Рефераты. Анализ сельского хозяйства в Швейцарии






2. Регулирование цен в сельскохозяйственной отрасли

В законодательном порядке фиксируются цены почти на 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. На государственном уровне регулируются цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Устанавливаются справочные цены на мясо. Ограниченное регулирование с наблюдением цен существует по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам.

Особое внимание государство уделяет ценообразованию в отраслях, которые им финансируются, главным образом в сельскохозяйственном производстве.

Правительство Швейцарии в рамках сельскохозяйственной политики предусматривает поддержание цен на уровне, обеспечивающем рентабельное производство сельскохозяйственной продукции, исключающем перепроизводство отдельных ее видов и гарантирующем такой уровень крестьянским хозяйствам, который сравним с доходом наемной рабочей силы в других отраслях производства страны. С этой целью активно используется механизм регулирования цен, мероприятий по защите местных производителей от конкурентного давления внешнего рынка. Допускаются колебания цен в пределах известного диапазона по зерну, сахарной свекле, картофелю и рапсу. Специфически регулируется производство молока; с этой целью ежегодно устанавливается определенный объем (квота) сданного молока, в рамках которого сдатчикам гарантируется твердая цена.

Защита сельскохозяйственных производителей от внешней конкуренции осуществляется различными методами, в частности в виде регулирования ввоза (главным образом, овощей и фруктов) в зависимости от предложения на внутреннем рынке соответствующей продукции со стороны местных производителей и уровня цен.

Что касается продукции других отраслей, то регулирование цен государством носит ограниченный характер в виде наблюдения за соответствием цен на отечественные и импортные товары и принятия мер в этом направлении. Наибольшей защите подвергаются производители таких товаров, как текстильные изделия, игрушки, музыкальные инструменты и т. п., в виде, главным образом, ограничения конкурентного давления внешнего рынка. Например если цены импортных текстильных изделий на внутреннем рынке оказываются ниже на 15-20% цен сопоставимых швейцарских изделий, то государством могут быть использованы меры по ограничению ввоза этих товаров.

Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных изделий на экспорт. Страна специализируется на производствах высококачественных дорогих изделий, требующих немного сырья, но большого труда. Такому направлению развития промышленности способствовало и то, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой.

3.Органическое сельское хозяйство

Органическое сельское хозяйство является экологически и экономически устойчивой формой ведения сельского хозяйства. Переход к более интенсивному и механизированному сельскому хозяйству, а также широкое использование генно-модифицированных (ГМ) организмов являются серьезными экологическими рисками, приводящими к падению плодородности почв, появлению новых заболеваний и сужению биологического разнообразия. Органическое сельское хозяйство направлено не на дальнейшее упрощение технологий при помощи технических средств, а на максимальное использование свойств саморегулирующихся систем и природных свойств почв, растений и животных. Интенсивное использование в сельском хозяйстве достижений технического прогресса приведет его в тупик как в экологическом, так и в экономическом смысле: перепроизводство влечет за собой падение цен, одновременно с которым происходит рост расходов на оплату труда более квалифицированных работников, покупку техники и оборудования, их модернизацию. Растущие расходы вынуждают предприятие сильнее эксплуатировать ресурсы своих земель, однако разрыв между доходами и расходами сократить принципиально невозможно. Для многих сельскохозяйственных предприятий стран с переходной или развивающейся экономикой вопрос о внедрении новейших технологий даже не стоит.

Органическое сельское хозяйство является методом интенсивного сельского хозяйства, основанным на эффективном использовании всего комплекса местных условий и ресурсов. В развивающихся странах такая форма хозяйствования может быть чрезвычайно благоприятна для устойчивого социально-экономического и экологического развития, поскольку отличается низким уровнем себестоимости и высокой экономической эффективностью. Рынок продукции органического сельского хозяйства (натуральной продукции) является очень перспективным и недостаточно развитым, поэтому открывает перед производителями и экспортерами широкие горизонты.

Экологически чистому производству уделяется в Швейцарии большое внимание. Жители страны стремятся потреблять безопасные для здоровья продукты. В 2005 г. на общем референдуме был принят пятилетний мораторий на использование генетически модифицированных продуктов (ГМП) в отечественном сельском хозяйстве. Этот запрет не распространяется на ввоз в Швейцарию ГМП, но на каждой этикетке товара обязательно должно указываться, что он генетически модифицирован. Аббревиатуры недопустимы.

Все больше популярность приобретает органическое сельское хозяйство. В 2005 г. доля фермерских хозяйств, применяющих органические методы, составила 11% от общего числа фермерских хозяйств в Швейцарии. По прогнозам их рост будет продолжаться. Особенно много фермерских хозяйств, перешедших на экологически чистое производство, в горных районах. По данным Федерального ведомства по статистике в 2005 г. на их долю приходилось 20%.

Натуральная сельхозпродукция может быть реализована на внутреннем рынке, если она соответствует определенным требованиям, содержащимся в законодательстве Швейцарии.

Естественному выращиванию птиц и животных придается большое значение. Швейцария стала первой страной в мире, запретившей батарейную систему содержания птицы. Здесь также недопустимо использование антибиотиков и гормонов в качестве пищевых добавок.

Население Швейцарии, составляющее 7,3 млн. человек, живет на площади, равной 41 284 кв.км. Более 50% населения сосредоточено в или под Цюрихом, Базелем, Женевой и Берном. Плотность населения составляет 176 человек на кв.км. В течение 20 лет население вырастет до 7,6 млн., основной причиной роста является увеличение продолжительности жизни. В 2020 году более 50% швейцарцев будут старше 50 лет, а возрастная группа 50-70 лет, как считается, обладает особо высокой покупательной способностью вследствие наличия свободного времени и денежных средств. По сравнению с более молодыми, у этой возрастной группой количественной потребление продуктов питания меньше, однако внимания качеству и безопасности пищи уделяется больше. Поэтому группа 50-70 лет особенно интересна для производителей натуральной сельскохозяйственной продукции.

В Швейцарии насчитывается более 3 миллионов семей; далее их количество будет увеличиваться вследствие роста населения и сокращения размера самих семей. Более маленькие семьи создают спрос на продукцию с большой добавленной стоимостью и степенью переработки, а также придают меньшее значение цене. Маленькие семьи менее расположены покупать натуральную продукцию.

Доля работающего населения в возрасте от 15 лет в Швейцарии примерно 68%: занято 77% мужчин и 68% женщин этой возрастной группы. Распределение занятости по отраслям выглядит следующим образом: сельское и лесное хозяйство - 4%, промышленность - 25%, услуги - 71%. Цены на основные товары народного потребления значительно выросли за последние годы: за 1997-2003 гг. инфляция цен на продукты питания составила 8,2%, что немного выше среднего прироста цен на ТНП. За этот же период отпускные цены производителей снизились на 9,2%. 8,4% от общего объема частного расходования идет на покупку продуктов питания. Негативная динамика сохранятся уже несколько десятилетий и сохранится в будущем, скорее всего. Причина - в увеличении расходов на страховки, развлечения, путешествия, досуг. В течение последних 10 лет швейцарское органическое сельское хозяйство динамично развивалось. С начала 90-х годов оно активно поддерживается государством и общественными организациями. Быстро увеличивается площадь земель, на которых ведется органическое сельское хозяйство - в начале 2002 года она достигла 103 тысяч га. За прошедшее десятилетие число фермерских хозяйств, применяющих органические методы, увеличилось в 8 раз и к началу 2003 года составило 6 466 (10,8% всех фермерских хозяйств Швейцарии). В дальнейшем рост продолжится, хотя будет уже не столь интенсивным.

Натуральная продукция выращивается в основном в частных семейных хозяйствах, средний размер которых - 16 га. Основная продукция органического сельского хозяйства- зерновые, фуражное зерно, овощи и картофель, молоко и молочные продукты, мясо, яйца.

Швейцарский рынок очень разнообразен: в производстве, переработке и реализации натуральной продукции участвуют сотни малых и средних предприятий. В 2002 году оборот этого рынка составил 677 млн. евро (3,5% от общего оборота швейцарского рынка). В качестве посредников между поставщиками и потребителями доминируют две сети супермаркетов: COOP (50%) и Migros (25%). В настоящее время 75% продукции продается через эти две сети. За ними следуют специализированные магазины (16%), булочные, мясные магазины и небольшие сети (4%). Доля прямых продаж - 5%. По сравнению с другими европейскими странами, супермаркеты явно лидируют на рынке натуральных продуктов питания. Кроме того, существует ряд оптовых компаний, импортеров и агентов, специализирующихся на импорте натуральной продукции. Сеть COOP продает натуральные продукты питания с начала 90-х годов. В 2002 году объем продаж достиг 526 млн. швейцарских франков. Эта сеть ставит перед собой амбициозные цели: удвоить оборот в течение ближайших лет и завоевать 10% рынка основных продуктов в 2005 году. В 2003 году на ее долю пришлось 25% продаж натуральной продукции, а оборот составил 264 млн. франков.

Однако покупатели считают натуральными не только сертифицированные натуральные продукты (т.е. натуральную продукцию в узком смысле слова), но и интегрированную продукцию или товары, отвечающие более высоким стандартам качества. Рыночная политика торговых компаний основана на акцентировании качества, экологичности и безвредности натуральных продуктов питания. По мере роста спроса происходит динамичное развитие рынка: оборот сертифицированных товаров с 2002 году составил 1.056 млрд. франков (3,5% оборота швейцарского рынка продовольствия). Две трети продаваемой в стране натуральной продукции могут производиться внутри страны, остальное - это те продукты, которые не могут быть выращены в Швейцарии (кофе, цитрусовые и т.д.). Кроме того, потребность в импорте возникает в связи с сезонными колебаниями предложения.

4. Импорт натуральной продукции

Сельское хозяйство обеспечивает 60% потребностей страны в продовольствии. Основная отрасль -- животноводство (75% стоимости сельскохозяйственной продукции). Рейтинг перспективной конкурентоспособности стран мира, составленный специалистами Всемирного экономического форума в Давосе, отводит Швейцарии почетное 6--7-е место. На долю маленькой Швейцарии приходится около 2% мирового внешнего торгового оборота. Основная часть торговых связей обращена к центральной части Западной Европы и к США (более 80% всего грузооборота). Доля России в импорте Швейцарии -- 6%.

В прошлом спектр импортируемой продукции органического сельского хозяйства был очень широк, но объем импорта ограничивался рядом факторов, что затрудняло регулярные поставки. Среди таких факторов: жесткие требования к качеству, требования посредников, транспортно-логистические проблемы. Но несмотря на все трудности, импорт натуральной продукции быстро растет вследствие уверенного спроса (особенно высок спрос на муку, хлеб, фуражное зерно, сою, рис, цитрусовые и сухофрукты). В перспективе увеличение объемов импорта продолжится. За счет внутреннего производства удовлетворяется только 40% спроса на натуральные зерновые. Натуральное молоко и молочные продукты практически не импортируются.

Для импорта продукции органического сельского хозяйства на швейцарский рынок рекомендуется пользоваться услугами местного импортера, а не пытаться реализовать ее напрямую. Импортер может предоставить экспортеру всю необходимую информацию о ситуации на рынке, стандартах качества, условиях доступа на рынок, порядке оформления импорта. Не менее важно, что импортер может оказать транспортно-логистические услуги, которые максимально ускорят доставку товара к покупателю. Коммерческие потребители зачастую предпочитают покупать товары у известного им поставщика, которые возьмут на себя.

. Швейцария - это один из самых интересных рынков для поставщиков вин, поскольку потребление на душу населения одно из самых высоких в мире (сравнимо с показателями Южной Европы). В год потребляется около 23 тысяч гектолитров натурального вина, из них 10 тысяч производится в Швейцарии и 13 тысяч импортируется. Площадь земель, на которых производится натуральное вино, составляет примерно 250 га; при этом общая площадь земель, используемых для виноделия - 15 тысяч га. Доля натурального вина в общем потреблении - 0,8%. Производимое в Швейцарии натуральное вино, в основном, продается напрямую; розничные сети, занимаются также импортом. Натуральные вина занимают особое место в ассортименте продукции органического сельского хозяйства и считаются предметом роскоши..

За последние пять лет спрос на натуральное молоко развивался быстрее, чем предложение, хотя переход на органическое сельское хозяйство фермерских хозяйств в ряде регионов создал там ситуацию перепроизводства. Поэтому ассоциации производителей натурального молока и молочной продукции Швейцарии приняли на себя функцию координации предложения в этом секторе рынка. Ежегодный прирост спроса стабильно находится на уровне 10-20%. В перспективе он немного снизится - до 5-10%.

Товары их натурального молока очень популярны в Швейцарии. В 2002 году почти 10% проданного молока было получено в хозяйствах, ведущее органическое сельское хозяйство. Согласно двусторонним соглашениям между Швейцарией и ЕС разрешается импорт в Швейцарию только натурального сыра, натуральное молоко и молочные продукты не импортируются. В будущем будут ввозиться только определенные всемирно известные сорта сыра из Франции и Италии. До недавнего времени эту продукцию можно было купить только в специализированных магазинах.

Заключение

В своей работе я рассмотрела и произвела анализ почти большой части сельского хозяйство.

Итак, Швейцария - одна из самых развитых в индустриальном отношении стран мира, занимающая одно из первых мест по опытности и квалификации инженеров и рабочих, качеству производимой продукции и по размерам прибылей, которые получает Швейцария от промышленных предприятий, находящихся в самой стране и за ее пределами, от громадных капиталовложений. Эта небольшая страна играет заметную роль в мировой политической жизни.

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Высокий уровень концентрации капитала сочетается с относительно невысокой степенью концентрации производства.

Швейцария функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия. Сельское хозяйство Швейцарии имеет ярко выраженную животноводческую направленность , отличается высокой урожайностью и производительностью труда, имеет мелкие и средние предприятия, укрепленную фермерскую хозяйству, хорошо развитую органическую сельскую хозяйству, где выращиваются натуральные продукты для потребления и для импорта.

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика- М.:2006

2. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. В.П.Колесова, Осьмовой М.Н.-М.: 2005

3. Журнал « Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий» 2008

4. Земля и человечество. Общий обзор/ В серии «Страны и народы».-М.:2006

5. Экономика сельского хозяйства. Под ред. И.А.Минакова-М.:2007

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.