Достижения естественных и технических наук являются важнейшим источником развития техники и производительных сил на базе крупного машинного производства. Это означает, что революционная форма технического прогресса представляет собой научно-технический прогресс.
Аналогично техническому прогрессу у научно-технического прогресса имеется также две формы развития: эволюционная и революционная. В течение многих лет развитие машинного производства и науки носило эволюционных характер. Медленное накопление научных идей, недостаточная их проработка в практических условиях не способствовала качественным изменениям в средствах производства.
При эволюционной форме развития научно-технического прогресса производственный процесс совершенствуется в рамках одного и того же технологического принципа, а при революционной - происходит замена технологического принципа качественно новым. Ускоренное развитие науки и ее применение в материальном производстве в конце 60-х гг. явилось основным условием внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве и главным фактором повышения производительности общественного труда. Все это происходило в рамках революционной формы научно-технического прогресса.
В современных условиях развития научно-технической революции неизмеримо возрастает роль науки. Революционные изменения в науке являются важным фактором общественного производства и находят конкретное воплощение в новых средствах и предметах труда, в новых технологических принципах.
Прогресс науки и техники на данном этапе развития научно-технической революции вносит качественные изменения в функции научно-технического прогресса и в механизм его влияния на экономические результаты производства. Они сводятся главным образом к тому, что внедрение научно-технического достижений способствует не только экономии живого, но и овеществленного (прошлого) труда.
Практика регулирования научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить два типа организации взаимодействия государства и инновационного сектора. При одном подходе государство регулирует только макроэкономические процессы в области НТП и предоставляет полную свободу действий негосударственным структурам. В другом случае, напротив, государство осуществляет подавляющую часть функций регулирования, формирует научно-техническую и инновационную политику, определяет приоритеты в области развития науки и техники, обеспечивает концентрацию ресурсов, осуществляет и контролирует их распределение и использование.
Ввиду специфики развития научно-технической сферы России, значительной зависимости ее от государства, неразвитости неправительственных структур и ослабления интеграции науки с производством представляется наиболее целесообразным использование и развитие в переходный период к рыночной экономике именно второго подхода.
Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий.
Основными задачами инновационной политики РФ, являются:
· развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
· выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, определение конкретных организационных и экономических механизмов развития этих приоритетных направлений;
· обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
· создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
· внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
Систему методов государственного регулирования НТП можно условно разделить на две группы:
· прямые (определение приоритетов развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8