Рефераты. АПК: риски, инновации, инвестиции






продукты интеллектуальной деятельности, представленные на мате-риальных носителях, могут быть неограниченно распространены; на тиражирование готового интеллектуального продукта требуются незна-чительные затраты по сравнению с издержками на его разработку;

интеллектуальный продукт может быть неоднократно продан в ре-зультате рыночных сделок;

до реализации оригинальных семян хозяйствам, занимающимся про-изводством элитных семян, а в последующем и репродуктивных, они яв-ляются материальной и интеллектуальной собственностью оригинаторов; при использовании оригинальных семян за оригинатором сохраняются исключительные права на владение интеллектуальной собственностью.

Очень мало информации об использовании интеллектуальной соб-ственности в сельском хозяйстве. В основном она посвящена селекци-онным достижениям в растениеводстве и животноводстве.

Новые сорта растений и породы животных -- это научная продукция и важные факторы интенсификации производства, способствующие его переводу на промышленную основу с использованием современных средств механизации, электрификации, автоматизации и компьютери-зации. Внедрение в производство новых сортов и гибридов обеспечива-ет повышение урожайности от 20 до 50%.

Основным направлением в селекции считается создание новых сор-тов (гибридов) и пород животных с высоким потенциалом продуктив-ности. Вновь созданный сорт может получить распространение в произ-водстве, если он обеспечивает более высокий, устойчивый и качествен-ный урожай, чем лучшие из используемых сортов данной культуры. Кроме того, предъявляются и другие требования:

экологическая пластичность, то есть способность даже при плохих условиях (засуха, переувлажнение) обеспечивать высокий урожай;

приспособленность к высокомеханизированной обработке почвы, посеву и посадке, уборке урожая;

устойчивость к болезням и вредителям, полеганию, засухе и низким температурам;

укороченный период вегетации.

Семена сорта до их реализации представляют материальную собствен-ность работодателя (государства через научно-исследовательские орга-низации или предпринимательскую фирму), а их использование -- ис-ключительное право селекционеров, то есть их интеллектуальная соб-ственность.

Допуск селекционного достижения к использованию в практике осу-ществляется на основании оценки хозяйственной полезности и конку-рентных испытаний или экспертной оценки. К новым сортам предъяв-ляются жесткие требования. Проводятся экспертиза новизны и испыта-ния на отличимость, одинаковость и стабильность. Они характеризуют-ся множеством признаков.

Научные организации (НИИ) финансируются государством на 20--25%. Для того, чтобы функционировать, они вынуждены «зарабатывать» различ-ными способами (получение средств от спонсоров и гранты, выполнение заказов, сдача в аренду другим организациям помещений и т. д.)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде-рации «Об использовании результатов научно-технической деятельнос-ти» права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии принадлежат государству, если научные достижения полу-чены федеральными научно-исследовательскими и опытно-конструк-торскими организациями. В то же время доля государства в результатах научно-исследовательской деятельности составляет лишь 20--25%. Сле-довательно, государство выступает лишь как участник (даже не основ-ной) научно-исследовательского процесса. Видимо, большая часть ин-теллектуальной собственности должна принадлежать творческим кол-лективам научных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О селекционных достижени-ях» в 1994 г. была создана Государственная комиссия по испытанию и ох-ране селекционных достижений при Минсельхозе России. Государствен-ная комиссия осуществляет единую политику в области правовой охраны селекционных достижений в Российской Федерации, принимает к рас-смотрению заявки на них, проводит экспертизу и испытания, ведет Госу-дарственный реестр охраняемых селекционных достижений, допущенных к использованию, выдает патенты и авторские свидетельства, публикует официальные сведения, касающиеся охраны этого вида интеллектуальной собственности, издает правила и разъяснения по применению законода-тельства, выполняет другие функции. Указанный орган выполняет ту же роль, что Патентное ведомство Российской Федерации в сфере охраны объектов промышленной собственности.

Автор имеет право на получение от патентообладателя (селекцион-ного центра) вознаграждения (оплаты), за использование созданного им селекционного достижения в течение срока действия патента. Полу-чаемый доход от использования объекта (сорта) определяется потен-циальным производственным эффектом.

Важной формой коммерческой реализации исключительных прав ав-торов на объекты интеллектуальной собственности служит использова-ние их в качестве нематериальных объектов. К нематериальным объектам относятся права, вытекающие из патентов и свидетельств на селекцион-ные достижения, промышленные образцы, открытия, полезные модели, проекты, программы ЭВМ, лицензионные и другие договоры. То есть нематериальными объектами являются не сами новые сорта растений и породы животных, программы ЭВМ и т. д., а права на данные объекты.

В бухгалтерском учете нет форм для учета движения нематериальных активов. Необходима разработка методики их оценки, учета и инвента-ризации.

Требуется углубить теоретические и методологические основы эконо-мических отношений, возникающих в связи с интеллектуальной собствен-ностью, установить взаимосвязь с другими формами собственности, раз-работать организационно-экономический механизм ускоренного вовлече-ния в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельнос-ти, в том числе селекционных достижений, агро- и биотехнологий; под готовить методические рекомендации по оценке объектов интеллектуаль-ной собственности, организации государственного учета и инвентариза-ции прав на результаты научно-технических достижений, восстановить ста-тистическую отчетность по сортовым посевам, эффективные формы сти-мулирования творческой активности ученых-селекционеров.

Заслуживает внимания проблема формирования рынка интеллекту-альных продуктов, широкого внедрения современных методов марке-тинга при их коммерческой реализации. Возникает необходимость фор-мирования оптовых рынков оригинальных и элитных семян, саженцев, племенного материала, создания рыночной информационной инфра-структуры для обеспечения участников рынка информацией о наличии товаров интеллектуальной собственности, ценах на них и качественных характеристиках.

Отсутствует методика учета и статистическая отчетность по затратам на создание новых сортов растений и пород животных, определения себестоимости и рентабельности элитных семян по культурам и репро-дукциям. В результате нельзя рассчитать эти показатели прямым спосо-бом. Исследовать затраты труда на создание элитных семян и себестои-мость работы следует по этапам выращивания (все виды размножения, включая первичные затраты семеноводства). Затраты труда и средств по первичному семеноводству можно определить путем составления тех-нологических карт с привлечением затрат по научным темам НИИ. Та-ким образом можно получить фактические затраты на продукцию пи-томников -- первичных звеньев семеноводства, которые включают в себестоимость производства семян предварительного размножения, элит-ных и семян первой репродукции.

4. Создание инновационной экономики в АПК Краснодарского края

Производство конкурентоспо-собной продукции возможно толь-ко при использовании достижений научно-технического прогресса, в основе которого лежат инноваци-онные процессы, позволяющие ве-сти непрерывное обновление сель-скохозяйственного производства.

Необходимость активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства под-тверждается многочисленными за-конами, постановлениями, кон-цепциями, соглашениями.

Инновационная политика -- это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее струк-турную перестройку, насытить ры-нок разнообразной конкурентоспо-собной продукцией. Переход к ин-новационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производ-ства, приближение его к группе вы-сокоразвитых стран мира.

Инновационная аграрная эконо-мика формируется, когда агропро-мышленное производство базирует-ся преимущественно на основе ин-новационной деятельности, которая невозможна без новых (в первую очередь компьютерных) технологий для формирования единого финан-сово-информационного простран-ства. Однако универсального сцена-рия развития инноваций, примени-мого для всех стран, не существует. Построение инновационной аграрной экономики -- тяжелое и дос-таточно дорогое дело, поэтому каждая развитая страна ищет здесь свой подход.

По данным Института социаль-но-политических исследований РАН, по 25 важнейшим показателям жизненного уровня Россия дошла до критических значений, которые в мировой практике счи-таются катастрофическими. Дохо-ды более 35% населения страны оказались ниже прожиточного ми-нимума. Поэтому сейчас приходит-ся ставить вопрос не об экономи-ческом росте, а о выживании и возрождении страны. Ориентиро-ваться следует не на показатели развитых стран, а на элементар-ное улучшение жизни большинства граждан, обеспечение их всем не-обходимым, прежде всего доступ-ным по цене продовольствием.

Отсюда очевидны приоритеты в инновационной сфере:

энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хране-ния и переработки сельскохозяй-ственной продукции;

инновации, способствующие заполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными про-дуктами питания, лекарствами отечественного производства;

нововведения, позволяющие повысить надежность, эффектив-ность, ремонтопригодность сель-скохозяйственных машин и меха-низмов, продлить срок их службы, повысить производительность;

меры, позволяющие улучшить экологическую обстановку.

В создании инновационной эко-номики решающая роль должна принадлежать государству. Финан-сирование может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных компаний, альянсов или объединений пред-приятий. При этом именно госу-дарство обеспечивает:

выбор приоритетов в иннова-ционной сфере;

стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать пред-метом государственного заказа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.