Рефераты. Возникновение парковых ансамблей






Детские парки можно создавать и на обособленных территориях, в парках для взрослых или на специально отведенных участках. Основным ядром парка должна быть зона развлечений и аттракционов. Как и в других парках, в планировке детских парков большое значение имеет правильный баланс территорий и число деревьев и кустарников на единицу площади. По нормам под насаждения рекомендуется отводить 60-70 % территории, а под площадки и дорожки 27--30 %.

Номенклатура и количество зданий, площадок и прочих сооружений, необходимых для проведения многообразной культурно-просветительной и физкультурной работы, определяются, прежде всего, размерами участка, отведенного для данного парка.

К числу наиболее посещаемых для кратковременного и длительного отдыха пригородных и загородных природных массивов относятся зоны отдыха, создаваемые в крупнейших городах. Особенно возросла посещаемость зон массового отдыха в связи с ростом числа личных автомобилей и развитием сети массового пассажирского транспорта. Так, по данным Института генерального плана г. Москвы, в выходные дни в зоны массового отдыха выезжает '/з населения города. [2, c. 241]

Зоны массового отдыха размещаются в радиусе 25--150 км от границ города в наиболее благоприятных по своим природным качествам местах пригородных территорий, в большинстве случаев в лесных массивах и на берегах больших водоемов. Для сохранения природы надо, чтобы количество посетителей зеленых массивов в зонах массового отдыха не превышало 10 чел/га, в местах массового скопления (на пляжах и т. д.)-- 30 чел/га.

В зонах массового отдыха могут размещаться: пляж, база отдыха, авто-, мото- и велостанции, лесные сторожки, пункты рыбной ловли, дом однодневного отдыха, база однодневного отдыха, лагерь отдыха, отель-пансионат, спортивная база (спортивный клуб) санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. При большом количестве возможных планировочных решений зон массового отдыха можно выделить основные положения, которые необходимо учитывать при проектировании этих объектов озеленения. По наиболее живописным местам прокладывают автомобильные и пешеходные дороги, составляющие маршруты определенной протяженности. Различные объекты размещают на территории так, чтобы с ними была наиболее удобная связь.

При планировке объектов озеленения большое значение имеет установление количества людей, посещающих различные объекты зон массового отдыха. Эти показатели являются ориентировочными и могут изменяться в зависимости от природных условий данной зоны, ее размеров, удаленности от города. [1, c. 23]

Лесопарк - это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

В архитектурно-планировочном отношении города (городской системы, агломерации) лесопарк - это один из основных элементов зеленых и пригородных зон. Лесопарк отличается от леса по использованию, структурному построению и хозяйственной деятельности. Все мероприятия в лесопарке направлены на повышение санитарно-гигиенических, эстетических достоинств территории; получение древесины имеет второстепенное значение. В то же время в лесопарке проводятся лесоводственные мероприятия (рубки ухода и формирования, санитарные рубки, лесопарковые посадки различных типов и так далее).

Размещение озелененных территорий и лесопарковых массивов в системе озеленения города может быть равномерным или неравномерным, кольцевым, клиньями, полосами и так далее. Для лучшей организации отдыха населения в пригородных условиях их леса соединяются с городскими парками. Примером подобного решения служат леса природного Государственного национального парка Лосиный Остров, примыкающие к Сокольническому парку культуры и отдыха столицы.

В связи с интенсивным освоением новых территорий под застройку некоторые лесопарки оказались в окружении жилой застройки, что обусловило высокую нагрузку посетителей на лесопарки. Из-за этого такие лесопарки постепенно превращаются по характеру использования в парки районного либо городского значения. [4, c. 58]

По своему историческому и социальному значению особое место занимают Мемориальные парки. Во многих из них размещают мемориальные сооружения - исторические памятники культуры и архитектуры, скульптурные комплексы и так далее.

Среди мемориальных парков особого внимания заслуживает большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина», созданный в с. Шушенском. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедная - площадью 1847, лесопарковая - 1609 и лесная - 810 га.

Особенно много мемориальных парков было создано после второй мировой войны, среди них и парки победы. В 1945 г. в честь победы, одержанной в Великой Отечественной войне, в Ленинграде был заложен московский парк Победы. В планировке парка сочетаются регулярные и пейзажные приемы. От главного входа с Московского проспекта в глубь парка ведет центральная аллея партерного типа, которая подразделяется на различно оформленные участки, образующие анфиладу парадных площадей. Вдоль аллеи установлены скульптурные портреты дважды Героев Советского Союза -- уроженцев Ленинграда. На центральной площади этой аллеи намечено воздвигнуть монумент Победы. В остальной части парка применяют пейзажные приемы. В парке размещены спортивные площадки и различные культурно-просветительные сооружения.

Большое место в системе мемориальных парков занимают парки Дружбы. Мемориальный парк Дружбы в Москве, расположенный в северной части города, недалеко от Химкинского водохранилища, заложен 1 августа 1957 г. в дни Международного фестиваля молодежи. Для каждой страны-участницы фестиваля был выделен специальный участок, на котором представители этих стран посадили деревья. Таких участков было 72 (на площади 17 га при общей площади парка 89 га). Оставшиеся на территории карьеры бывшего кирпичного завода превращены в водоемы. В центре парка заложен монумент «Дружба народов». Живописная планировка территории и набор необходимых парковых сооружений обеспечивают возможность использования парка для отдыха населения прилегающих жилых районов. В то же время парк имеет и общегородское значение.

Отдельную группу мемориальных парков составляют парки в местах, связанных с именами великих писателей, музыкантов, поэтов. Среди них особое место занимает мемориал А. С. Пушкина -- Пушкинский государственный заповедник в Псковской обл. На территории заповедника площадью 700 га находятся села Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкина горка и музей «Святогорский монастырь». Центр заповедника -- с. Михайловское со старинной усадьбой, расположенной на холме над р. Соротью с примыкающим к ней парком, переходящим в сосновый бор. Парк был заложен в конце XVIII в. Аллея из 200-летних елей 30-метровой высоты подводит к дому, а к пруду ведет «Аллея Керн», обсаженная липами. Особую выразительность пейзажу с. Михайловского придает оз. Маленец. Парк с. Тригорского с прудами больше Михайловского парка. Это типичный усадебный парк второй половины XVIII в. Его планировка решена с учетом холмистого рельефа. На краю крутого обрыва р. Сороти в тени вековых дубов и лип стоит «Скамья Онегина».

В центре парка «зеленый танцевальный зал» -- площадка, окруженная вековыми липами. От нее горбатый мостик ведет к «солнечным часам» -- 12 посаженным по кругу дубам с высоким остроконечным столбом в центре. На этом же участке парка на насыпном холме стоит 400-летний дуб. В 4 км от с. Михайловского находится с. Петровское, где разбит парк регулярной планировки. В 5 км к югу от с. Михайловского -- Пушкинские Горы и на высоком холме -- Святогорский монастырь. [2, c. 540]

Крупные комплексы спортивных сооружений обычно формируют в виде парков. Иногда спортивные сооружения размещают в парках культуры и отдыха. Так, стадион на 100 тысяч мест построен в парке С. М. Кирова в Санкт - Петербурге.

Глава II. Образное наполнение парковых композиций

2.1 Структура парковых композиций

Постоянное обновление понятия "парк" стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении. Возможно, именно благодаря реализации многочисленных масштабных проектов новых парков, в Европе ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра самого "языка" формообразования. Произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Но при этом неизменным остаётся стремление постоянно расширять набор средств, помогающих добиться образной выразительности. Идет поиск оригинальных идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект и одновременно сохраняют функциональный смысл паркового пространства. [5, c. 125]

Во Франции нетрадиционный подход к использованию природных материалов в построении парковых композиций имеет глубокие исторические корни. Во многих французских садово-парковых композициях привычные природные элементы издавна использовались весьма оригинально и выступали в новом, повышающем эмоциональное воздействие качестве. Яркий пример - один из наиболее известных парков при замках в долине Луары - парк в Вилландри (XVI век). Сад овощных культур и аптекарский сад в парке Вилландри позволили совершенно по новому взглянуть на эстетические возможности тех материалов, которые долго оставались "в тени" при создании ландшафтных композиций из растительных форм.

И сегодня наиболее динамично подходы к ландшафтной организации современных парков обновляются в Париже, справедливо называемом "лабораторией парков XXI века". В этом городе были проведены крупные международные конкурсы, посвященные проектированию парковых объектов. Такая практика позволила получить на рубеже нового тысячелетия концентрированное выражение наиболее авангардных идей в области ландшафтного дизайна.

На этом фоне, наверное, одним из наиболее заметных упущений в практике современного паркостроения в Санкт-Петербурге остаётся отсутствие каких-либо попыток нетрадиционно интерпретировать пластические возможности природных материалов. Парки последних десятилетий в городе на Неве, такие как Южно-Приморский, парк Городов-героев, Парк 300-летия Санкт-Петербурга по своему замыслу свидетельствуют о "кризисе жанра". А точнее - об отсутствии зримых намерений отойти в сторону от ранее известных подходов к организации паркового ландшафта и найти обновлённую трактовку компонентов природы. Здесь господствует стереотипное представление о парке как сочетании открытых и закрытых пространств. В большинстве из перечисленных парков воспроизводится стандартный набор из аллей, площадей, бассейнов, редко способствующих созданию запоминаемого образа среды. При всей необходимости формирования удобных, функционально и технически грамотно обустроенных фрагментов парковой среды, именно отсутствие эмоциональной составляющей в композиции парков заставляет задуматься о путях выхода из этой рационально-бездушной "зелёной архитектуры". [12, c. 126]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.