Содержание
Введение
1. Структура АПК
2. Развитие АПК
3. Государственное регулирование агробизнеса
4. Пути выхода АПК на мировой уровень
Заключение
Список использованной литературы
В 50-60-тые, и немого и в 70-тые года, если главной задачей сельского хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные субсидии производственного назначения начали уменьшать.
Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление помощи молодым фермерам.
Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия. Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства. Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на голову скота в неблагоприятных условиях производства.
Дифференциация средств из расчета на 1 га. сельхозугодий обусловленная интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и абсолютным размером выделенных сумм. Как видим, высоким есть уровень государственной поддержки аграрной сферы в Японии, странах Европейского Союза и США. Минимальные суммы для поддержки сельского хозяйства выделяют в Австралии и Новой Зеландии.
На защиту отечественных рынков и товаропроизводителей в западных странах также направленный механизм внешнеторговых отношений. Главной его составной частью есть ценовое регулирование. Мировые цены формируют на основании затрат в лучших условиях производства, под которыми понимают совокупность естественных, технико-технологических и социально-экономических условий. Такие условия для производства многих сельскохозяйственных товаров есть в США, где на биржах и происходит начальное формирование мировых цен.
Однако в большинства стран условия производства многих видов сельскохозяйственной продукции худшие, чем в главных странах-экспортерах. Если бы функционировал абсолютно свободный мировой рынок, то внутреннее производство сельскохозяйственной продукции в многих государствах было бы вытеснено импортом. Поэтому нужны системы защитных механизмов, которые стимулируют развитие собственного аграрного сектора. Разработанные механизмы защищают от дешевого импорта отдельных продуктов, и вместе с тем регулируют поступление продуктов, которые не вырабатывают внутри страны.
Как базовые инструменты политики защиты отечественных производителей используют таможенные сборы и компенсационные платежи, которые покрывают разность между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые дают возможность вывозить продукты из Европы на мировой рынок, где сложились низшие цены.
Структуру АПК характеризуют по сферами деятельности, интеграции специализированных их звеньев и территориальное. В АПК различают три сферы деятельности:
первая - производство средств производства для всех друг областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);
вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;
третья - переработка сельскохозяйственного сырья.
Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют четвертую сферу - производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.
Территориальное деление предусматривает выделение больших, средних и мелких составных частей, в частности областные, районные (региональные) АПК.
С развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим предприятиям более тяжелое организовывать заготовку сельскохозяйственного сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство, а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи со снижением уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия приспособились к условиям мелкотоварного производства. Одним из возможных путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки сельскохозяйственного сырья. С развитием рыночного отношения среди инфраструктурных подразделов возникают подразделы, которые обслуживают сферу оборота материальных и финансовых ресурсов. Среди них одно из ведущих мест принадлежит кредитно-финансовым учреждениям.
Учитывая современное положение в сельском хозяйстве, большинство ученых выделяют три главных этапа аграрной политики.
Первый этап - стабилизационный. Его назначение - приостановить спад производства в области. Ориентировочная продолжительность - ближайшие два - три года. Для этого придется мобилизовать внутренние и внешние инвестиции, задействовать стимулы высокопроизводительной работы, развивать предпринимательство в АПК.
Второй этап - восстановительный. Его цель - доведение объемов сельскохозяйственного производства к уровню конца 80-х - начала 90-х лет, с постепенным поступлением продукции на мировой рынок. Предусматривают, что продолжительность этого этапа будет охватывать первое десятилетие XXІ ст.
Третий этап - стратегический. Он предусматривает вывод сельского хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран, надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной продукции и его широкого ассортимента.
Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных структур, пока что являются довольно низкими. Главные причины такого состояния на подсобных и фермерских хозяйствах - отсутствие прогрессивных агротехнологий и средств работы, предусмотренных для условий их использования на маленьких земельных угодьях в разных климатических зонах, недостаток финансового средства. Поэтому для АПК нужны как внутренние, так и внешние инвестиции.
Результатом развития агропромышленной Интеграции - синтеза сельского хозяйства и промышленности - является агропромышленный комплекс.
Агропромышленная интеграция - это органическое объединение сельского хозяйства и областей промышленности, транспорта, торговли и т.п., которые обслуживают сельское хозяйство, поставляют ресурсы и доставляют его продукцию к потребителю.
Агропромышленная интеграция развивается вертикально и горизонтально. Вертикальная интеграция означает межотраслевое кооперирование предприятий и производств разных областей, технологически и организационно связанных между собою. Она обеспечивает единство и непрерывность производственного и технологического процессов, то есть оптимальное прохождение товарной массы от производства сырья к выпуску и доставки потребителю готовой продукции, а также предопределяет снижение затрат, повышение эффективности производства и качества продукции. Главными организационно-хозяйственными формами полной вертикальной интеграции, в которых происходит технологическое, экономическое и организационное слияния промышленности и сельского хозяйства, являются агропромышленные предприятия, объединение, комбинаты, агрофирмы, агроторговые предприятия и т.п.
Горизонтальная интеграция - это система взаимосвязей между предприятиями одной области. Она обеспечивает углубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение затрат производства. Эта форма интеграции наиболее распространенная в сельском хозяйстве в сфере основного производства в виде специализированных хозяйств, микрохозяйственных предприятий и т.д.
Однако наиболее распространенная контрактная форма агропромышленной интеграции, на основах которой вырабатывают приблизительно 25% сельскохозяйственной продукции. Контракты с фермерами укладывают промышленные и торговые компании, кооперативы. Более всего контрактация развита в производстве и сбытые продукции, которая быстро портится, и продукции, которая поступает на переработку.
Типы контрактов чрезвычайно разнообразные и зависят от характера выработанной продукции, местоположения фермы, материальных и финансовых возможностей фермера и контрактанта.
Преимущества контрактации для фирмы-посредника состоят в потому, что она имеет стабильное поступление продукции в нужны сроки, а также возможность контролировать их качество. Фермер, соответственно, имеет гарантированный рынок сбыта за заведомо договоренной ценой, возможность пользоваться кредитом.
Агропромышленная интеграция сформировалась на базе хозяйственной деятельности фирм агробизнеса в несельскохозяйственной сфере. Главные фирмы агробизнеса - это большие научно-производственные объединения, которые владеют значительным трудовым, научным и финансовым капиталом и являются национальными корпорациями.
Экономическое могущество фирм агробизнеса обусловило их главную роль в координации межхозяйственных и агропромышленных связей. Они стали инициаторами современного механизма контроля по технологии и организацией сельскохозяйственного производства, они определяют развитие сельского хозяйства, переход к промышленно-торговым фирмам несельскохозяйственных сфер экономики.
Промышленные фирмы агробизнеса становятся центрами, которые определяют главные направления научно-технического прогресса, обеспечивают комплексность поставок и эффективное использование техники в сельском хозяйстве, гарантируют не только качество реализованных средств производства, а и получение соответствующего полезного эффекта (прироста урожайности от удобрений, семя, привеса скота от комбикормов и т.п.). Фирмы пищевой промышленности и торговли продовольственными товарами, стремя минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт продуктов питания, стимулируют повышение и дифференциацию качественных показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную специализацию, ликвидацию или сокращение сезонности сельскохозяйственного производства.
Страницы: 1, 2