Рефераты. Государственное регулирование АПК






В отношении большинства убыточных предприятий, кроме эко-номически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганиза-ции хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным усло-виям специализацию производства, найти более квалифицирован-ных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной за-дачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной поли-тики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная ре-форма. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональ-ное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения пло-дородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйство-вания на земле.

Однако в использовании земель наметились устойчивые нега-тивные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и опре-деляет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно ко-роткие сроки оптимизировать соотношение между землей, произ-водственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффек-тивного хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последст-вия расширения оборота земли, необходимо законодательное закре-пление положений о праве приобретения сельхозугодий только ли-цами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафикси-ровать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собст-венников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отно-шений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых тер-риторий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юриди-ческим лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случа-ев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю явля-ются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользо-вание землей, плата за приобретение земельных участков в собст-венность, плата за приобретение права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по ох-ране земель и повышению их плодородия, освоению новых зе-мель, на проведение землеустройства, ведение государственного зе-мельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление госу-дарственного контроля за использованием и охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и реше-ние социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного ре-формирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально за-регистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их со-стояния.

3. Основные направления государственной политики в АПК

Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в пре-дыдущий период административно-хозяйственную систему, если аг-рарные преобразования ее привели к спаду производства?

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяй-ство России было затратным, в основном экстенсивным и разру-шительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увели-чивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабиль-ной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения страте-гии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государствен-ного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблема-ми саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать гос-регулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводи-телей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государ-ственном протекционизме при реализации крупных комплексных эко-номических и социальных программ, прямой государственной бюд-жетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать раз-работка программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и финансируемой из федерального бюдже-та. На региональном уровне программный подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегу-лируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперацион-ные и интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.

Целесообразно введение защищенного бюджетного финансиро-вания НИИ и опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.

Важнейшим принципом государственного регулирования на пере-ходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производ-ства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяже-лым финансовым последствиям для большинства сельских товаро-производителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйствен-ное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Тем-пы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при форми-ровании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за форми-рованием цен также для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных произ-водителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в це-лом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практиче-ски все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сель-ского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчи-тано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долго-срочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное креди-тование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия полу-чения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитова-ние села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.

В государственном регулировании нуждается и реализация про-дукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себе-стоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной мар-кетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения про-блема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет одно-значного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продо-вольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объем реги-ональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет дол-жен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантирован-ные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыноч-ных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется стра-ной-производителем, и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции по-зволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, долж-на переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.