его. Летом при хорошей погоде на короткие расстояния лошадей можно перевозить и в не накрытой брезентом машине. При выгрузке лошадей снимают задний щит или перекладину, затем убирают продольную перегородку, и два человека, держа коротко повод недоуздков, одновременно поворачивают животных в одну сторону. Развернув лошадей в кузове, их сразу поочередно выводят из машины.

Во многих странах созданы разные типы спецавтобусов для лошадей, в некоторых из них животных располагают не вдоль, как обычно, а поперек кузова. В таких машинах многих лошадей укачивает, и они менее пригодны для перевозок на длинные расстояния, тем более что доступ к лошадям при таком расположении их крайне ограничен.

При перевозке лошадей автотранспортом нельзя допускать сквозняков, особенно в жаркое время года. Во время остановки следует открыть двери, дать лошадям несколько остыть и только после этого поить их теплой (но не холодной) водой. Во время перевозки на длинные расстояния (2 - 3 дня) лошадям дают 2-3 кг овса, 2 кг отрубей и 7-8 кг сена в день. Поить и кормить концентратами следует 3 раза в сутки в те же часы, что и при обычном распорядке дня. Если можно во время стоянки организовать проводку лошадей, то ее делают в течение 30-40 мин. За это же время очищают стойла от навоза и проветривают автомашину или полуприцеп.

Если во время транспортировки у лошади появятся признаки заболевания (отказ от корма, общее угнетение), необходимо срочно, прежде всего, измерить температуру, применить сердечные средства и т.д. Если лошадей не сопровождает ветеринарный врач, то следует обратиться за помощью в ближайшую районную или городскую ветлечебницу по пути следования

Заключение

Итак, в заключение данной работы следует отметить важность соблюдения зоогигиенических требований и санитарных норм. В условиях конноспортивного комплекса их соблюдение особенно важно, поскольку именно зоогигиеническими аспектами диктуется режим и внутренний распорядок не только конюшни, но и всей организации, именно эти аспекты влияют на работу персонала и руководства комплекса, а несоблюдение таковых ведёт к сбою рабочего процесса. Нарушение здоровья лошадей, как физиологического, так и психологического, является причиной этого сбоя.

Таким образом, видна причинно следственная связь между работой конноспортивного комплекса и его структурой, здоровьем лошадей и их уходом.

Я в своей работе отобразила основные зоогигиенические аспекты наиболее важные в работе конноспортивного комплекса, а так же условия содержания лошадей и структуру организации тесно взаимосвязанные в конноспортивном комплексе.

Библиографический список

1. Герасимов А.Е. «лошади разведение и уход» Москва 2004 «Вече»

2. К.Л. Жучкова «чистка лошади» // конный мир 2006 // №7/стр. 45

3. К.А. Клочкова «подбор персонала» // Интернет журнал коневодство // №1/ www.konevodstvo.ru

4. А.Ф. Кузнецов «гигиена содержания животных» Санкт-Петербург 2004 «Лань»

5. Т.К. Ливанова М.А Ливанова «всё о лошади» Москва 2002 «АСТ-ПРЕСС СКД»

6. П.В. Ноздрачёва «Новый КСК» // конный мир 2007 // №2/ стр. 27.

7. А.В. Парфёнов «Лошади» Москва 2002 «народное творчество»

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.