Рефераты. Инновационная деятельность на сельхозпредприятии






Классы предприятий по отношению их к инновациям

1. Инноваторы - лидеры - это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями - инноваторами - последователями. Инноваторы - последователи меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или новейшие изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.

3. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций - видоизменений.

4. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства.

5. Предприятия, реализующие инновации - продукты, и предприятия, реализующие инновации - процессы.

Инновационный проект - система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно - исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, организованных ( увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям ), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффектное решение конкретной научно - технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Реально учесть многообразие интересов различных субъектов при подготовке инвестиционных решений возможно в условиях согласия с целями, программой и результатами инновации.

Инвестиционные отношения - это, прежде всего отношения собственности и по поводу себестоимости - производственные отношения во всей своей гамме. На рынках инвестиционных товаров в качестве субъектов могут выступать только собственники капиталов, труда и товаров. Отсюда вытекает важнейшее условие для инвестирования - наличие массы собственников, ликвидация монополии государства на рынках инвестиционных товаров и капиталов, создание благоприятных условий для инвестиций.

Субъектами инновации являются предприятия - субъекты нововведений (заказчики), инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и другие субъекты ( физические и юридические лица, включая иностранные ). В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта в его реализации могут принять участие от нескольких единиц до сотен организаций и предприятий, имеющих конкретные функции, несущих риски и надежды на присвоение соответствующей части результатов ( прибыли ) или просто вступающих в рыночные отношения по поводу обеспечения инновации товарами ( услугами ).

Заказчик инновации - будущий владелец и пользователь результатов нововведения в основном сам является субъектом, у которого реализуется новшество, т. е организационной структурой, находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступать инвестор инновации.

Необходимо отличать инновационные предприятия от субъекта инновации. Основной конечный продукт инновационного предприятия - новшества. Такие предприятия выполняют научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств.

Управление указанной деятельностью составляет часть инновационного менеджмента и имеет сои особенности :

· Объект управления - научно - исследовательский процесс во всей его сложности и прикладном многообразии;

· Основной ресурс - научная информация и интеллектуальный потенциал;

· Результат - новая информация и новшества.

Здесь мы рассматриваем не проблемы менеджмента, возникающие при создании новшества, а проблемы управления процессом их реализации в реальном секторе экономики.

Необходимость создания субъекта инновации для практической реализации новшества ( группы новшеств ) - новой бизнес - линии определяется рядом факторов :

· характером ( новизной ) и масштабами инновации;

· отсутствием действующих производственных объектов, где можно организовать новое производство;

· экономической целесообразностью именного такого направления инвестицией путём нового строительства.

С другой стороны, реконструкция как способ инновации осложняется общим кризисным состоянием отечественного производственного аппарата и не может проводится без специальных мер по повышению финансовой устойчивости предприятия в целом ( комплексная инновация ). Оценка состояния действующего производственного объекта инновации предполагает идентификацию его положения на кривой жизненного цикла. Если предполагаемая инновация связана с выпускаемым продуктом, то в зависимости от результата идентификации намечаемые инвестиции могут быть связаны либо с ростом производства и продаж, либо с поддержанием ( восстановлением ) достигнутых экономических показателей в определённый период.

Если инновация связана с новым продуктом, новой бизнес - линией, то устанавливаются условия, исключающие возможное негативное влияние остального действующего производства нововведение. Последнее предполагает проведение финансового анализа, оценки платежеспособности субъекта инновации в перспективе, а также специальные меры, включая инвестиции, для стабилизации деятельности субъекта ( повышение ликвидности ).

Одной из организационных мер в этом направлении может быть выделение части имущества предприятия, необходимого для новой бизнес - линии, в самостоятельную организационную структуру - юридическое лицо, зависимое или не зависимое от материнской структуры.

Масштабные инновации могут осуществляться в рамках более сложных институтов. Финансово - промышленные группы (ФПГ), создаваемые специально как инновационные саморазвивающиеся структуры для нововведений, имеют в стержне новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему.

С организационной точки зрения ФПГ представляет собой горизонтальную корпоративную структуру, ориентированную на конкретный сегмент (нишу) рынка. По существу, если основой практического использования единичного продукта новшества является бизнес - линия, то ФПГ - это более сложная бизнес - система, в которой все функции управления неразрывны, а менеджмент носит командный характер.

Границы компетенции и ответственности определяются бюджетом ФПГ (системой бюджетов) и принятыми в группе показателями конкурентоспособности. При создании ФПГ для реализации масштабной инновации в дополнение к системе инновационных планов разрабатывается специальный организационный план, устанавливающий схему и порядок управления технологической цепочкой, договоры между участниками ФПГ, схему денежных потоков, формы координации действий и контроля обязательств.

Под инвестором понимается субъект инновационной деятельности, осуществляющий вложение собственных, привлечённых или заёмных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным или муниципальным имуществом, предприниматели - физические и юридические лица, международные организации. Инвесторы выступают в инновациях в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также могут замещать любого другого участника инновационной деятельности. Они определяют объем инвестиций, затраты и эффективность вложенных средств, они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами нововведений, в том числе реинвестировать добавочный капитал.

Инвесторы могут сами выступать заказчиками инновации - предпринимателями или уполномочить осуществить реализацию инновационного проекта инновационному менеджеру. Если заказчик не является инвестором, то в пределах, установленных договором, он может иметь права распоряжения инвестициями в период реализации проекта. Права инвесторов и защита инвестиций регулируются законодательством и заключенными договорами.

С позиции потенциального инвестора инновационному менеджеру целесообразно провести оценку рыночной стоимости объекта инновации, акции которого не находятся на фондовом рынке. Такая оценка базируется на конъюнктуре сбыта продукции и ресурсов, инвестиционных возможностях, конкретных преимуществах, деловой репутации, а также на оценке профессиональности менеджмента.

Применяя метод сценариев инноваций, можно выйти на различные по величине будущие денежные потоки ( варианты ценности ). Если объект инноваций - действующее предприятие, то к этой оценке добавляются действующие денежные потоки. Суммарная оценка объекта с использованием чистого приведённого дохода находится на минимальных значениях рассмотренных сценариев

Особое место среди участников инновации занимают проектные, строительные и машиностроительные предприятия - поставщики оборудования. Здесь существует специфика взаимоотношений с субъектами инновации (заказчиком), и организация управления инвестиционным этапом инновации регламентируется не только договорами на производство работ, но и государственными и региональными нормативными актами, стандартами и правилами.

При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

· стимулирующая кредитно - финансовая, налоговая и амортизационная политика;

· система экономических льгот субъектам инновации и инвесторам, включая иностранных;

· поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступать непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделение текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяется степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.