Рефераты. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом






ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Обеспечение экономической безопасности на общегосударственном уровне предполагает проведение стратегии, направленной на сбаланси-рованный экономический рост, то есть на развитие конкурентоспособ-ной экономики, обеспечивающей рост благосостояния населения и пред-усматривающей расширение участия страны в международном разделе-нии труда. Задача обеспечения внешней неуязвимости национального хозяйства решается с учетом баланса очевидных выгод и определенного ущерба, наносимого процессом втягивания экономики той или иной страны в международные экономические связи.

Внешнеэкономическая безопасность любого государства с рыночной экономикой поддерживается правительственными мерами, направлен-ными и на стимулирование внешнеэкономических связей, и защиту внут-ренней экономики и отечественных экспортеров от иностранной кон-куренции. Основными областями, где ощущается воздействие эконо-мической политики правительств зарубежных стран, являются между-народная торговля товарами и услугами и «перелив капиталов» (инос-транные инвестиции и кредиты). Что касается международной торгов-ли, то экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольст-вия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой эко-номики, где активное вмешательство государства является важнейшим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высо-кую степень политизации данного сектора межгосударственных эконо-мических связей.

Важнейшим «структурным блоком» национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продо-вольственной безопасности страны.

Проблема международной и национальной экономической безопас-ности, включающая, в частности, гарантирование достаточного продо-вольственного обеспечения, занимает одно из центральных мест в поли-тике всех экономически развитых государств мира. При этом вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире являются приоритетными для международного сообщества. Они обсуж-даются на ежегодных совещаниях руководителей «большой семерки», дру-гих высокоавторитетных региональных и мировых форумах. Вопросы сель-ского хозяйства, торговли продовольствием остаются в повестке дня и двусторонних отношений США и стран ЕС, США и Японии.

Проблемам продовольствия была посвящена и Всемирная встреча на высшем уровне в ноябре прошлого года. Римская декларация по все-мирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной встрече на высшем уровне, заложили основу для реализа-ции различных путей достижения общей цели -- продовольственной безопасности на индивидуальном уровне, на уровне домашних хозяйств, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Одним из обязательств Римской декларации записано: «Мы обязу-емся приложить все усилия к тому, чтобы продовольствие, торговля сельскохозяйственными продуктами и общая торговая политика со-действовали продовольственной безопасности для всех при помо-щи справедливой и ориентированной на рынок мировой торговой системы».

При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое разви-тие и социально-политическую стабильность в обществе. Причем над-ежность продовольственной безопасности государства достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае ос-ложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (например, эмбар-го на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.

Как считают эксперты ФАО, двумя основными показателями состо-яния международной продовольственной безопасности выступают объ-емы переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в рас-чете на душу населения. Первый из двух показателей свидетельствует степени устойчивости продовольственного положения в мире и о га рантиях на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, засуха, воина и т. п.). Безопасным считается объем переходящих запа-сов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или при-мерно 17% всего годового потребления. Динамика запасов зерна пока-зывает соотношение его производства и потребления в мире. Падение уровня запасов до предельного минимума означает, что мировая продо-вольственная безопасность находится в критическом состоянии, пос-кольку при сокращении объема запасов ниже этого уровня потребле-ния, как правило, начинается резкий рост мировых цен на зерно (так было в 1972--1973 и 1979--1980 годах). Более общим показателем про-довольственной безопасности служит динамика производства зерна на душу населения, характеризующая тенденции развития мирового про-довольственного положения в целом.

Разумеется, продовольственная зависимость любой страны возникает прежде всего в результате малой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса.

Предстоящие 15--20 лет ожидаются значительные изменения ситу-ации на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Усили-вается противоречие между нехваткой продовольствия и ограниченной возможностью дальнейшего наращивания его производства в будущем. Продовольственная проблема не решена даже в развитых капиталисти-ческих странах. По данным ФАО, треть населения США недоедает, а 17% американцев ложатся спать голодными.

Согласно прогнозам, спрос на продовольствие возрастет к 2000 г. на 50%, а к 2050 г. -- в 3 раза. Руководитель ФАО Жак Диуф считает, что если не произойдет технологического прорыва для увеличения произ-водства продовольствия и повышения плодородия почвы, то к 2010 г. разразится сильнейший продовольственный кризис.

Завершение уругвайского раунда ГАТТ соглашением о постепенном сокращении размеров аграрных субсидий приведет к увеличению миро-вых цен на продукцию сельского хозяйства. Значение Западной Европы как экспортера зерна уменьшится. В данной связи неизбежно возрастет значение зерновых запасов как фактора обеспечения международной продовольственной безопасности. Не исключено, что в этих условиях увеличится спрос на продовольственную помощь со стороны менее раз-витых государств.

Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономичес-кой безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с други-ми, неэкономическими аспектами национальной безопасности, вклю-чая и военно-стратегический аспект.

С проблемами продовольственного производства тесно связаны во-просы экологической безопасности. Сельскохозяйственная деятельность -- одна из основных причин ухудшения экологической ситуации и в России, и в мире (падение плодородия земель, заражение водоемов ядо-химикатами и т. п.). С другой вороны, деградация естественных ресур-сов стала серьезным ограничением развития растениеводства и живот-новодства.

Важным аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полно-ценно питание населения.

Известно, что США в 1973--1974 гг. в ответ на нефтяное эмбарго, объявленное странами ОПЕК, рассматривалась возможность использо-вания «продовольственного оружия». До сих пор поступления от эк-спорта американского продовольствия позволяют США частично урав-новешивать затраты на импорт энергоносителей. При этом сельское хозяйство остается крупным потребителем энергоресурсов: на него при-водится около 17% всех затрат. Не меньшее значение имеет энергообес-печение сельского хозяйства и в России. Экспорт энергоносителей поз-воляет оплачивать импортные закупки кормов и продуктов питания.

ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь «наиболее высокой степе-ни самообеспеченности в продовольствии в результате интегрирован-ных усилий по увеличению производства жизненно необходимых про-дуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода». По мнению экспертов ООН, вопро-сы национальной продовольственной безопасности во всех странах мира (где в подавляющем большинстве развивается рыночная экономика) имеют общегосударственное значение и являются предметом политики правительств, формирующих политические, экономические и социаль-ные условия, благоприятные для решения проблем обеспечения насе-ления продовольствием. Степень вмешательства государства зависит от эффективности аграрного бизнеса в той или иной стране. Во многих государствах Европейского союза и Японии, где преобладают средние и мелкие фермы (5--10 га земли), а проблема самообеспеченности про-довольствием еще до конца не решена, наблюдается активное вмеша-тельство правительства в сельскохозяйственное производство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что различные виды государ-ственной финансовой помощи -- субсидии, гарантирование цен и заку-пок сельскохозяйственных продуктов, услуги и т. д. -- составляли до последнего времени, по расчетам специалистов, около 50% фермерско-го дохода в государствах ЕС и примерно 70% в Японии.

Продовольственная стратегия любого государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологичес-ких и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потреб-ления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль прави-тельства заключается не в подмене объективных экономических про-цессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспе-чения страны и мер социально-экономического регулирования.

Правительства промышленно развитых стран мира придают общего-сударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импор-тной зависимости каждое государство определяло исходя из объема ва-лютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. Для развитых стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, вклю-чая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих крите-риев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, тра-диций в питании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.