В настоящее время на территории Ростовской области функционирует ряд ремонтных предприятий, выполняющих сложные (капитальные) ремонты различных марок тракторов и зерноуборочных комбайнов. Многие из них имеют достаточные производственные мощности и могут в короткие сроки увеличить объемы ремонтных работ до необходимого уровня. Однако большинство из них испытывают те же экономические проблемы, что и сами товаропроизводители, а также отечественные заводы сельхозмашиностроения. Низкий платежеспособный спрос товаропроизводителей не позволяет в нужном объеме даже восстанавливать изношенную технику.
При оценке экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной техники большое значение имеет достоверность используемой в расчетах исходной информации, а также корректность методики самой оценки. Важнейшими показателями, необходимыми для выполнения таких расчетов, являются цена новой машины, стоимость ее капитального ремонта, нормативные сроки амортизации, величина текущих затрат по поддержание машины в работоспособном состоянии (текущие ремонты и техобслуживание), качество ремонта, определяющее гарантированный послеремонтный ресурс машины, источники финансирования покупки новой машины или ремонта изношенной, существующая на момент оценки цена собственного и заемного капитала, динамика снижения сезонной выработки машины с увеличением сроков ее эксплуатации и ряд других.
По данным прайс-листов региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01. 2008 г. на рынке сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены на базовые средства механизации (табл. 11).
Таблица 11. Цены приобретения и восстановления тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Ростовской области по состоянию на 1.01.2008г.
Машина
Цена приобретения новой машины, тыс. руб.
Цена капитального ремонта, тыс. руб.
Трактор К-701
1575
405
Трактор Т-150К
960
410
Трактор Т-150 (гусеничный)
982
420
Трактор ДТ-75
624
340
Комбайн «Дон-1500»
2500
300
Из представленных данных видно, что стоимость восстановления (капитального ремонта) различных машин в процентах от стоимости новой машины изменяется в очень широком диапазоне (от 12% у зерноуборочного комбайна «Дон-1500» до 54% у трактора ДТ-75).
Сравнительно небольшой удельный вес затрат на капремонт у комбайна, мо мнению ученых ВНИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, можно объяснить тем, что его средняя сезонная загрузка в 200-300 часов приводит к различной степени износу молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), ходовой системы и т.д. При этом за нормативный срок эксплуатации наиболее существенно изнашивается МСУ, в то время как другие узлы имеют еще существенный эксплуатационный ресурс.
Нормативные сроки эксплуатации приведенных в табл. 6 средств механизации, а также нормативы ежегодных затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт приведены в табл. 12.
Таблица 12 - Нормативные сроки эксплуатации и отчисления на ТО и ТР по базовым средствам механизации полеводства
Нормативный срок использования, лет
Затраты на ТО и ТР в % к цене
всего
в том числе на тек. ремонт
К-701А, К-701
10
9,3
6,8
Т-150, Т-150К
11,5
6,0
ДТ-75 всех модификаций
8
11,4
5,0
«Дон-1500»
9-10
6,5
Нормативы, отраженные в табл. 12, приведенные по данным Ростовского НИИ экономики и нормативов, рассчитывались исходя из нормативной сезонной загрузки тракторов и комбайнов, которая на практике может существенно отличаться от фактической.
С увеличением срока эксплуатации тракторов и комбайнов увеличиваются затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт. Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин приведены в табл. 13.
Год эксплуатации
Марки машин
К-701
Т-150К, Т-150
ДТ-75М
1
0,42
0,36
0,43
2
0,55
0,50
0,60
0,58
3
0,70
0,69
0,74
0,72
4
0,87
0,86
0,90
5
1,00
6
1,09
1,08
1,13
7
1,16
1,12
1,25
1,23
1,15
1,32
9
1,26
1,18
1,39
1,28
1,30
1,20
1,43
Из приведенных данных видно, что среднегодовые затраты на ТО и ТР по рассматриваемым машинам соответствуют пятому году их эксплуатации (коэффициент дифференцирования затрат равен 1,00).
Для машин, которые отработали установленный срок амортизации, затраты на ТО и ТР исчисляют умножением затрат предыдущего года на коэффициент 1,05 (согласно утвержденных министерством сельского хозяйства нормативам, выработанным на основе эмпирических наблюдений НИИ экономики и нормативов).
Для принятия обоснованного решения об эффективности восстановления сельскохозяйственной техники по сравнению с приобретением нового аналога необходима также информация об остаточной стоимости машин по годам их эксплуатации (табл. 14).
Средняя остаточная стоимость в процентах к балансовой стоимости новой машины
79
80
83
63
65
64
68
52
54
56
43
44
48
45
38
42
37
32
30
28
26
35
25
18
21
31
20
15
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14