Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Для обеспечения надлежащего правового порядка использования земель необходимо иметь, как минимум, пять элементов:
1. Первым элементов является наличие объекта правового регули-рования, на который распространяется данный порядок - режим. Он бывает, как правило, общий, родовой и конкретный.
Общим объектом правового режима является земля, как часть ок-ружающей природной среды, обладающая пространственной террито-рией, рельефом, растительностью и находящаяся в сфере российской юрисдикции. Все земли в РФ находятся в сфере государственного контроля в системе наблюдения мониторинга, земельного кадастра, используемые земли подвергаются землеустроительным мероприяти-ям как при отводе в пользование, так и в ходе их эксплуатации.
Родовым объектом режима является категория земель, т. е. та часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по ос-новному целевому назначению.
Конкретным объектом правового режима является земельное уго-дье - земельный участок, независимо от его площади, предоставлен-ный и используемый по непосредственному целевому назначению.
В связи с таким подразделением земли, как объект правового ре-жима, можно выделить общий, особенный и специальный правовой режим использования земель.
2. Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных государственных органов по регу-лированию правового режима.
3. Третьим элементом правового режима использования земель яв-ляется круг субъектов правоотношений по использованию земель дан-ной категории или угодий.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, в том числе колхозам, казачьим об-ществам, другим сельскохозяйственным организациям и общинам для сельскохозяйственного производства;
государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйст-венным предприятиям, опытно-производственным, учетным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследова-тельским учреждениям, образовательным учреждениям высшего профессионального, среднего профессионального и начального про-фессионального образования сельскохозяйственного профиля и обще-образовательным учреждениям для сельскохозяйственного производ-ства, научно-исследовательских и учебных целей;
государственным и муниципальным несельскохозяйственным предприятиям, региональным организациям для ведения сельского хозяйства;
гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, живот-новодства, огородничества, сенокошения и выпаса скота;
гражданам Российской Федерации - вынужденным переселен-цам из государства - участников Содружества Независимых Госу-дарств - земельные участки предоставляются для жилищного строи-тельства, личных подсобных хозяйств, создания крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций.
4. Четвертым элементом правового режима земель является нали-чие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использо-ванию земель, что составляет основной элемент режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенностей земли - исполь-зуемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств, о чем подроб-нее будет рассмотрено ниже.
5. Пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежа-щий правовой режим использования земель. К нему относятся:
наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает на-рушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйст-венного назначения, а также нормы, не допускающей изъятие ценных сельскохозяйственных земель;
наличие правовых норм, применение которых устраняет усло-вия, способствующие нарушению режима земель. Например, запре-щение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда -- при возникновении спора;
наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение меже-вых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т. д.;
наличие правовых норм, исполнение которых позволит восста-новить нарушение режима использования земель. Например, само-вольно занятые земельные участки должны быть возвращены по при-надлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Итак, право-вой режим земель сельскохозяйственного назначения - закреп-ленные законом положения земель, установленные для опреде-ленных категорий земель.
Страницы: 1, 2, 3