Рефераты. Формирование и распределение прибыли сельскохозяйственного предприятия






Кроме изложенных выше методов планирования прибыли существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

3.6. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации

продукции

Формирование и использование прибыли - основа предпринимательской деятельности и ее конечный результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризуют эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. В зарубежной практике он называется: CVP-анализ (Cost - затраты, Value - объем, Profit - прибыль).

Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:

Оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

Прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

Оценить предпринимательский риск;

Выбрать оптимального пути выхода из кризисного состояния;

Оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльности инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

Разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приведена на рис. 3.5.

Формирование финансового результата

Выручка от реализации продукции

(без косвенных налогов)

(-) Переменные расходы (ПР)

(=) Маржинальный доход (МД)

(-) Постоянные (относительно

стабильные) расходы (СР)

(=) Финансовый результат

(прибыль или убыток)

Рис.3.5. Схема расчета маржинального дохода в сфере производства

В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР).

СВПР = Маржинальный доход.

Прибыль

СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

На практике встречаются следующие случаи:

МД = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные расходы, т.е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.

0 < МД < постоянных издержек, если выручка от продажи товаров покрывает переменные и часть постоянных.

МД = постоянным издержкам, если выручка от реализации достаточна, чтобы возместить все издержки (переменные и постоянные). При этом прибыль равна нулю.

МД > постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от продаж покрываются не только все издержки, но и образуется прибыль (прибыль больше нуля).

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).

Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.

Порог рентабельности или точка безубыточности предприятия определяется по формуле:

Порог рентабельности = Постоянные издержки (СР) / Коэффициент

маржинального дохода.

Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте) предприятия.

Кмд = Маржинальный доход / Выручка от реализации товаров.

Этот коэффициент выражается в долях единицы либо в процентах. Например, если предприятие А имеет возможность увеличить объем реализации продукции на 10%, то денежная выручка также возрастет на 10%. Прибыль в таких условиях с учетом действия эффекта производственного рычага (ЭПР = 2) увеличится на 20% (10% х 2).

Рассчитаем точку безубыточности для ЗАО «Лето». Исходные данные для расчетов приведены в табл. 3.20.

Таблица 3.20

Исходные данные для определения точки безубыточности (тыс. руб.)

Наименование

Факт 2003 г.

1. Выручка от продажи

349084

2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

346100

в том числе:

2.1. Переменные затраты (сырье, материалы, запчасти, зарплата производственных рабочих с начислениями и др.)

310784

2.2. Накладные (постоянные) затраты (амортизация, коммунальные услуги, электроэнергия, заработная плата и управленческого персонала, начисления на заработную плату, реклама, прочие затраты)

35316

3. Прибыль от продаж

2984

Все расчеты по определению точки безубыточности произведены в табл. 3.21.

Таблица 3.21

Расчет точки безубыточности ЗАО «Лето»

Наименование

Сумма,

тыс. руб.

1

2

1. Выручка от реализации продукции (В)

349084

2. (-) Переменные издержки (ПР)

310784

3. (=) Маржинальный доход (МД)

38300

4. (-) Постоянные издержки (СР)

35316

5. (=) Прибыль (П)

2984

6. Сила воздействия производственного рычага (СВПР)

МД = 38300 = 12,83

П 2984

7. Коэффициент маржинального дохода

Кмд = МД = 38300 = 0,1097

В 349084

8. Порог рентабельности (выручка обеспечивающая безубыточную работу предприятия)

Порог рентабельности =

== СР = 35316 = 321932,5 тыс.руб.

Кмд 0,1097

321932,5

Точка безубыточности ЗАО "Лето" имеет координаты равные 137,3 тыс. руб. в месяц.

Точка безубыточности ЗАО "Лето" представлена графически на рис. 3.6.

Затраты, тыс. руб. Реализация

Прибыль

Точка безубыточности Затраты

321932,5

Переменные затраты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.