Рефераты. Введение в агрохимию






Введение в агрохимию

ФГОУ Пензенский государственный сельскохозяйственный техникум

Реферат

по агрохимии на тему:

«Введение в агрохимию»

Выполнил: студент 2 курса

Ищенко М.В.

Проверила: преподаватель

Скорченкова В.И.

Пенза, 2010 г.

Содержание

1. Понятие об агрохимии, ее целях и задачах

2. Объекты агрохимии и основные методы их исследования

3. Связь агрохимии с другими науками

Заключение

Список литературы

1. Понятие об агрохимии, ее целях и задачах

В период интенсивной химизации земледелия с каждым годом применяются все большие объемы минеральных и органических удобрений. В сельскохозяйственную практику внедряются прогрессивные технологии возделывания культур, а также возрастает комплексная антропогенная нагрузка на почву. Поэтому важно не только получать высокие урожаи культур, но необходимо также знать, какое влияние окажут средства химизации на биологические свойства почвы и экологическую обстановку в ней.

Агрономическая химия является современной научной основой применения удобрений. Она охватывает главнейшие вопросы химии в сельском хозяйстве и вместе с химической защитой растений является основой химизации земледелия. Ведь органические и минеральные удобрения представляют собой сильное средство воздействия на почву (ее химические, физические и биологические свойства) и растения - их питание, рост и развитие, устойчивость к неблагоприятным условиям, урожай и его качество.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что не менее половины прироста урожая сельскохозяйственных культур получают за счет применения минеральных удобрений, на 14% увеличиваются валовые сборы продукции земледелия благодаря использованию химических средств защиты растений.

В самом кратком определении агрохимия - это наука, изучающая питание растений и применение удобрений в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Агрохимия предусматривает также вопросы повышения плодородия почв.

Современное определение этой науки можно дать так: Агрохимия - наука о химических и биохимических процессах в растениях и среде их обитания, а также о способах химического воздействия на эти процессы с целью повышения плодородия почвы и урожая с.-х. культур. Отдельные её разделы неразрывно связаны с физиологией растений, химией, биохимией, почвоведением, микробиологией, земледелием и растениеводством.

Многие приемы агрохимии, например, применение ряда органических удобрений, вошли в практику земледелия в глубокой древности и описаны еще в 1 в. н.э. Как наука агрохимия сформировалась лишь в 19 в., когда сложились основные представления о том, из чего состоят, чем и как питаются растения. Как вехи на пути становления агрохимии обычно отмечают опыты Я. Б. ван Гельмонта (1634), осветившие роль воды в питании растений, а также высказывания М.В.Ломоносова (1753) и А.Лавуазье (1761) о воздухе как источнике питательных веществ, вскоре подтвержденные опытами Дж. Пристли, Я. Ингенхауза, Ж. Сенебье и Н. Соссюра, показавшими, что растения поглощают из воздуха СО2; и выделяют О2; и что это связано с фотосинтезом.

Наиболее трудным оказался вопрос о корневом питании растений. Представления о том, что растения поглощают из почвы минеральные соли (Б. Палисси, 1563; А. Лавуазье, 1761; А. Т. Болотов, 1770), долгое время наталкивались на сопротивление сторонников так называемой гумусной теории питания растений (И. Валериус, 1761) и окончательно утвердились лишь в 19 в. после работ Ж. Буссенго (1836) и Ю. Либиха (1840) и особенно после разработки метода гидропоники (В. Кноп, Ю. Сакс, 1859), в котором растения выращиваются без участия почв. Большую роль в становлении агрохимии сыграли Ж. Буссенго и Ю. Либих. Первый развил представления о круговороте веществ в земледелии, роли азота в питании растений, разработал методологию агрохимических исследований. Второй обосновал теорию истощения почв вследствие выноса питательных веществ растениями и показал необходимость возврата этих веществ в виде минеральных удобрений. Связь агрохимии с микробиологией была обоснована Г. Гельригелем (1886) и С. Н. Виноградским (1893), выяснившими роль азотфиксирующих бактерий в природе и земледелии.

Становление отечественной школы агрохимии связано с именами М.Г.Павлова, А. Н. Энгелыардта, Д.И.Менделеева, К. А. Тимирязева, П. А. Костычева, Д. Н. Прянишникова, П. С. Коссовича, К. К. Гедройца и др., внесших существенный вклад в агропочвоведение и науку об удобрении почв. В послереволюционный период их работы продолжила плеяда советских агрохимиков во главе с Д. Н. Прянишниковым.

Основоположник научной школы в агрономической химии выдающийся агрохимик Дмитрий Николаевич Прянишников в простой и доходчивой форме представил содержание этой науки. Он изобразил ее в виде треугольника, по вершинам которого написаны основные объекты агрохимии: растение, почва, удобрение. Каждая из вершин соединена противоположно направленными стрелками с двумя другими (см. рисунок).

Стрелки означают взаимодействие: растение взаимодействует с почвой и удобрением, почва - с растением и удобрением, удобрение - с почвой и растением. Агрохимия исследует процессы взаимного влияния этих трех систем, результатом которых является урожай; высота и состав его определяются условиями взаимодействия.

При взаимодействии растения и почвы последняя оказывает влияние на растение содержащимися в ней элементами питания, но и растение в свою очередь поглощением питательных веществ, корневыми выделениями, отложением органических остатков, механическим и биохимическим воздействием оказывает влияние на почву, изменяет ее свойства.

Удобрение является сильным средством изменения в растении характера обмена веществ и всех жизненных процессов, но в то же время физические и химические свойства удобрения изменяются под воздействием растения. Точно так же при взаимодействии почвы и удобрения, с одной стороны, изменяются свойства почвы, ее кислотность или щелочность, содержание питательных веществ, деятельность микроорганизмов и т. п., а с другой стороны, под влиянием почвы в удобрении изменяется растворимость и доступность растению элементов питания, их концентрация под влиянием вымывания или превращения в труднорастворимые соединения и т. д.

Д.Н. Прянишников в своем определении понятия «удобрение» указывал, что оно может содержать пищу для растений, усиливать мобилизацию питательных веществ в почве, повышать энергию жизненных процессов в ней и изменять свойства самой почвы.

Задача науки состоит в том, чтобы по возможности управлять этими условиями и давать соответственные рекомендации практике с учетом вида и даже сорта культуры, ее физиологических особенностей, свойств данной почвы, определяющих ее плодородие, природы действия конкретных удобрений на эту почву, и взятое для возделывания на ней растение. При этом наука вскрывает те принципиальные закономерности процессов, знание которых позволяет предвидеть их течение в обстановке, создающейся в результате различных комбинаций условий действия удобрений.

Знание этих закономерностей и помогает специалисту разработать правильное решение вопроса в каждом конкретном случае. Только при таком подходе к делу применения удобрений они становятся могучим фактором влияния и на почву, и на растение.

Таким образом, агрохимия изучает взаимоотношения между растением, почвой и удобрениями в процессе питания сельскохозяйственных культур.

Главная задача агрохимии по определению ее выдающегося представителя Д. Н. Прянишникова - изучение круговорота веществ в земледелии и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожай или изменять его состав. А с учетом современного состояния науки - управление круговоротом и балансом химических элементов в системе «почва - растение».

Задача агрохимика состоит в определении точных параметров круговорота всех биогенных элементов с учетом зон выращивания и специфики различных сельскохозяйственных растений и их сортов при заданных уровнях продуктивности. Цель - создание наилучших условий питания растений.

Главным способом вмешательства в этот круговорот является применение удобрений. Без них невозможно направлять процессы питания растений, изменять качество урожая и влиять на почвенное плодородие. Внесение минеральных удобрений позволяет вводить в круговорот веществ в данном хозяйстве новые количества элементов питания растений, а использование навоза и прочих отходов - повторно утилизировать элементы, уже входившие в состав предыдущих урожаев, выращенных на территории хозяйства.

Круговорот каждого из элементов питания растений имеет своеобразные черты. Важно отметить, что приход того или иного элемента в почву с удобрениями и расход его с урожаем осложняются целым рядом других процессов: потерей питательных веществ из-за выщелачивания за пределы почвенного профиля или даже в грунтовые воды, улетучивания в атмосферу, а также вследствие ветровой и водной эрозии почвы.

Вместе с тем некоторые элементы поступают в почву из атмосферы с осадками и благодаря жизнедеятельности микроорганизмов (азот). Кроме того, сильное влияние оказывает дальнейшая судьба урожая: вещества, входящие в состав его товарной части, продаваемой на сторону, уходят за пределы хозяйства, в то время как элементы, составлявшие нетоварную массу, используемую на корм и подстилку животным, в значительно большей степени возвращаются на поля с навозом. Отсюда ясно, что заботе о введении в круговорот веществ элементов, удаляемых с товарной продукцией, в агрохимии уделяется гораздо больше внимания, чем

элементам, полнее возвращаемым в почву после использования нетоварной массы.

Крайне существенно и то, что содержание в почве различных элементов питания растений далеко не одинаково, а это, в свою очередь, не может не влиять на баланс питательных веществ, складывающийся в итоге их круговорота в хозяйстве. Следовательно, как изучение, так и в особенности управление круговоротом веществ, представляет нелегкую задачу.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.