Рефераты. Базовое хозяйство для практической подготовки студентов: основные задачи, требования, обязанности исполнителей и студентов






Немыслимо думать, что если хозяйство располагает инженерно-технической службой, то можно решить вопросы энергетики, хорошего использования МТП и экономически оправданного. Кроме инженерной службы в хозяйстве должна быть материально-техническая база. Состав материально-технической базы хозяйства на центральной усадьбе и в его производственных подразделениях играет определяющую роль в деятельности инженерной службы. Смотри схему 2.

Материально-техническая база включает, кроме производственных процессов, ремонтные мастерские, автогаражи, машинные дворы, склады хранения запасных частей и нефтепродуктов с заправочными постами. Поддержание материально-технической базы на высоком уровне является главной заботой инженерно-технических специалистов. Часто возникают большие трудности в заключении договоров хозяйствами на прохождение ремонтно-эксплуатационной практики. Зная свою слабую базу и слабую организационную инженерную структуру, они принимают наших студентов 4 курса только трактористами, комбайнерами, а это практика 3 курса. На 4 курсе студент должен работать инженером или дублером, он должен ознакомиться с работой руководителей инженерного подразделения, с организацией производственного процесса.

Следует считать, что приобретение новой техники - это только частичное решение вопроса, связанного с энергонасыщенностью производства. Через 2-3 года дорогая новая техника потребует ремонта, выполнить который качественно невозможно без наличия необходимой ремонтно-обслуживающей базы.

Схема 2 - Материально-техническая база инженерной службы коллективного хозяйства

Отсутствие средств командировочных, суточных, места проживания студентов, отсутствие возможности нахождения преподавателя в хозяйстве, низкая зарплата - все это приводит к тому, что студента распределяем по месту жительства родителей, а не в базовые хозяйства. Закрываем глаза и пишем студенту, что был в базовом хозяйстве. После такой практики четверокурсник четко определяет, что делать в этом хозяйстве ему нечего. Нет инженерной структуры или она развалена, нет соответствующих служб, нет зарплаты, нет социальных возможностей: нет больницы, жилья, аптеки, школы. Он получает диплом и застревает в городе или ищет работу у нефтяников, строителей, автодорожный строителей и наконец леспромхозах и самое худшее устраивается в малые городские фирмы менеджером, в милицию, ГАИ или частным телохранителем, сторожем или шофером. Таким образом, мы выпустили специалиста с/х, заранее зная, что он едва ли будет работником с/х производства, за исключением договорников целевого направления, которые через 1-2 года также исчезают из слабого хозяйства, так как низкая заработная плата, плохие социальные условия.

Как же быть? Получается, что Академия выпускает не тех специалистов, которые нужны в данный момент и условия их жизни на селе находятся гораздо худшим состоянии, чем специалистов, работающих в других отраслях. Таким образом, отток работников из деревень и сел стал необходимостью. Это результат не совсем верной политики в с/х.

Начиная с 50-х годов прошлого столетия, продовольственный комплекс России систематически отставал от индустриально-аграрных стран. И причина в главном - все методы проектирования МТП и его использования основывались, как правило, на количественных факторах интенсификации: ввод в оборот новых земель (освоение целины), построение могучего сельхозмашиностроения, производившего ненадежные и низко производительные машины больше, чем все развитые капстраны; мобилизация по директивам партии трудовых ресурсов городов для обслуживания с/х предприятий (МТС, колхозы, совхозы); невнимание к технологическим преобразованиям на селе и техническому уровню самих машин. В результате к новому XXI веку сельское хозяйство России пришло с самыми низкими среди развитых стран показателями производительности труда в агропромышленном комплексе, и как следует, с кадрами, слабо подготовленными для производства конкурентного продовольствия. Например, в сравнении с сельским хозяйством Канады, которая ведет производство в тепловом поясе в аналогичных с Россией условиях и в одинаковых агроландшафтах, производительность труда отечественного с/х работника в 10-12 раз ниже, а заработная плата в 40-50 раз меньше, чем у канадского фермера. Как отмечалось уже выше - этот главный социально-экономический фактор в сочетании с более тяжелыми условиями труда не может стимулировать квалифицированный труд в российском селе.

Даже приблизиться к странам развитым по уровню конкурентоспособности России не удается. Здесь государством должны разрабатываться и реализовываться стратегические, долговременные дотации, проектировки, программы и инвестиции.

Россия стала самой трудно напряженной страной в мире в группе аналогичных государств. В сельском хозяйстве России преобразования видятся только в росте производительности труда на селе. А это без ученых, без специалистов высокого класса, без их дополнительной поддержки на селе, ничего сделать невозможно.

Давайте посмотрим все же результаты работы Канады. Канада имеет стабильную урожайность 27-30 ц/га или почти в 2 раза выше, чем в России. Непосредственно производством с/х продукции в Канаде занято 0,67 млн. работников, или около 4 % всех занятых в стране. Почти 70 % из них имеют высокую квалификацию.

В России из 8,1 млн. с/х работников непосредственно производством продукции занято около 6 млн. человек. По данным Минтруда России, к квалифицированным работником можно отнести только 5 % занятых в экономике. Таким образом, правомочна цель для российского с/х сократить численность занятых в производстве до 4 % или до 5 % от всех работающих в стране, как в западной Европе. Следует принять в качестве стратегического сценария развития с/х России две версии: первая (канадская) - ограничивает численность производственных работников с/х до 2,5 млн. человек (4 % от занятых в стране), вторая (европейская) - до 3 млн. (5 % занятых в стране). Прогнозируется, что площадь пашни в обороте составит около 120 млн. га, размещенной примерно в 30 тыс. хозяйств различных форм собственности и в различных ландшафтах.

Хозяйства не могут сами закупать технику, которую нужно. Дотации малы, не все могут получить. Возникли проблемы с образованием МТС (машинно-технические станции) нужны инвестиции и меры по укреплению специалистов на селе.

Формирование системы МТС подняло две жгучие проблемы сегодняшнего АПК. Первая - есть ли потребитель производственно-машинных услуг на сем если да, то вторая - на какой технике выполнять эти услуги.

Чтобы ответить на главный - первый вопрос, достаточно проанализировать деятельность различных с/х предприятий. По результативности производственной деятельности можно выделить три группы производителей продукции.

Первая группа - с/х предприятия, которые удачно адаптировались к текущим условиям производства, рынку и без государственной поддержки хозяйствуют рентабельно, экономически стабильны, находятся собственные средства на поддержание технической базы, инженерной службы, технологической производительности и внедрения новой технологии, их, к сожалению, по России не более 15-25 %. В данный момент мы пытаемся попасть на практику в эти хозяйства, но, к сожалению, в Удмуртии их мало и составляют около 5-6 %.

Вторая группа - наиболее многочисленная группа с/х предприятий (около 70-80 %) экономически низко рентабельная или убыточная, не имеет собственных средств для пополнения парка машин и расчетов по кредитом. Они наиболее сильно испытывают дефицит техники, как следствие, недопустимо упрощены технологии производства и уже выведено из землепользования более 30 млн. га пашни по стране, в ряде хозяйств ликвидировано даже животноводство. По республике ряд деревень безработных - хозяйства ликвидированы, люди брошены на произвол судьбы, стали безработными. В этих слабых хозяйствах мы уже третий год проходим практику, не хватает сильных базовых хозяйств.

Третья группы - частичные хозяйства (крестьянские, личные подсобные хозяйства, фермерские и т.д.), которые в массе своей не пользуются энергонасыщенной техникой, а ограничиваются применением малогабаритных технических средств - мотоблоки, мотомашины, мини тракторы. Здесь проходят практику до 1-2 % студентов Мехфака.

Главным потребителем услуг МТС стали вторая и третья группы с/х предприятий. В будущем можно организовать практику и в МТС, но пока они в Республике слабы.

Стратегия развития сельского хозяйства связана с техникой нового поколения, которая должна отличаться резким повышением единичной мощности двигателей тракторов и комбайнов как главных факторов формирования годовой выработки сельскохозяйственных агрегатов. В соответствии с директивами Минсельхоза России, который одобрил выводы ученых о необходимости увеличения мощностей основных машин при проектировании приоритетных типов техники, тракторы в будущем будут иметь следующие мощностные характеристики:

- семейство тяжелых машин (тягового класса 6-8 т) мощностью двигателя 420-450 л.с. предназначена для степных зон страны. На их долю в парозерновых севооборотах придется до 50-60 % объема всех работ. Возможность адаптации трактора к колесно-гусеничному движителю расширит его применение на почвах с невысокой несущей способностью.

- семейство тракторов (тягового класса 4-3 т) мощностью 220-240 л.с. позволит на 30-40 % увеличить производительность на различных операциях, в том числе и при выращивании пропашных культур, как картофеля, кукурузы на сенаж, сахарной свеклы, кормовой свеклы и др.

Будет повышен уровень парка отечественных тракторов за счет широкомасштабного введения машин тягового класса 2 т с мощностью 130-150 л.с. они на много производительнее, заменят на многих операциях трактор МТЗ-80, оставив на него внутри ферм работы в кормопроизводстве.

Существенный рост годовой выработки ожидается на новом типаже зерно и кормоуборочных комбайнов. Увеличение мощности двигателей комбайнов на 30-40 %, позволит ускорить уборку культур уменьшенным числом комбайнов.

Введение в с/х производство энергетических средств нового поколения позволит существенно уменьшить потребность в кадрах при освоении наукоемких технологий производства. Высокие параметры нового поколения машин позволят резко уменьшить количественно перспективный парк машин (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Парк энергетических машин нового, четвертого поколения для России (прогноз)

Наименование

Число, тыс. шт.

Версия 1

Версия 2

1990 г. (фактически)

Трактор:

тяжелых тяговых классов 6-8 (модификации колесный, гусеничный)

средний тип тяговых классов 3-4 (модификации колесный, гусеничный)

легкий тягового класса 2

тягового класса 1,4

Весь тракторный парк

Зерноуборочный комбайн тяговых классов:

5-6

9

12 и более

Весь парк комбайнов

Прогнозируемая потребность хозяйства в механизаторах, тыс. чел.:

всего

привлекаемых сельским хозяйством из сферы услуг

120

300

330

150

900

60

90

60

210

около 750

около 240

150

450

390

18

1170

90

120

60

270

около 930

около 240

1510

480

более 2000

до 500

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.